Волынская резня упа 1943 44 гг. Волынская резня. Историческая справка

В Польше вспоминают жертв Волынской трагедии 1943 года и обещают призвать Киев к ответственности

11 июля Польша вспоминает жертв массового геноцида польского населения, устроенного в 1943 году бандформированиями так называемой Украинской повстанческой армии (УПА) на оккупированной нацистской Германией территории бывших польских "восточных кресов". В историографии террор известен под названием Волынская резня.

Начиная с воскресенья 9 июля, по всей Польше проходят поминальные акции и памятные мероприятия, посвященные жертвам Волынской резни. В них принимают участие представители польской общественности, творческой интеллигенции, действующие политики и депутаты сейма, простые граждане. В ходе этих мероприятий звучат открытые призывы к Украине с требованием прекратить прославление военных преступников из ОУН-УПА, ответственных за террор в отношении польского населения, и признать действия украинских националистов в отношении польского населения Волыни актом геноцида.

Массовые убийства в канун христианских праздников

День 11 июля 1943 года стал апогеем трагедии польского населения Волыни. В этот день украинскими националистами одновременно были атакованы 167 польских сел. По данным польской исследовательницы Евы Семашко, только за два дня они уничтожили свыше 4000 поляков. При этом жертвами озверевших боевиков УПА становились в основном женщины, старики и дети - то есть, люди, которые не могли оказать сопротивление.

Всего же в июле 1943 года на Волыни от рук украинских карателей погибли около 10 тысяч поляков, а общее количество жертв Волынской резни исчисляется цифрами от 30 до 80 тысяч человек.

Решение о проведении массового террора в отношении польского населения было оформлено на третьей конференции ОУН Степана Бандеры (напомним, что еще в 1940 году Организация украинских националистов раскололась на более умеренное и более радикальное крыло, возглавили которые, соответственно, Андрей Мельник и Степан Бандера), которая состоялась в феврале 1943 года. Как показал впоследствии на допросе в НКВД член Центрального провода ОУН Михаил Степаняк, решение об усилении вооруженной борьбы против поляков и красных партизан (читай, о проведении массовых этнических чисток) было принято под влиянием Романа Шухевича. А непосредственным осуществлением карательных акций занималась уже созданная к тому моменту времени УПА, которой в 1943 году командовал Дмитро Клячкивский, более известный под псевдонимом Клим Савур (в начале 1944 года его сменил сам Шухевич).

Целью этих акций стало полное уничтожение польского населения Волыни, которое, по мнению лидеров ОУН-УПА, представляло угрозу для независимого украинского государства.

Начало наиболее массовых и систематических акций по уничтожению польского населения Волыни приходится на март-апрель 1943 года. Притом, как отмечает исследователь истории ОУН-УПА Алексей Баканов, их пик пришелся как раз на пасхальную неделю в третьей декаде апреля.

Новая, куда более сильная и охватывающая практически всю территорию Волыни волна геноцида пришлась как раз на первую половину июля, в канун праздника святых апостолов Петра и Павла. Интересно, что современные идейные наследники бандеровцев, проводящие карательную операцию в Донбассе, даже в этом стараются подражать своим кумирам. Многие очевидцы подтверждают, что усиление обстрелов и провокаций со стороны ВСУ происходит как раз в канун великих православных праздников.

Борьба против исторической правды

В 2016 году Польша официально установила 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершенного украинскими националистами. Тогда же на экраны вышел фильм режиссера Войцеха Смажовского "Волынь", повествующий о тех страшных событиях и показывающий те зверства, которые совершали бандеровцы в отношении мирного польского населения. Это вызвало шквал негодования со стороны современных украинских нацистов. Естественно, прокат фильма на Украине был запрещен, а по стране прошла волна открытых антипольских акций.

Самые громкие из них, о которых уже упоминал Царьград, - разрушение памятника жителям польской деревни Гута-Пеняцкая на Львовщине, убитым карателями из украинской дивизии СС "Галичина" в феврале 1944 года, и обстрел из гранатомета консульства Польши в Луцке.

Примечательно, что польский консул на Волыни Веслав Мазур был замечен в крайне резких высказываниях в адрес украинцев, отрицающих факт геноцида поляков, и советовал им "подучить свою историю". Интересно, что виновные в совершении данных преступлений так до сих пор не найдены и не привлечены к ответственности. Как и следует в таких случаях, официальный Киев обвинил во всем вездесущую "руку Кремля", которая, дескать, спит и видит, как поссорить украинцев и поляков.

Официальная Варшава сделала вид, что удовлетворена такой отмазкой "партнера". Однако все точки над "i" расставило недавнее заявление главы польского МИД Витольда Ващиковского, который пообещал, что "Польша не пустит Украину в ЕС с Бандерой". Последовавшие вслед за этим проклятия в адрес поляков со стороны "украинских патриотов", на которых также акцентировал внимание Царьград, не оставили никаких сомнений в том, кто в действительности заинтересован в том, чтобы скрыть историческую правду.

Польский историк: Прославление бандеровщины обернется для Украины изоляцией

"Я не считаю, что исторические проблемы должны играть главную роль в двусторонних отношениях между народами. Хотя, вы не можете считаться другом и союзником Польши до тех пор, пока вы строите свою национальную идентичность на поклонении преступникам, принимавшим участие в геноциде польского населения. Невозможно говорить о прощении до тех пор, пока Бандера и Шухевич почитаются в Киеве в качестве выдающихся героев Украины", - заявил корреспонденту Царьграда польский историк и общественный деятель Бартош Бекер.

По словам эксперта, польская поддержка Киева часто переоценивается, но несомненным фактом является то, что для Варшавы Украина имеет важное значение как пространство для соперничества с Россией.

"В соответствии с геополитическими планами Польши, независимая прозападная Украина должна играть роль стратегического буфера, отделяющего нашу страну от имперских амбиций России", - добавил собеседник Царьграда.

Бекер уверен в том, что такая политика будет продолжаться и в дальнейшем. Однако сегодня польское руководство сталкивается с одной очень неприятной проблемой.

"Дальнейшее польско-украинское сотрудничество теряет общественную поддержку, вследствие заносчивости Украины в области исторической политики. Закон и порядок больше не могут игнорировать бандеровщину. После серии дипломатических инцидентов, совершенных украинской стороной, министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский заявил, что Украина должна забыть об интеграции с Европой до тех пор, пока считает своим героем Бандеру. И это вызвало возмущение не только со стороны украинских националистов", - заявил польский историк.

По его словам, Варшава дала четкий и однозначный сигнал Киеву, не направив даже приглашения президенту Порошенко на саммит "Трех морей", организатором которого выступила Польша, и который собрал 12 стран Адриатического, Балтийского и Черноморского регионов. Таким образом, Варшава предупредила, что Киев может лишиться поддержки и даже остаться в изоляции, если политика глорификации военных преступников ОУН-УПА будет продолжаться.

"Сегодня польско-украинские отношения находятся на самом критическом уровне с момента "Евромайдана" 2014 года", - резюмировал Бартош Бекер.

Дмитрий Павленко

Подпишитесь на нас

Волынская резня или еще её называют Волынская трагедия – под таким названием вошел в историю чудовищный межнациональный политический конфликт, который произошел в 1943 году на территории Волыни. Во время этих событий в марте 1943 года совершились массовые убийства польского населения Украинской повстанческой армией (УПА), а ответные действия, предпринятые польской стороной, привели к уничтожению украинцев, проживающих на территории Волыни и Тернопольщины.

Эти кровавые события средины 20 столетия до сих пор являются одним из самых загадочных эпизодов Второй мировой войны, а историки уже долгие годы пытаются разобраться, что же спровоцировало эту трагедию. Слишком много к тому времени накопилось причин, среди которых оказались и территориальные претензии, и геополитические интересы, и конфессиональные разногласия, и даже исторические обиды. Но события 70-летней давности затрагивают не только отношения украинского и польского народа, они имеют отношения ко всей европейской цивилизации.

Причины конфликта

Истоки этого польско-украинского конфликта

следует искать в прошлом, тесно объединившем эти два соседних славянских народа, а также во взаимных обидах и недоразумениях, которые веками накапливались в их отношениях.

  • Очень долгое время (в 16-18 веках) украинские земли находились под властью Речи Посполитой, а это сопровождалось восстаниями и бунтами, которые поднимали украинцы. Польские власти в свою очередь жестоко подавляли украинское национально-освободительное движение. Чувство обоюдной неприязни между двумя соседними народами сохранялось на протяжении столетий.
  • В 1918-1920 годах произошел вооруженный конфликт между Польшей и Украиной. В результате земли Западной Украины оказались в составе Польской республики. Украинцы с тех пор считали, что именно Польша помешала им создать независимое украинское государство.
  • В предвоенное время Польша проводила на своих восточных территориях политику полонизации: ликвидировались украинские школы, запрещался родной язык, преследовалась православная церковь. Польские власти начали массовое переселение поляков на украинские земли, что вызвало ненависть со стороны местного населения.
  • Деятельность созданной в 1929 году ОУН носила антипольский характер и была направлена против польского государства. Участники этой организации устраивали не только акции протеста и саботажа, но и занимались грабежами польских учреждений и нападениями на польских помещиков. С приходом к власти Степана Бандеры все чаще стали организовываться карательные и террористические акты. В свою очередь польские власти для подавления подобных действий провели с особой жестокостью военно-полицейскую операцию, известную как «Пацификация» (умиротворение). Можно сказать, что эти же события повторились с точностью до наоборот уже в 1943 году.
  • Во время Второй мировой войны польско-украинский конфликт усилился и приобрел ярко выраженный преступный характер, апогеем которого и стали волынские события.

Ход волынских событий

Случаи уничтожения польского и украинского населения случались и ранее, но широкомасштабный характер они приобрели весной 1943 года. Именно тогда руководством ОУН было принято решение об изгнании с волынских земель проживающих там поляков. Сначала эти действия должны были распространиться только на тех, кто сотрудничал с немецкой администрацией, затем и на переселенцев из Польши, приехавших в межвоенный период, а в конечном итоге это затронуло всех лиц польской национальности, проживающих на территории Волыни.

В конце 1942 года начались первые столкновения украинцев с поляками, постепенно превратившиеся в вооруженный конфликт. На Волыни в это время ОУН вооружила более двадцати тысяч человек, которые являлись серьезной и угрожающей военной силой.

Мирное польское население имело шанс выжить, ведь поначалу УПА предлагала полякам добровольно выехать на свою этническую родину – в Польшу. Но руководители Речи Посполитой, находясь в тот момент в Лондоне, никак не хотели потерять Волынь, поэтому отдали приказ – не оставлять эту территорию. Все понимали, что назревает серьезный конфликт, который ни одна из сторон не попыталась предотвратить. И тогда случилась страшная трагедия, утопившая волынские деревни в крови.

Первое нападение на польское поселение произошло в апреле 1943 года – это была село Янова долина. В результате карательной акции отрядами УПА было уничтожено около 800 мирных жителей польской национальности.

Своего пика событие известное, как Волынская резня, достигло в средине июля, когда было организовано одновременное нападение на 150 деревень и колоний с польским населением. Эти зверские карательные операции сопровождались страшным насилием и жестокостью. Отряды, которые совершали это жуткое злодеяние, называли «резуны», ведь они не жалели никого — ни детей, ни женщин, ни стариков. Налетая на польские деревни, бандиты без единого выстрела истребляли население, используя ножи и косы, а деревни и хутора чаще всего сжигали.

Кроме воинов УПА в кровавой вакханалии принимали участие также жители украинских сел.

Отряды Армии Крайовой совместно с полицией, которая состояла преимущественно из поляков, предприняли ответные действия, и тоже стали совершать налеты, но уже на украинские села.

До сих пор точно неизвестно число жертв этой жуткой трагедии. Историки утверждают, что летом 1943 года на Волыни и Тернопольщине было уничтожено около 80 тысяч человек польской национальности, а жертвы среди украинцев достигли 2-3 тысяч.

Путь прощения и примирения

В послевоенное время в СССР это событие широко не афишировалось, и к нему обратились только после распада страны. Руководство независимой Украины разрешило полякам заняться расследованием непосредственно на месте трагедии. В результате были обнаружены места массовых захоронений и проведена эксгумация останков.

Через 70 лет, прошедших после конфликта, Польша и Украина сошлись во мнении, что это трагедия для обеих сторон, но польское население пострадало значительно больше, и только взаимное прощение и примирение помогут потомкам преодолеть последствия тех страшных времен.

Украинско-польское вооружённое противостояние

в 1943-1944 гг.

Украинско-польское вооружённое противостояние на Волыни в 1943-1944 гг. вошло в историю под названием «Волынская резня». В ходе этого конфликта, по польским данным, украинские националисты истребили более 36 тыс. человек1. Западноукраинские историки и журналисты в последние годы манипулируют цифрами и фактами, стремясь уменьшить вину головорезов Украинской повстанческой армии (УПА) или опровергнуть их участие в геноциде польского населения, представить убийства мирных поляков ответом УПА на польский террор против украинского населения Холмщины2 и Волыни. Прологом этих событий они считают убийства поляками представителей украинской интеллигенции на Холмщине в 1942-1943 гг.3, связывают акции отрядов украинских националистов против польского населения с действиями польской полиции. Например, убийство в Порицке (полное название - Старый Порицк) Иваничевского района Волынской области большой группы мирных поляков - с убийством немцами и польскими полицаями двенадцати человек в селе Нехвороща и девяти - в селе Хмелева 20 мая 1943 года4.

Встречаются утверждения типа того, что «многие из погибших украинцев принадлежали к “полувоенным” подразделениям самообороны (по-украински - самооборонним кущовим відділам - СКВ), а также к гражданской, иногда вооружённой сети ОУН»5 (Организации украинских националистов). Это, по мнению автора цитаты, позволяет рассматривать действия польских вооружённых формирований как военные преступления против мирного украинского населения6. Уместно вспомнить, что термина «иногда вооружённая сеть» в международном гуманитарном праве нет, его «изобретение» указывает на уровень «научности» аргументов западноукраинских историков.

Ещё одно направление фальсификации истории Волынской резни - попытки доказать, будто виновниками гибели мирного польского населения были не только польские отряды управления безопасности (Urząd Bezpieczeństwa ) и крестьянские батальоны поляков (Bataliony Chłopskie), но и советские партизанские отряды, а также спецгруппы, якобы замаскированные «под украинских националистов»7.

Причину этих обвинений раскрыл один из современных украинских авторов: «Часто свои акции боевики (УПА. - Прим. авт. ) пытались маскировать под действия советских партизан, чтобы отвести от собственных сил гнев немецких карательных отрядов»8.

Переодевание в советскую и немецкую форму было привычным приёмом вооружённого оуновского подполья, использованным, например, 11 июля 1943 года в Порицке при уничтожении в костёле большой группы мирных поляков (по разным источникам - от 62 до 180 человек). Эти факты отражены в документах гражданского представительства польского эмигрантского правительства: «В течение 11-13 июля банды почти одновременно напали на несколько сёл, расположенных рядом с Порицком. В состав банд входили украинские крестьяне из сёл Самоволя, Грушев, Печихвосты, Стрельцы. Кроме мужчин, в этих бандах можно было увидеть женщин и подростков. Украинцы имели разнообразное оружие, начиная от пулемётов и гранат и заканчивая лопатами и вилами… Вследствие нападения украинцев, например, в колонии Ожешин из 350 жителей в живых осталось около 60 человек. Главным образом спаслись те, кто в момент нападения отсутствовал дома. Нападение произошло в 9 часов утра. Его совершила банда во главе с Григорием Возняком, который был одет в советскую военную форму. На вооружении банды были тяжёлые пулеметы и 6 автоматов. Украинцы выгнали польское население из домов и убили в лесу возле села.

В Порицке банда появилась 11 июля в 11 часов утра. Бандиты были одеты в немецкие мундиры. Польское население в это время находилось в костёле, где проходило воскресное богослужение. Бандиты установили перед костёлом пулемёт и, дождавшись, когда люди начали выходить из него после службы, открыли огонь. От пулемётного огня и брошенных в толпу нескольких гранат погибли около 100 человек. После этого бандиты подложили под алтарь артиллерийский снаряд, обложили его соломой и подожгли. Произошёл взрыв, от которого была разрушена половина алтаря»9.

Такое описание событий не устраивает современных западноукраинских историков. Они подвергают сомнению количество жертв. Это ещё одно направление фальсификации фактов, связанных с Волынской резнёй10. Краевед Я. Царук в материале «Волынская трагедия: свидетельства очевидцев»11 приводит сведения, собранные им в 2003-2004 гг. Например, Т. Грицюк (Гошко): «Тогда в костёле убитых было, может, до 40-50, не больше, потому что все разбежались. Все они были похоронены евреями возле костёла… Ещё были убиты поляки в селе, но немного»12. Н. Толта: «В костёле убитых было немного…»13. П. Гавриш: «Поляк Филиппович говорил, что эксперты из КГБ насчитали останки 62 человек, которые были найдены при раскопках возле костёла».

«Конечно, 62 мирных гражданина, - подвёл итог Я. Царук, - расстрелянных ни за что - это тоже много, очень много, но зачем эту цифру увеличивать в 4-5 раз? И не только в Порицке!»14. Затем Царук цитатой из беседы со свидетелем событий В. Малюхой указывает «истинных преступников»: «Сразу после освобождения села от немцев 20.07.1944 г. нас - юношей и мужчин - вызвали в военкомат г. Иваничи и через день отпустили домой, сказав, что через пять дней будут призывать в армию. Однако уже на второй день МГБ (в 1944 г. ведомство носило название - Наркомат госбезопасности. - Прим. авт. ), пограничники и “ястребки” (так в народе называли членов истребительных батальонов и групп самообороны. - Прим. авт. )15 начали забирать юношей и мужчин и под конвоем гнать в Иваничи… Сели у дороги отдохнуть, а “ястребок” Семён Кульба говорит, чтобы я снимал ботинки, потому что они мне не нужны, всё равно “в расход”. Разместили нас в сарае в Иваничах, человек около 150. Через день на допрос вызвали и меня. Захожу в комнату. За столом сидит капитан НКВД, ещё один офицер стоит сбоку. Тот, что сидел за столом, показался мне знакомым, но я не мог вспомнить, где видел это лицо.

Ну, так кто в вашем селе убивал поляков? - спросил он.

А откуда я могу знать?

Не знаешь, не видел?

Не знаю, не видел.

Подскажи ему, - сказал капитан, обращаясь ко второму офицеру.

Ни слова не говоря, тот со всей силы ударил меня кулаком в лицо так, что выбил зуб. Кровь потекла изо рта, зашумело, загудело в голове.

Ну, вспомнил, кто убивал поляков?

И тут я вспомнил, где видел этого капитана. А это было летом 1943 года, когда к нам во двор пришли несколько вооружённых людей. Они искали поляков. Среди них и был тот, кто сидел за столом в форме капитана НКВД. Тогда в селе он жил как военнопленный у крестьянина Борщевского. Немцы его отпустили, а может, он из лагеря сбежал. Потом он был у бандеровцев как специалист по военному делу. Он всё допытывался у отца, нет ли у нас поляков, заглядывал в овин, в дом. Звали его Колькой.

Закипела у меня злость и обида, и я, не задумываясь, выпалил:

За что вы меня бьёте? Это же вы, Колька - военнопленный, ходили у нас по комнате, кухне, кладовой, сараю и искали поляков. Это вы, вы!

А через несколько дней забрали меня на фронт»16.

Таким образом, убийцы представлены «переодетыми агентами НКВД». Но ряд деталей указывает на недостоверность воспоминаний В. Малюхи. Сомнительно, что за 4 дня в освобождённом Красной армией селе успели организовать и вооружить истребительный батальон или группу самообороны. История создания этих формирований на Западной Украине исследована достаточно. Из опубликованных документов известно, что с момента освобождения областного центра до появления директивного документа о создании истребительных батальонов в городах и сёлах области проходила неделя, ещё около двух недель отводилось на подбор и утверждение командного состава17.

Серьёзные сомнения в правдивости рассказа вызывает и то, что офицер НКВД отпустил столь «опасного свидетеля», который его якобы «изобличил», на службу в Красную армию.

Ещё одно основание для сомнений - утверждение Малюхи, будто его направили на фронт. Призывники из западных областей проходили через запасные полки. Там тщательно проверяли их возможную причастность к националистическому подполью. Тех, кто вызывал сомнения, по утверждениям украинских авторов, вместо фронта направляли в лагеря, где вместо винтовки вручали кирку18. Такая участь постигла бы Малюху, если бы он оказался «опасным свидетелем». Его рассказ противоречит реальности того времени.

Вызывает вопрос такой аспект свидетельств очевидцев Порицкой трагедии Е. Кулаковской и Т. Грицюк (Гошко)19, как похороны убитых поляков евреями. Откуда их привлекли, если «Информационные обзоры регионального провода ОУН»20 за 1943-1944 гг., в которых подробно охарактеризован национальный состав населённых пунктов, указывают, что к лету 1943 года евреев в оккупированных сёлах и городах Волыни уже не было? Можно предположить, что в качестве похоронной команды националисты использовали обитателей еврейского лесного лагеря УПА, располагавшегося вблизи Порицка21. Иных вариантов нет.

Лесные лагеря существовали с 1941 по 1944 год - с начала оккупации Западной Украины немецко-фашистскими войсками до её освобождения частями Красной армии. Содержавшиеся в них евреи, спасаясь от геноцида, лечили раненых и больных бандеровцев, стирали для них бельё, ремонтировали обувь, одежду и хоронили останки жертв украинских националистов. По свидетельству участницы событий Б. Эйзенштейн-Кошев (B. Eisenstein-Koshev), большинство обитателей этих лагерей перед приходом Красной армии расстреляли националисты22.

Личности порицких убийц известны. Польский исследователь, бывший военнослужащий Армии Крайовой В. Филяр (Władysław Filar)

утверждал, что нападение на костёл в Порицке совершил отряд УПА во главе с Н. Квитковским («Огородничуком»)23.

Как свидетельствуют документы ОУН, этот случай был не единичным. Так, отчёт службы безопасности ОУН(б) об антипольских акциях отрядов УПА в районе Млынив с 1 по 10 сентября 1943 года сообщал: «На протяжении отчётного периода ликвидированы 17 польских семей (58 человек)… Территория полностью очищена. Чистокровных поляков нет. Дела смешанных семей рассматриваются»24.

Ясность по поводу расправ внёс и командир группы «Озеро» Ю. Стельмащук («Рудый»). Вот строки опубликованного в «Летописи УПА» протокола его допроса следователями НКВД 20 февраля 1945 года: «Согнав вместе всё польское население в одно место… начинали резню. После того, как не осталось ни одного живого человека, выкапывали большие ямы, сбрасывали туда трупы, засыпали их землёй… Так мы переходили от села к селу»25.

Как видим, признания убийц не оставляют сомнений.

В межнациональных конфликтах непросто определить правых и виноватых. Пелена ненависти застилает глаза обеим сторонам, порождая ничем не оправданную жестокость. Не была исключением и Волынская резня. Можно согласиться с мнением украинского исследователя И. Ильюшина о корнях этой трагедии: «Кровавое противостояние было следствием, с одной стороны, польского шовинизма, а с другой - украинского национализма, которые обесценивали человеческую жизнь, оправдывая это патриотическими лозунгами. И тут нет оправдания ни одной из сторон»26.

Таков объективный подход к оценке Волынской резни.

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ільюшин І.І. Українська повстанська армія і Армія Крайова. Протистояння в Західній Україні (1939-1945 гг.). Київ, 2009. С. 279.

2 Холмщина - Холмская Русь, Забужье - историческая область XIII - начала XX в. на левобережье Западного Буга (современная территория Польши). Название от г. Холм. В Галицко-Волынском княжестве, с середины XIV в. в Литве, Польше, Австрии, с 1815 г. в России, с 1919 г. в Польше (Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru).

3 Шевц i в А. Закерзоння: Украïнський рахунок // Украïнський визвольний рух: науковий збiрник. № 11. Львiв, 2007. С. 223, 228.

4 Царук Я.В. Волинська трагедія: свідчення очевидців // День: www.day.kiev.ua.

5 Шевц i в А. Указ. соч. С. 221.

6 Там же. С. 222.

7 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 279; Шевц i в А. Указ. соч. С. 229, 231; Царук Я.В. Указ. соч.

8 Патриляк І. Український визвольний рух у 1942 р. // Український визвольний рух: науковий зб iрник. № 7. Львiв, 2006. С. 219, 220.

9 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 261, 262.

10 Архіви окупації. 1941-1944. / Упоряд. Н. Маковська. Київ, 2008. С. 852; Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 279; Семененко В.І., Радченко Л.О. Історія України з прадавнiх часiв до сьогодення. Харкiв, 2000. С. 429; Шевц i в А. Указ. соч. С. 221-232.

11 Царук Я.В. Указ. соч.

15 Истребительный батальон (группа самообороны, «ястребки») - добровольческое военизированное формирование советских граждан в годы Великой Отечественной войны, а также в период ликвидации вооружённого националистического подполья в западных районах СССР. С 1944 г. высшим органом руководства ими было Главное управление по борьбе с бандитизмом НКВД СССР (создано приказом наркома внутренних дел СССР № 001447 от 1 декабря 1944 г.). «Ястребки» сыграли важную роль в борьбе с националистическим подпольем. Первоначально истребительные батальоны и группы формировались на добровольной основе из просоветски настроенных жителей. Затем в их состав начали включать освобождённых от уголовной ответственности националистов, добровольно сдавшихся властям. К концу февраля 1945 г. на западе Украины было создано 2336 таких групп. Со временем их численность увеличилась до 300 тыс. человек. Истребительные батальоны охраняли объекты народного хозяйства и населённые пункты от нападений боевиков УПА, участвовали в боевых операциях по ликвидации бандподполья. См.: Безносюк О. Винищувальні батальйони в боротьбі проти збройних формувань ОУН та УПА на теренах Станіславщини в 1944-1945 рр. // Галичина (Iвано-Франківськ). 2008. № 14. С. 364-370; Галів М., Iльницький В. Створення та дiяльнiсть винищувальних батальйонiв у Дрогобицькiй областi (1944-1948) // Український визвольний рух: науковий зб iрник № 12. Львiв, 2009. С. 195-230; Шелюг М.П. Участие населения западных областей Украины в разгроме бандеровщины // Украинские страницы: http://www.ukrstor.com.

16 Царук Я.В. Указ. соч.

17 Галів М., Iльницький В. Указ. соч. С. 196, 197.

18 Ступницкий Ю. Спогади про пережите. Львів, 2004. С. 78-81.

19 Царук Я.В. Указ. соч.

20 Польсько-українські стосунки в 1942-1947 роках у документах ОУН та УПА. Т. 1 / Відп. ред. та упоряд. В.М. В’ятрович. Львів, 2011. С. 204-269.

21 Шанковський Л. Iнiцiятивний комiтет для створення Української головної визвольної ради // Лiтописи УПА. Т. 26. 2001. С. 59, 60.

22 Betty Eisenstein-Koshev. Die yden in Volin. New-York, 1957. P. 62-64.

23 Filar W. Przed akcją «Wisła » był Wołyń. Warszawa, 2000. S. 40.

24 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 246.

25 Літопис УПА. Нова серія. Торонто - Львів, 1997. Т 9. С. 442.

26 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 248.

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) - этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц других национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам. Убивали всех - женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.

Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче - не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.

Так было убито несколько десятков тысяч человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились не украинцами и жили на украинской земле.

Организация украинских националистов (бандеровское движение) /ОУН(б), ОУН-Б/, или революционная /ОУН(р), ОУН-Р/, а также (кратковременно в 1943) самостийно-державная /ОУН(сд), ОУН-СД/ (укр. Організація українських націоналістів (бандерівський рух)) - одна из фракций Организации украинских националистов.В настоящее время (с 1992 года) преемником ОУН(б) называет себя Конгресс украинских националистов.

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 - 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.

Эти массовые убийства были настоящей резней. Представление о ее кошмарной жестокости волынского геноцида дает фрагмент из книги известного историка Тимоти Снайдера:

«Первое издание газеты УПА, вышедшее в свет в июле, обещало «позорную смерть» все полякам, оставшимся на Украине. УПА была в состоянии осуществить свои угрозы. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов…. В течение 1943 г. подразделения УПА и специальные отряды Службы безопасности ОУН убивали поляков как в индивидуальном порядке, так и коллективно в польских поселениях и деревнях, а также тех поляков, которые жили в украинских деревнях. Согласно многочисленным, подтверждающим друг друга сообщениям, украинские националисты и их союзники сжигали дома, стреляли или загоняли внутрь тех, кто пытался бежать, а тех, кого удавалось поймать на улице, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла. Чтобы запугать оставшихся в живых поляков и вынудить их к бегству, бандиты выставляли обезглавленные, распятые, расчлененные или выпотрошенные тела».

Даже немцы поражались их садизму – выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех – женщин, детей…

Геноцид начался в городах. Мужчин "неправильной" национальности сразу забирали в тюрьмы, где позже расстреливали.

Территория Волыни в разные периоды находилась в составе различных государств. С Х века она была в составе Киевской Руси и начиная с конца XII века стала составляющей частью Галицко-Волынского княжества, а уже со второй половины XIV века земли Волыни захватывает Великое княжество Литовское, но в результате отречения литовского короля от своих наследственных прав на Литовское государство в 1564 году в пользу польской короны и принятия Люблинской унии в 1569 году Волынь оказывается в составе Речи Посполитой под польским патронатом. С 1793-95 годов Волынь входит в состав Российской империи на правах Волынской губернии. Но в 1920 году Волынь снова оказывается в составе Польши. В 1939 году она входит в состав Украинской ССР. Из приведенной хронологии понятно, что, будучи в составе различных государств волынские земли имеют далеко не однородный этнический состав.

Основные конфликты на Волыни происходили между польской шляхтой и коренным ее населением, нынче именуемым - украинцами. Последний межэтнический конфликт, произошедший на волынских землях, вошел в историю под названием «Волынской резни», официально начавшейся весной 1943 года. До весны 1943-го года уже были единичные случаи истребления мирных поляков бандами украинских националистов еще в 1942 году, но они не носили масштабный массовый характер как в 1943-44 годах. Количество жертв польской национальности уничтоженных ОУНовцами, у которых были установлены имена и места гибели, насчитывается не менее 36750 человек. С польской стороны давались оценки от 30 до 80 тыс. погибших.

Польские жители Волыни и Полесья в большинстве своем являлись не автохтонным населением этого региона, хотя были и коренные жители этих мест из поляков. Жили в особых населенных пунктах - колониях. Колонистами становились ветераны войн за независимость Польши и прежде всего те, кто воевал против Советской России. Они становились владельцами больших наделов земли, некогда принадлежавших православным крестьянам и местное население, как правило, их за это ненавидело. Польским властям было, разумеется, наплевать на настроения православного украинского крестьянства, и на то чем чревата откровенная колониальная политика, во что она может обернуться. Этот факт так же можно считать предпосылкой «Волынской резни». Как показывает история, большая доля жертв в «этнических чистках» приходится на самую беззащитную часть населения - женщин, детей и стариков. Никакие политические обстоятельства не могут оправдать преступления против матери и ребенка. Даже в преступном мире, в местах не столь отдаленных, с такими лиходеями обращаются как с последними отбросами. Это касается не только вояк УПА, но и тех выродков из Армии Крайовой, а так же поляков, работавших на гитлеровцев, которые в отместку на геноцид УПА начали уничтожать мирное украинское население.

Причины случившегося тянутся из глубины веков. Чтоб представлять полную картину этих событий нам предстоит учесть многие важные исторические подробности.

В тот период, когда на Галичине активно взращивалась украинская идея, Волынь находилась в составе Российского Государства. Но со времен Польши положение автохтонного коренного населения волынских земель мало чем изменилось. Основными землевладельцами и хозяевами жизни на Волыни как была при польской короне, так и оставалась при царской России польская шляхта. Хотя шаги по улучшению жизни крестьян в Волынской губернии со стороны царской власти все же делались. Но либеральные взгляды династии Романовых позволили существовать на территории Российской империи такому образованию как «Королевство польское». (Австрия и Пруссия на захваченных польских территориях не дали полякам таких привилегий). Оно представляло собой часть польских земель, отошедшую к России после Венского конгресса в 1815 году, и пробыло в ее составе до 1915 года. Польская элита была безнадежно больна идеей о «Великой Польше». Шляхта никак не могла смириться с тем, что некогда могучее Польское государство было разорвано и поделено между Россией, Австрией и Пруссией и что прошли те времена, когда Польша представляла военную угрозу для своих соседей. О польской военной экспансии русских земель остались одни воспоминания. Ошибочно было считать, что экспансия прекращена, просто она из военной переросла в культурную. Как раз «украинская идея» является самым убедительным доказательством и плодом польской культурной экспансии на Руси. Ее основоположники поляки Францишек Духинский и Фадей Чацкий наверно и не могли представить себе, что их сочинения станут идеологическим подспорьем «о самостийной Украине» для той «агрессивной массы» без роду и племени, которая через некоторое время начнет уничтожение их же соплеменников - поляков. Идея об отдельном украинском народе, рожденная в польских умах проповедовалась не только в Галичине, бывшей под Австровенгрией, но и на Волыни и других южнорусских землях. В отличие от России, в Галичине «украинская идея» какое-то время пользовалась поддержкой австрийской короны. В Галичине изначально ее лоббистами были тоже поляки, но появление предателей из своего коренного русского населения не заставило себя долго ждать. Вот некоторые активные деятели «украинства» в Галичине: Митрополит Андрей Шептицкий (поляк), историк Михаил Грушевский, депутаты галицкого сейма Юлиан Романчук и Анатолий Вахнянин. Как только «украинская партия» на Галичине стала принимать активное участие в политической жизни и занимать ключевые посты во власти, тогда с поляками у нее начались трения. Шляхта хотела видеть в русинах отступниках, называвших себя украинцами исключительно «преданных хлопов», но их надежды оказались тщетны.

Откровенную четкую точку зрения в отношении возникновения «украинства» и Украины мы можем увидеть в высказывании польского ксендза Валериана Калинки:«Если Грыць не может быть моим, тогда не будет он ни моим, ни твоим!». Несостоятельность воссоздания «Великой Польши» впоследствии запустила маховик создания «самостийной Украины». Но вот только не стал украинец любить своего пана - поляка. Доля вины в гибели польского мирного населения ложится не только на УПА, но и в равной степени на тех, кто заложил эту мину замедленного действия еще задолго до произошедшей «Волынской резни». (Имеется ввиду инициатива создания украинской нации).

Отщепенцы из украинского лагеря, отрекшиеся от своего Русского имени, впитали в себя весь яд польской ненависти ко всему русскому и перенесли всю свою злость в «самостийнические» амбиции. В годы Великой Отечественной войны они вцепились в горло тому народу, из которого фактически вышли их создатели. Масла в огонь так же добавила человеконенависническая доктрина «Украинского интегрального национализма» Дмитрия Донцова взятая за идеологическую основу ОУН, - «Украина для украинцев!».

К моменту нападения Германии на Советский Союз у ОУН(Б) уже имелся разработанный план строительства «Украинской Державы». Той «Державы», в которой не украинцам отводилась самая незавидная участь. Поляков, живущих на украинских территориях, изначально предполагалось насильственно ассимилировать. Представителей польской интеллигенции и «активистов» планировалось уничтожить.

Со второй половины 1942 года на Волынь начали просачиваться советские партизаны, поэтому оперативная обстановка в регионе кардинально менялась. Для того чтоб не потерять свое влияние в этих краях, возникла крайняя необходимость в устранении с Волыни и Полесья нелояльно настроенных элементов, которые гипотетически могли усложнить борьбу с «красной партизанкой» оказывая ей помощь. К тому же, центральный провод ОУН(Б), по свидетельствам некоторых бандеровцев, не имел абсолютного влияния на все свои территориальные структуры. Поэтому эти структуры начали создавать отряды для борьбы с немцами, что абсолютно не устраивало Центральный провод. Открыто заявить о своем нежелании вести боевые действия против немцев Центральный провод не мог, дабы не утратить собственный авторитет, прежде всего в глазах своего рядового состава. Перед высшим руководством ОУН(Б) стояла задача сориентировать своих рядовых бойцов на борьбу с советскими партизанами и «национальными меньшинствами». В связи с этим после проведенной войсковой конференции начала разрабатываться «военная программа» организации, создание которой завершилось к началу 1943 года. Особое место в ней занимал вопрос «национальных меньшинств», под который подпадали так же и поляки. Поляков предполагалось выселить с украинских земель, а отказавшихся подвергнуть физическому уничтожению.

Мобилизацию кадров в свои ряды из местного украинского населения под эту «программу» украинские националисты проводили под лозунгом «борьбы за независимость». Против кого будут воевать простые люди им не объяснялось, вопрос ставился объективно: «Ты за «Нэзалэжну Украину» или против?». Чаще даже и не спрашивали, приходили к крестьянину бандеровцы и говорили: «Собирайся, ты идешь воевать за «Нэзалэжну Украину!»». Отказ влек за собой расправу. Таким образом, большая часть боеспособного украинского мужского населения Волыни была мобилизована в УПА, что обеспечило немцам тыл на этих землях, поэтому у советских партизан на Волыни не оказалось необходимой военной поддержки среди местного населения для борьбы с гитлеровцами. Весной 1943 года в марте - начале апреля в формирования ОУН(Б) из украинской «вспомогательной полиции» ушли несколько тысяч полицаев - «шуцманов». Они то, как раз и стали основным стержнем УПА, так как имели специальную подготовку и опыт «этнических чисток». Тогда и наступил «звездный час» для выполнения «военной программы». Так началась «Волынская резня », которую возглавил краевой проводник Дмитрий Клячковский («Клим Савур»).

А ведь еще в начале ХХ века Волынь была опорой России во всем Юго-Западном крае. До Первой мировой войны отсюда шла поддержка и направлялась деятельность русофилов на Галичине. Но, так же, как и в Галичине, окончательно все русские тенденции на Волыни были свернуты как пережиток самодержавия с приходом сюда в 1939 году Советской власти. Установление «украинства» на территории Волыни, так же как и на территории всей Украины целиком и полностью соответствовало проводимой в Советских Республиках «коренизации». То, что «украинство» было порождением польского шовинизма и оружием габсбургской империи для искоренения русской культуры, в это никто не вдавался. Фактически Советской властью почва для деятельности украинских националистов была создана благодатная. Бандеровцам не пришлось убеждать крестьян в том, что они украинцы. Поэтому мобилизацию новоиспеченного украинского населения, проведенную ОУНовцами для борьбы за «Самостийную Украину» можно считать успешной. Не маловажно и то, что для всех национальностей в Украине у Советской власти нашлось место, только не для русских, коренное русское население стало украинским. Инакомыслие в отношении «советов» не приветствовалось и ими пресекалось, в результате чего у людей затаилась злоба на Советскую власть. Не нашлось в Украине места пережиткам русского царизма, а пережитки габсбургской монархии (отдельная украинская нация) расцвели буйным цветом, правда, в советском исполнении. ОУНовцы для себя очень выгодно сумели использовать это обстоятельство. Поэтому во время Великой Отечественной войны банды украинских националистов сильно затруднили деятельность советских партизан на западной Украине, задействовав в своих преступных целях весь боеспособный человеческий ресурс под флагом «украинской идеи» и «украинской самостийности».

Но справедливости ради стоит отметить, что были на Волыни и в Полесье сознательные, думающие люди, которые знали и понимали чего стоит эта «самостийная Украина» и кто за этим стоит, они уходили к советским партизанам. Помимо поляков, которые видели в советских партизанах своих спасителей, к партизанам уходили так же и те, кто видел в немцах и «свидомитах» большее зло, закрыв глаза даже на то, что им ни по своей воле пришлось стать украинцами еще при «советах».

Кровавые вакханалии были нужны прежде всего нацистам, для того чтобы кровью убитого польского мирного населения привязать к себе через УПА все боеспособное население Волыни и Полесья. После убийства советских граждан польской национальности путь в ряды советских партизан или Красной армии для участника «этнических чисток» исключался автоматически. Поневоле многие мирные украинские крестьяне становились врагами всего того советского, что в годы Великой Отечественной войны проникало на оккупированные гитлеровцами Волынь и Полесье, в основном благодаря фашистским холуям из ОУН(Б).

В августе 1943 года на состоявшемся III Чрезвычайном Великом съезде ОУН(Б), как раз в самый разгар «Волынской резни», Роман Шухевич был одним из числа многих членов провода, кто выступил в защиту «Клима Савура» по поводу его деятельности, связанной с истреблением поляков. Большинство членов провода ОУН(Б) сочло целесообразным уничтожение польского мирного населения Волыни и Полесья.

УПА оправдала все ожидания нацистов, оттянув несколько десятков тысяч человек мобилизационного потенциала советских партизан. Если бы численность партизан весной 1943 года была не 20-30 тысяч человек, а достигла бы за счет мобилизации местного населения 100 тысяч человек, тыла бы у гитлеровцев в западной Украине не было. Создание УПА продлило войну с нацизмом, отсрочив освобождение территории СССР.

Подводя итог уничтожению мирного польского населения на Волыни и в Полесье в 1943 - 1944 годах приходим к выводу, что проводу Организации украинских националистов (ОУН) удалось в критический для гитлеровцев момент на Восточном фронте утихомирить антинемецкие настроения западноукраинцев, и сдерживать действия советских партизан на западной Украине, втянув местное население в войну с ними. А удалось это Украинской повстанческой армии (УПА) за счет втягивания волынских крестьян в «этнические чистки», в частности в массовые убийства поляков, которые вошли в историю под названием «Волынской резни» и легли несмываемым позором на всех участников этого злодейства.

Олег Мисько

При полной или частичной перепечатке материала ссылка на сайт «Геополитика и мировая политика » обязательна.


Дата публикации: 6 марта 2013 г.