Хазарский каганат – первое государство-паразит. Древняя русь и соседние страны и народы

Где очень подробно обсуждалась тюркская метаисторическая проблематика, я решил выложить свой реферат, посвященный взаимоотношениям Киевской Руси и Хазарского государства в IX-XI веке. Только что сформировавшееся древнерусское государство конфликтует с уже начинающей сдавать свои позиции хазарской имеперией.

В течение многих веков древнерусское государство граничило со степными территориями, с преобладанием кочевых племен и народностей. Становление Руси и славянской общности в целом происходило в течение в тесном контакте с кочевым этническим субстратом и его территориально-политическими образованиями. Особое место в данных внешнеполитических контактах занимала "кочевая империя" того периода -- Хазарский каганат, представлявший из себя как важного торгового партнера Киевской Руси, так и опасного геополитического конкурента.


В период княжения, а скорее опекунства Олега до 903 г. и, очевидно, совместного его правления с Игорем вплоть до 907 г. главной целью политики Киева было дальнейшее "собирание" восточнославянских земель, так что к началу первого похода на Константинополь почти все восточные славяне оказались (возможно, по-разному) в сфере влияния Древнерусского государства. После этого центры внешней политики переместились далеко от пределов Киева в два направления: византийское и восточное. Оба они были взаимосвязаны.

Большую роль в экономической жизни Северного Кавказа играла торговля: местная и международная. Основными центрами торговли (как международной, так и местной) служили города. На противоположных концах Северного Кавказа расцветало два города, одинаково связанных с сухопутной и морской торговлей: Дербент — на юго-востоке, Тмутаракань — на северо-западе.

Северный Кавказ был связан с соседними и отдаленными странами системой путей, по которым осуществлялись как торговые операции, так и военные походы. Чрезвычайно выгодное положение Северного Кавказа на стыке Европы и Азии, близ развитых государств Закавказья, Передней и Малой Азии, и между трех морей — Черного, Азовского и Каспийского — способствовало усилению значения этих путей.

Немаловажное значение имели также и морские пути по Каспийскому морю и Черному. Дербент был крупнейшим портом Каспийского моря, и через него многие области Кавказа были втянуты в международную торговлю.

Номенклатура ввозимых и вывозимых предметов была весьма разнообразна. Для северо-западных и центральных районов наиболее отчетливо заметны связи с Византией, Крымом и Русским государством.

Так из Руси привозились некоторые виды крестов (энколпионы, кресты-тельники), пряжки, серьги, пряслица из розового шифера (типа овручских, XII в.), глиняные поливные яйца.

Через Русь поступал на Кавказ янтарь. Из Булгарин и Руси купцы доставляли хлеб, мед, воск, дорогие меха, скот.

Наиболее мощным политическим объединением, сложившимся в середине VII в. в Приморском Дагестане и восточном Предкавказье, являлся Хазарский каганат. В орбиту созданного хазарами государства были втянуты не только народы Кавказа, но и многочисленные племена кочевников (алан, гуннов савир, булгар, тюрок и др.), сменявших друг друга па степных просторах Причерноморья и Прикаспия.

Ко времени образования Древнерусского государства Хазария утратила былое значение и, обогащаясь пошлинами от русской торговли с Кавказом и Багдадским халифатом, старалась подчеркнуть свою роль как защитника передовых рубежей последнего от русских.

Хазария первой половины Х в. неуклонно шла к упадку и теряла свой политический вес. Это хорошо видно по материалам Константина Багрянородного, для которого Хазария — второстепенная политическая сила, уступающая печенегам, Руси и венграм. Гегемония печенегов на юге Восточной Европы уже определилась, и лишь Северный Кавказ по-прежнему находился под преимущественным влиянием хазар, хотя и там поднялась роль алан, да и Византия из Крыма старалась, лавируя среди местных политических сил, увеличить свое влияние в этом регионе. Отсюда особое внимание Багрянородного к печенегам, расчет на подкуп их вождей с целью натравить на Русь, венгров или хазар.

Арабский географ и путешественник Ал-Идриси даеследующую характеристику печенегам и родственным им венграм и мадьярам, проживавшим на территории граничащей с Русью и Хазарией:"Эта седьмая секция седьмого климата содержит продолжение северной части Зловонной земли и большей части страны Баджнак. Из городов внутренних басджиртов [назовем] Мастр и Кастр. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил.

Что касается страны Баджнак, то она невелика. Там нет, по тем сведениям, что дошли до нас, больших городов, кроме города Йакамуни8. Его жители многочисленны и являются тюрками9, воюющими с [жи¬телями страны] ар-Русиййа, которая граничит с ними со стороны страны ар-Рум1 . Они укрываются в горах и в лесах, чтобы там на них не могли напасть. Народ баджнак подобен [народу] ар-русийа в обычай сжигать своих покойников. Некоторые из них бреют свои бороды, другие заплетают их. Их одежда состоит из недлинной куртки. Их язык отличается от языка русов и от языка басджиртов."

Бассейн Каспийского моря входил в сферу экономических интересов русов, по крайней мере, с IX в. Тогда по Каспию проходил путь, связывавший Восточную Европу со странами Востока. Согласно сообщению Ибн Хордадбеха, этот торговый путь шел по Дону и Нижней Волге, Каспийскому морю до лежащего на его южном берегу города Джурджана (Гургана) и далее в Багдад. Этот маршрут описан Ибн Хордадбехом как путь купцов-русов, из чего можно заключить, что они играли видную роль в торговле на Каспии. О том, что в IX в. русские купцы поддерживали торговые отношения со многими прикаспийскими областями, говорит и указание Ибн Хордадбеха на то, что отправлявшиеся в путь по Каспию русы имели обыкновение высаживаться "на любом берегу" моря. К X в. русы уже имели свою колонию в Итиле, которая, по-видимому, была довольно внушительных размеров, коль скоро для разбора тяжб русов и сакалиба был выделен специальный судья.

Освоение Волжско-Каспийского торгового пути неминуемо должно было поставить русов перед необходимостью налаживания взаимоприемлемых отношений с Хазарией, которая благодаря своему географическому положению контролировала каспийский участок торговли, а также часть караванных путей между Восточной Европой, Средней Азией, Восточным Закавказьем и Ближним Востоком.

Каким образом оформлялись взаимоотношения хазар и русов во время каспийских походов последних, почти ничего не известно. У ал-Масуди сохранилось единственное упоминание о договоре, заключенном русами с хазарским царем во время похода 912—913 г. Согласно этому договору, за право прохода по территории Хазарии русы обязались отдать царю половину захваченной ими добычи. Хотя на обратном пути русы, как и было обусловлено, послали хазарскому царю половину добычи, они подверглись жестокому нападению со стороны проживавших в Хазарии мусульман, которых будто бы возмутили грабительские действия русов в мусульманских областях Прикаспия. Вот как описывает один из виднейших арабских географов Аз-Идриси разрушение русами первой столицы Хазарского каганата во время одного из Каспийских походов: "Что касается города Самандар, то он был некогда крупным про¬цветающим городом. Он был построен Ануширваном, там были са¬ды и виноградники, число которых не сосчитать58. Затем на город обрушилось племя русов и погубило его, так что процветание города ушло в прошлое" .

Кроме того, с начала X в. на южном берегу Каспия произошли неблагоприятные для хазар политические изменения. Большая часть областей этого региона подпала под влияние бухарских Саманидов, с которыми Хазария находилась во враждебных отношениях, поскольку Саманиды угрожали ей со стороны Средней Азии, подстрекая гузов к набегам на Хазарию. Если посмотреть на географию каспийского похода русов, то окажется, что главной ареной их действий были земли, подвластные Саманидам, а также Ширван. Поэтому в 912—913 гг. хазарам было выгодно пропустить русов на Каспий, ибо своими действиями они ослабляли противников Хазарии. О том, что действия русов в значительной степени совпадали с интересами хазар, косвенно свидетельствуют ширванские и дербентские хроники, которые молчат о походе русов, но много говорят о борьбе с хазарами в первые два десятилетия X в.

Следующий поход русов на Каспий, по заключению большинства исследователей, имел качественно иной характер по сравнению с предыдущими, так как грабительская политика русов уступила место завоевательной. Сведения об этом походе русов сохранились у ряда арабских и персидских писателей XI—XV вв., а также в сочинении армянского историка X в. Мовсеса Каланкатваци. По сообщению арабского историка Ибн Мискавейха, оставившего наиболее подробный рассказ об этом походе русов, в 332/943—944 г. отряд русов захватил богатый азербайджанский город Бердаа, расположенный близ реки Куры в армяно-грузинском приграничье. Русы быстро разбили стоявший в городе небольшой гарнизон правителя области Марзбана, который сам в это время воевал в Сирии. Заняв город, русы заявили местным жителям, что готовы гарантировать их безопасность и свободу вероисповедания, если те будут подчиняться новым хозяевам Бердаа. Однако вылазки против захватчиков продолжались, поэтому русы истребили часть городского населения. Тем временем Марзбан подтянул к городу большое войско, однако так и не смог выбить русов оттуда, хотя и изрядно потрепал их отряд. Вторжение мосульского князя в южную часть Азербайджана вынудило Марзбана перебросить на юг свои основные силы, оставив в Бердаа лишь небольшую часть войска. В конце концов русы, ослабленные распространившимися среди них болезнями, а также постоянными стычками с мусульманами, решили оставить город. Ночью они вышли из крепости, нагруженные добычей, добрались до своего лагеря на берегу Куры, где сели на ожидавшие их суда и отплыли домой.

Попытка русов закрепиться в Бердаа, опираясь на поддержку местного населения, не могла не вызвать противодействия Хазарии. По-видимому, именно после похода русов на Бердаа хазарские владыки перестали пропускать русские войска в Каспийское море, что впоследствии дало повод хазарскому царю Иосифу заявлять, что Хазария служит щитом, защищающим исламский мир от воинственных русов, которые, если бы не сдерживающая их натиск Хазария, могли бы дойти и до Багдада.

Утверждение же Иосифа, что он не пускает русов на Каспий, наводит на мысль, что такие попытки со стороны русов предпринимались и после похода на Бердаа. Возможно, изменение каспийской политики Хазарии по отношению к русам и привело к походу Святослава на восток.

Окончательное поражение хазар связано с походом Святослава. В Повести временных лет под 6473 годом (т. е. 965 г.) зафиксировано: "В лето 6473. Иде Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем свои Каганом, и съступишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаров и град их и Белу Вежю взя. И ясы победи и касогы" . Вероятно, речь здесь идет о тех ясах и касогах, которые еще подчинялись хазарам.

Начал Святослав с освобождения от хазарской власти Вятической земли; а затем в 965 г., пройдя по Оке и Волге, русское войско, быть может при участии торков, разбило булгар и буртасов, спустилось по реке, разорило хазарскую столицу Итиль. По Каспийскому морю Святослав добрался до Семендера и, опустошив его, направился вдоль Кавказа на запад. Здесь, двигаясь к Азовскому морю, он распространил русскую власть на асов и касогов. Связи этих земель с Русью оказались прочными и, видоизменяя форму, просуществовали вплоть до монгольского нашествия. На обратном пути вверх по Дону русские взяли Белую Вежу (Саркел) и затем воротились в Киев. Это был продуманный удар, нанесённый Хазарии в надлежащее время, в пору её политической изоляции; этот удар был основан на трезвом учёт экономических и политических интересов Руси. Цель похода заключалась не только в разгроме Хазарии, но и в том, чтобы взять в руки контроль над торговыми путями в Хорезм, Багдад, Контстантинополь по Волге, Дону, на Керченском проливе, на Северном Кавказе, открыть дорогу на Кавказ и прочной ногой стать в Крыму. Это была победа, благотворно отразившаяся на всём развитии Руси и сильно упрочившая её позиции в Причерноморье.

Однако удержание занятого требовало усилий, так как Вятичская земля сохраняла тенденцию к самостоятельности, и понадобился ещё один поход войск Святослава, чтобы принудить её платить дань.

Восточные источники о разгроме Хазарского каганата позволяют думать, что окончательно разгромить Хазарию в 965 г. Святославу не удалось. Согласно арабскому историку Ибн ал-Асиру, хазары после этого поражения обратились в Хорезм. Ценой принятия ислама правителям Хазарии удалось на несколько лет с помощью Хорезма сохранить свою власть в Поволжье и на северо-восточном Кавказе. После разгрома хазарских войск Святослав покорил ираноязычных асов, живших, по-видимому, на Дону, а также касогов (предки кабардинцев и черкесов), обитавших, очевидно, на восточном берегу Азовского моря.

Существование Хазарского государства тревожило Русь. Во время болгарской войны 968 г. печенеги, вероятно, действовали по наущению Византии, но, возможно, и не без влияния хазар, с которыми у них были общие интересы против рвавшихся из-за Волги торков-огузов. Можно полагать, что после заключения мира с печенегами Святослав, прежде чем вернуться на Балканы, решил покончить с Хазарией. Сам он, по-видимому, в новой хазарской войне не участвовал, отчего русская летопись и не сохранила сведений о ней. Но арабский географ Ибн Хаукаль в 358 г.х. (968/969 г.), находясь в Джурджане на южном берегу каспийского моря, видел там беженцев из Хазарии, поведавших ему о разрушении в этом году русами важнейших хазарских городов Итиля и Семендера. Очевидно, это же событие имел в виду и писавший в конце X в. другой арабский географ ал-Мукаддаси (его сведения поступали из Хорезма): "слышал я, что войско, прибывшее из Рума (Византии), называемое Русь, завоевало их (хазар) и овладело страной их". в этом известии ал-Мукаддаси содержится ясное указание на то, что войско русов, покорившее Хазарию, прибыло из Рума; вероятно, это было войско Святослава, пришедшее с ним из владений Византии. Ибн Хаукаль, упомянув о разорении русами хазарских городов, уточняет, что после этого русы ушли обратно в Рум и Андалус.

Итак, следствием походов войск Святослава было уничтожение Хазарского государства и утверждение русского влияния в Подонье и Прикубанье, а также подчинение Вятичской земли. На Нижнем Поволжье позднее утвердили своё господство огузы и волжские булгары, воспользовавшиеся уничтожением Хазарского каганата.

Окончательно осуществлены планы Святослава были при Владимире, который, готовя повое выступление против Византии в Крыму, должен был в 981—982 гг. опять подчинять Вятичскую землю 33, а вслед за ней и Хаза¬рию. «И на Козары шед, победи я и дань на них положи» . Возобновил он русское влияние и на Кавказе, где в Тмутаракани сидел его сын Мстислав: в 987—989 гг. руссы служили эмиру Дербента. Тмутаракань была и важным церковным центром36. Держа в руках Саркел, Корчев и Тмутаракань, имея мирный договор с Булгарией, Владимир, заняв в 989 г. Херсон, заставил Византию счи¬таться с интересами Руси. Как видим, хазарская политика

оказывалась существенным элементом гораздо более важных проблем.

Хазары перешли из внешнеполитической сферы Руси во внутриполитическую вассальную: в 1023 г. Мстислав Владимирович выступил против Ярослава «с козары и с косоги». Политика Руси в Дербенте, в Алании, Гандже и Ширване свидетельствует о прочности занятых ею позиций на Северном Кавказе.

Войны Святослава с хазарами свидетельствуют о растущей мощи Русского государства и об активизации его восточной политики, имевшей целью закрепление в устье Дона и расширение торговых и политических связей с Ираном и Средней Азией. Создались возможности для еще более тесного общения с народами Северного Кавказа.

Русь и Каганат

Третьего июля 968 года князь Святослав положил конец существованию Хазарского Каганата

Только трижды в год Каган нарушал своё уединение. На белом коне он проезжал по улицам и площадям столицы, а позади ровными рядами следовали гвардейцы-нохчи. Смотреть на кагана запрещалось. Тех, кто нарушал этот запрет, чечены тут же протыкали копями.
Тем не менее, к моменту падения каганата в Хазарии сложилась система двойного правления, при которой военную власть осуществляли беки, а за каганами остались жреческие функции и номинальное главенство. Исполнительную власть осуществлял царь-пех. Последним царём каганата был Иосиф бен Аарон. Иосиф разрешил переселиться в Хазарию византийским евреям, когда при императоре Романе на них начались гонения.
Однако мало кому знаком тот факт, что некоторое время Русь была под игом Хазарии, а деятельность киевского князя контролировал хазарский тудун . Нет, хазары не завоёвывали Русь. Просто-напросто, киевские купцы задолжали хазарским ростовщикам, и вынудили князя расплатиться за них независимостью государства. Киев платил хазарам дань не только дань деньгами, но и дань мечами , то есть, воинами. Славяне поставляли хазарам довольно крупные воинские подразделения, и если они терпели поражения, то воинов казнили.

Тудуны были фактическими правителями Киева подобно тому, как в самой Хазарии от имени номинального тюркоязычного каган а власть осуществлял еврейский кагал , в лице человека, именуемого по-тюрксики бек , а по-еврейски ха-мелех . Первым тудуном стал в 839 году хазарский воевода Алмус.

Одним из таких тудунов был и знаменитый Дир, убитый Вещим Олегом вместе с князем Аскольдом во время захвата Киева в 882 году. После этого Олег ещё два года воевал с хазарами и до самого 939 года избавил Русь от их власти.

Однако в том самом 939 году хазарский воевода Песах устроил засаду возвращающемуся из похода русскому войску, разбил его, после чего разорил Киев и восстановил на Руси хазарское господство. Князья снова стали данниками Каганата. Именно для того, чтобы выплатить дань Каганату, Игорь устраивал полюдье – собирал дань с подвластных Киеву славянских племен.

И вот наступила осень 945 года. Князь Игорь только что выплатил хазарам очередную дань, но в этот раз размер дани хазары сочли недостаточной. Пришлось Игорю снова идти по людям и заново добывать мед и шкурки для хазарской дани. Так он снова явился в землю древлян, где и был убит.

У этого события есть и другая версия. По этой версии древляне убили Игоря по наущению хазар. Дело в том, что за год до этого Игорь, с 941 по 944 год воевавший с Византией по требованию Каганата, неожиданно помирился с Империей и заключил с ней пакт о ненападении. Этот пакт был дополнен секретным протоколом о разделе между Русью и Империей Крыма и Северного Причерноморья.

В тот период правил в древлянской земле князь Мал. Скорее всего, это славянское искажение иудейского имени Малх, означающего «царь». Слово это одного корня с упомянутым уже ха-мелехом. Вероятно, его мать была хазарянкой. Этот самый Малх и заманил в засаду дружину Игоря.

Воин Каганата

У древних славян был такой обычай: если кто князя убьет, тот князем и становится. Так рассчитывал сделать и Малх. Убив князя, он намеревался забрать себе во владение всё, что тот имел, включая жену Игоря Ольгу, но та не собиралась становиться женой какого-то Малха, человека, убившего ее мужа. Поэтому, разыграв комедию со свадьбой, Ольга перебила всех этих древлян вместе с их князем.

Впоследствии Ольга пыталась заручиться поддержкой Византии в борьбе с Каганатом, но греки поставили условием крещение. Ольга его приняла. Принять православие она советовала и Святославу, но он ей ответил: «Како аз хочу ин закон приняти един? А дружина моя сему смеятися начнут». В переводе на нынешний язык это звучит так: «Ты чё, мать, меня же мои пацаны заприкалывают».

Несмотря на крещение Ольги, помощь от Византии так и не пришла, и повзрослевшему Святославу пришлось рассчитывать только на свои силы.

В конце концов, 3 июля 968 года князь Святослав Игоревич разгромил хазарскую армию и стер с лица земли Итиль, Семендер и другие хазарские города, а всё хазарское золото было сброшено в Волгу, так как дружинникам Святослава было, что называется, западло брать себе богатство, нажитое на торговле людьми. Выражение «деньги не пахнут» было в те времена, по всей видимости, еще незнакомо нашим предкам.

После разгрома Хазарии нашими славными предками в одном из её осколков образовалось еврейское княжество Жъугьут с центром в первой столице Хазарии Семендере рядом с расположенной теперь в Чечне нынешней станицей Шелковской. Другой осколок иудейской Хазарии - хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано в 1016 году в совместном походе византийских и русских войск.
Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине, находившейся на месте Итиля, подверглось исламизации.

Смотрите также:

GEOPOLITICS OF RUSSIA. RUSSIA AND THE KHAZAR KAGANATE: CONFRONTATION

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical sciences


Abstract
Peculiarities of the economic structure in the Kaganate in VIII – IX centuries, as the reasons of confrontation between Russia and Khazaria, which in the X century led to military confrontation of the two superpowers.

Дальнейшему формированию и развитию Русского государства в середине Х века препятствовал его юго-восточный сосед – Хазария. Антагонистические противоречия в русо-хазарских интересах к тому времени существовали уже на протяжении столетий. Изучению русо-хазарских отношений и истории хазар в современной историографии посвящено большое количество работ . Смертельная схватка между Русью и Хазарским каганатом становилась неминуемой – решался вопрос о том, какая из этих держав будет использовать в интересах своего дальнейшего государственного развития человеческие и природные ресурсы степей и лесов Русской (Восточно-Европейской) равнины. И компромиссов в этой схватке не ожидалось. Из современного названия равнины, за территории которой боролись Русь и Хазария, без всякого труда можно понять, на чьей стороне оказалась победа.

Хазары были тюрками. Родина хазар – прикаспийские степи Северного Кавказа. К концу VI века хазары возглавили союз племен на землях современного Дагестана, ходили походами в Закавказье. Зримым до наших дней свидетельством военного могущества и воинственности хазар является гигантская стена со многими башнями, перекрывающая Каспийские ворота в районе города Дербента – узкий проход из степей Предкавказья между горами Кавказа и Каспийским морем в Иран. Персидские шахи построили двойную Дербентскую стену протяженностью около 3,5 км тысячу пятьсот лет назад для защиты своей страны от набегов хазар.

Во второй половине VI века в степях Азии возникла великая держава – тюркский каганат. В 630 году в каганате вспыхнула междоусобица и держава распалась. Остатки царствующего рода осели в Хазарии и основали там правящую династию. В VII веке хазары оставались по-прежнему язычниками, считали себя наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом, а державу – каганатом. К началу VIII века Хазарский каганат занимал территорию современного Дагестана, прикубанские, приазовские степи, часть Северного Причерноморья и большую часть Крыма с приморскими городами. В конце VII – начале VIII веков Хазарский каганат и Византия стали союзниками. Хазары были кровно заинтересованы в этом союзе для отпора надвигающимся в прикаспийские степи арабам.

После покорения арабами Сирии и Месопотамии в 654 году начались арабо-хазарские войны, которые велись с переменным успехом более восьмидесяти лет. Хазары оттягивали на себя арабские армии от границ Византийской империи. Войны Хазарии против халифата обеспечивали Византии некоторый военный перевес над арабами. В 735 году Мерван ибн-Мухаммед – двоюродный брат халифа, смелый и расчетливый арабский военачальник, вторично вторгся в Хазарию и наголову разгромил хазарскую армию. Мерван потребовал немедленного обращения кагана в мусульманство, тот согласился и на время стал правоверным мусульманином. Мерван после этого вернулся назад в Закавказье с громадным количеством пленных и богатой добычей. Арабы не захотели остаться в Хазарии – им очень не понравилась холодная и мрачная, по их понятиям, северная земля. Но они навсегда отучили хазар совершать набеги на свои земли – преподанный Мерваном ибн-Мухаммедом урок пошел им впрок.

В первой половине VIII века часть хазар во главе со своим каганом по имени Булан (Савриил) приняла иудаизм. В Хазарии тогда жили евреи, изгнанные ранее из Ирана, и от них-то пришла к хазарам еврейская религия. В истории человечества обращение хазар в иудаизм стала крупнейшим случаем принятия этой религии как государственной другим народом. При Булане достаточно много евреев переселилось из Ирана и Хорезма в Хазарию. Арабский халиф и византийский император отправили в Хазарию послов, чтобы посулами и угрозами заставить хазар отказаться от иудаизма. Но безуспешно.

В конце VIII – начале IХ века потомок Булана каган Обадия сделал иудаизм государственной религией. После этого в Хазарию стали стекаться евреи из разных стран. Они быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие вновь прибывшие евреи поселились в столице каганата – городе Итиле, который находился в дельте реки Волги. Они быстро стали приближенными кагана. После этого, согласно :

«Хазарский иудаизм, практиковавший исключительную религиозную терпимость, привлек в Хазарию средства международного торгового капитала, что принесло стране процветание».

На деле же все обстояло иначе. Во внутриполитической жизни Хазарии победившего иудаизма не было ни конфессиональной терпимости, ни добрососедских межнациональных отношений. И конкретно именно какой народ процветал в многонациональном каганате – тоже вопрос крайне интересный . Автор так описывает хазарские события и положение дел в стране, имевшее место в 922 году:

«И вот, когда дошла [весть] до царя хазар в триста десятом году, что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в усадьбе аль-Бабунадж, то он приказал, чтобы минарет был разрушен, казнил муеззинов … ».

Согласно догмам иудаизма – сугубо национальной религии, иноплеменники не могут быть истинными иудеями. Еврейские проповедники смогли обосновать иудейское происхождение кагана Обадии и его окружения
:

«В средние века обращение в иудаизм могло совершиться лишь в том случае, если неофит имел предка еврея; не исключалась возможность того, что предок был вымышленным».

Но раввины не захотели сделать этого для всех народов, входивших в состав каганата. Новая религия разъединила государство. Все, не принявшие иудаизма, оказались изгоями в своей стране и объединились против правительства. Началась беспощадная гражданская война, в которой гибли не только повстанцы, но и виднейшие представители иудейской знати, вероятно, даже сам каган и его сыновья. Выдающийся русский историк Л.Н. Гумилев пишет :

«Эта война была беспощадной, так как, согласно вавилонскому Талмуду [священной книги в иудаизме] «неиудей, делающий зло иудею, причиняет его самому Господу и… заслуживает смерть» .

Пользуясь хазарскими неурядицами, в степях Причерноморья и Поволжья укрепили свои позиции кочевники, особенно печенеги. После принятия иудейства резко ухудшились отношения между каганатом и Византией. Многие нападения на Хазарию в IX – Х веках были организованы византийцами.

После победы иудаизма власть в стране окончательно оказалась в руках евреев-иммигрантов. Экономика разоренной Хазарии опиралась только на установившиеся у нее международные торговые связи с ближними и дальними народами и странами. Главную роль играла транзитная торговля с ярко выраженной спекулятивной перепродажей. Она приносила баснословные барыши, потому что торговали еврейские и хазарские купцы предметами роскоши, а не товарами широкого потребления для населения. В XXI века такую прибыль приносят только валютные операции, продажа наркотиков и наркотиков.

Сам каган жил в цитадели на острове в дельте Волги. Окружала его резиденцию новая столица каганата – «огромный город» Итиль , лежавший в глубине Хазарии, вдали от границ. Но место для столицы еврейские торговцы выбрали профессионально: на пересечении двух важнейших торговых путей Евразии – Великого шелкового (системы караванных торговых путей, соединявших со II века до н.э. до XV века страны от Западной Европы до Китая) и так называемого Мехового пути. Этот путь шел из Балтики по Волге и Каспию на Ближний и Средний Восток, он соединял города Ладога, Булгар и Итиль.

Вторым источником доходов была торговля людьми. Благодаря удачному географическому положению Хазарии еврейские купцы контролировали всю торговлю Востока с Западом. Основным товаром стали рабы, которые добывались в набегах. Русы были вынуждены вступать в постоянные сражения и битвы с бандами хазарских работорговцев. В те суровые времена никто не брезговал работорговлей, но хазарам через их единоверцев-иудеев, разбросанных по всем странам мира, удалось придать ранее невиданный размах этому гнусному промыслу. Захваченные в плен мирные жители и военнопленные считались ценным товаром.

Все соседи хазар, но особенно славяне, несли тяжелый урон от хазарских набегов. Иудейские торговцы живым товаром осуществляли работорговлю через города каганата на черноморском побережье Крыма в Византию, Западную Европу, страны Магриба (Северная Африка) и Ближнего Востока. В столице каганата Итиле продавали рабов в страны Среднего Востока и Центральной Азии. Язычников-славян покупали без малейшего зазрения совести и мусульмане и христиане, хотя бы формально избегавшие обращать в рабство своих единоверцев. В Х веке провинция Испании Андалусия находилась под властью арабов-мусульман, а провинция Галисия – под властью христиан. Согласно :

«Известные статьи дохода в Андалусии – рабы из [числа] девушек и юношей, обращенных в рабство в [стране] франков и Галисии, славянские слуги и все, кто есть на земле из славян-евнухов. Ведь кто прибывает в Андалусию, тех неподалеку кастрируют, и поступают так с ними торговцы-иудеи».

В связи с этим многие историки предполагают, что благодаря хазарской работорговле корень «slave», означающий «раб», вошел в языки многих народов (например, в английский) как производное от работорговли славянами.

Третий источник доходов – дань с соседей .
Эту дань на протяжении столетий платили многие славянские племена, в том числе многочисленный и воинственный славянский народ, вошедший в историю под названием вятичи, проживавший в VIII – XII веках по берегам реки Оки.

Правители Хазарии занимались тем, что организовывали защиту корыстных интересов представителей еврейского торгового капитала, поселившихся в городах, где сосредоточилась вся экономическая жизнь каганата. Для обеспечения охраны проходящих через территорию каганата торговых путей, отлова живого товара и организации крупномасштабной работорговли, взимания дани с соседей требовалась армия.

Ядром войска каганата была гвардия из хорезмийских наемников-мусульман численностью от семи до десяти тысяч человек (такая большая и дорогостоящая наемная армия в те времена явление уникальное). В войске царила жесточайшая дисциплина. За поражение рядовые наемники, нанятые на службу хазарами, расплачивались своими жизнями – их казнили. Но плата за службу каганату была настолько велика и привлекательна, что желающих подписать дьявольские условия договора с каганатом – плата своей кровью за поражения – хватало. Потерпевших поражение хазарских военачальников, как правило, предавали лютой смерти :

«А что касается предводителей и его заместителя, то если они обратятся в бегство … он [царь] разрезает каждого из них на два куска и распинает их [на кресте], а иногда вешает их за их шеи на деревья».

В армию Хазарии также входили и наемники из степняков. Собственно хазарские воины представлены согласно рисункам 1 и 2.




А б

а – хазарский воин; б – снаряжение хазарского лёгкого всадника

Рисунок 1 – Вооружение хазарского легкого всадника. IХ –Х века.

Художник О. Фёдоров


Рисунок 2 – Хазарский тяжеловооруженный всадник.

IХ –Х века. Художник О. Фёдоров

Легковооруженный всадник с прямым мечом, заточенным с одной стороны, боевым топором и луком с колчаном, полным стрел, представлен согласно рисунку 1. Снаряжение тяжеловооруженного всадника (рисунок 2) было несколько слабее и легче, чем мусульманского наемника-гвардейца.

К 850 году Хазария достигла вершины своего могущества. Основные направления походов хазар и карта Хазарского каганата в IХ веке представлены в соответствии с рисунком 3.

Вдоль границ каганата была выстроена уникальная фортификационная система степных замков-крепостей . На сегодняшний день обнаружено более трехсот таких крепостей, составлявших рубеж общей протяжённостью более пяти тысяч километров.

В них располагались гарнизоны наемников, которые защищали от нападения соседей сердце каганата – его главную торговую базу и столицу город Итиль. Хазарский замок-крепость представлен согласно рисунку 4.


Рисунок 3 – Основные направления походов хазар и Хазарский каганат

в IХ веке (по книге )


Рисунок 4 – Правобережная Цимлянская крепость

(реконструкция О. Фёдорова)

О наступательном характере этой системы укреплений говорит то, что они возводились не на восточном (хазарском) берегу, что вполне соответствовало задачам обороны, а на западном – славянском. То есть эти крепости защищали речные переправы и выполняли дополнительно еще и функции торговых факторий в системе работорговли, созданной торговой верхушкой каганата.

Поэтому расстояние между ними было всего лишь в один дневной пеший переход. Это объясняется необходимостью обеспечения надежной охраны и уменьшения потерь живого товара, который гнали как скот на невольничьи рынки. Самих же будущих рабов отлавливали и продавали гарнизону крепости разномастные банды, промышлявшие в степи. Внутреннее пространство практически каждого замка-крепости делилось на три территории: для проживания гарнизона, для хозяйственных нужд и для содержания живого товара.

Оборонительная система из степных замков, их архитектура , да и сама, возможно, идея применения в работорговле позаимствованы иудео-хазарами из Хорезма, откуда набирали основную массу наемников в гвардию кагана.


Библиографический список
  1. Каспийский свод сведений о Восточной Европе Б.Н. Заходер Часть II. Хазары. [Электронный ресурс] – URL: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0103.htm
  2. Плетнева С.А.. Хазары. [Электронный ресурс] – URL: http://istorya.ru/book/hazary/index.php
  3. Артамонов М.И. История хазар [Текст] / М.И. Артамонов. – Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1962. – 523 с.
  4. Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2002. – 412 с.
  5. Электронная еврейская энциклопедия. Хазария. [Электронный ресурс] – URL: http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14401&query
  6. Книга Ахмада Ибн-Фадлана Ибн-аль-’Аббаса Ибн-Рашида Ибн-Хаммада, клиента Мухаммада Ибн-Сулаймана, посла аль-Муктадира к царю славян. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/116312/read
  7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с.
  8. Абу-л-Касым ибн Хаукаль Книга путей и стран. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/text5.phtml?id=9400
  9. Нестор Летописец. Повесть временных лет. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/149931
  10. Флёров В.С. «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность [Текст] / В.С. Флёров. – М.: Мосты культуры, 2010. – 260 с.
  11. Вадим Кожинов. История Руси и русского Слова. [Электронный ресурс] – URL:

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам...» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов , также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» - Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город - Семендер и крепость Саркел.

После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников - половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава - сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом . Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе

О Хазарском каганате, или Хазарии, современники помнят зачастую лишь благодаря бессмертному пушкинскому «Вещему Олегу», который собирался «отмстить неразумным хазарам». А ведь «Хазарский каганат» в далеком прошлом был чуть ли не самым серьезным внешним врагом Киевской Руси.

Становление Хазарского каганата

Хазары являлись древним тюркским народом и были современниками половцев и печенегов. Точный год образования Хазарского каганата неизвестен, но историки предполагают, что это могло произойти приблизительно в 650-ом году. Наследник Западного каганата, спасаясь от других претендентов на престол, сбежал в Хазарию, где основал свой собственный каганат – Хазарский, покорив разрозненные хазарские племена.

В 958-ом году окончательно распался Западный каганат и, таким образом, каганат Хазарский стал самым крупным государством во всей Юго-Восточной Европе. Хазары, как и большинство народов того времени исповедовали язычество, и основным видом деятельности у них являлось скотоводство и работорговля.

Позже, дабы наладить торговые отношения, хазары приняли иудаизм. Впрочем, на территории Хазарского каганата уживались люди различных вероисповеданий: христиане, язычники, мусульмане. Но, при этом, все они были отличными воинами, поэтому все-таки основным источником дохода для государства являлось покорение чужих земель, а затем сбор дани с завоеванных территорий.

Так, хазарам удалось покорить вятичей, радимичей, полян, а также завоевать территории Волжской Булгарии. Присоединение этих земель к Хазарскому каганату произошло в восьмом веке.

Отношения Киевской Руси и Хазарского каганата

Киевская Русь, как и Хазарский каганат, да и большая часть древних государств, жила войнами, а не земледелием и торговлей. Поэтому не стоит удивляться тому, что история взаимоотношений Киевской Руси и Хазарского каганата – это не история дипломатического сотрудничества, а история войн.

Многие князья Киевской Руси вели борьбу с хазарами, но, безуспешно. Только князю Святославу в 964-ом году удалось, наконец, склонить чашу весов противостояния на свою сторону. Князь пошел войной на Хазарский каганат не один, а с союзниками: печенегами да гузами.

Вместе с союзными племенами Святославу удалось дойти до столицы Хазарского каганата – города Атиль, где князь сумел сокрушить хазарское войско. Затем пал Семендер – второй по значимости город в Хазарском каганате, а после была завоевана и крепость Саркел.

Распад Хазарского каганата

Военный поход князя Святослава фактически положил конец существованию Хазарскому каганату как государству. Поскольку Святослав был абсолютно беспощаден по отношению к завоеванным народам, многие хазары были вынуждены покинуть родные земли, спасаясь от неминуемой гибели на островах Каспийского моря.

Вместе с хазарами удалось спастись и их правителю – кагану. Вплоть до 980 – го года на бывших землях хазар правили русы, но затем хазарам неожиданно пришла помощь из одного из регионов Передней Азии – Хорезмы, благодаря чему кагану удалось вернуться в родные земли самому и вернуть домой свой народ.

В обмен на эту поддержку хазары вместе со своим правителем приняли ислам. Уже в 985 году Киевский князь Владимир покорил хазар вновь, обязав их платить ему дань. Но окончательную точку в истории Хазарского каганата поставили в одиннадцатом веке кочевники – половцы. Именно после их нашествия государство хазар распалось окончательно.

Впоследствии этот народ, уже без государства, воевал на стороне одного из сыновей князя Владимира – Мстислава. Это случилось в 1024 –ом году, когда Мстислав воевал со своим братом Ярославом. А последние исторические свидетельства о хазарах относятся к 1079-му и 1083-му годам. В это время князь Олег, которого прозвали Вещим, отправился против хазар в военных поход, но проиграл, был пленен и отправлен в Византию.