Шарль пьер бодлер. Бодлер шарль пьер Поэзия бодлера

Шарль Пьер Бодлер (1821-1867) – французский поэт и критик, эссеист и переводчик. Считается основоположником эстетики в декадансе и символизме. Его произведения относятся к классике в мировой и французской литературе.

Детство

Шарль Пьер Бодлер появился на свет 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец, Франсуа Бодлер, происхождением был из крестьянской семьи, принимал участие в Великой революции, во времена правления Наполеона дослужился до должности сенатора.

Когда родился Шарль, его отцу было уже 62 года, а маме всего 27. Из-за большой разницы в возрасте Бодлер потом в своих стихах назовёт брак родителей «патологическим, старческим и несуразным».

Отец был человеком искусства, любил живопись, сам хорошо рисовал. С самого раннего детства он пытался привить любовь к творчеству и маленькому Шарлю. Франсуа водил мальчика на выставки, в галереи и музеи, брал с собой, когда шёл работать в мастерскую, знакомил с друзьями-художниками.

Но папы не стало, когда Шарлю едва исполнилось 6 лет. Спустя год мама вышла замуж второй раз. Отчимом маленького Бодлера стал военный полковник Жак Опик, позже он часто принимал участие в различных дипломатических миссиях в качестве французского посла.

Установить нормальные человеческие отношения с отчимом у Шарля не получилось. В детские годы он боготворил свою мать, даже как позднее признавался сам, был страстно в неё влюблён. Когда она вышла замуж второй раз, ребёнок возненавидел и её, и отчима, расценивая поступок матери, как предательство. Эта детская психологическая травма послужила поводом для того, что мальчишка стал вытворять шокирующие поступки, которые на самом деле выражали его негативное отношение к матери и отчиму. В это же время в его сознании зародилась мысль, что женщины – это низкие твари с бушующими в них животными инстинктами.

Всё это отложило отпечаток на формирование характера будущего поэта. Парень вырос противоречивый и неуравновешенный.

Учёба

Когда мальчику было 11 лет, семья уехала в Лион, где Шарль начал обучение в пансионе. Вскоре отсюда он был переведён в среднее общеобразовательное заведение – Лионский Королевский коллеж. У ребёнка постоянно наблюдались тяжёлые меланхолические припадки, вследствие чего учился он неровно. Сами учителя порой бывали в шоке: мальчик то прилежный и сообразительный, то полностью рассеянный и ленивый. Единственное, что страстно влекло его, ‒ это литература, особенно поэзия.

Парню было 15 лет, когда семья вернулась в Париж. Здесь он продолжил обучение в колледже Святого Людовика, где поступил на правовой курс.

В это же время он пустился в разгульную жизнь, посещал увеселительные заведения, постоянно брал в долг и тратил деньги, занимался любовью с женщинами лёгкого поведения и даже успел переболеть венерическим заболеванием. В результате такой бурной жизни Шарля выгнали из колледжа за год до его окончания.

В 1841 году с горем пополам он сдал экзамен на бакалавра и окончил учебное заведение. Отчим предложил ему построить юридическую или дипломатическую карьеру, но Шарль тогда заявил, что его ни к чему не тянет. Ну, разве что литература по-прежнему манила.

Творческий путь

Когда сын сказал, что хочет посвятить свою жизнь поэзии, мать и отчим отправили его путешествовать в Калькутту, дабы удержать от этого дурного, по их мнению, пути.

До Индии Бодлер так и не доплыл и через 10 месяцев после отъезда вернулся во Францию. Те красоты Востока, которые он успел повидать, поразили Шарля, и, пока след от этих впечатлений был свеж, он торопился воплотить их в художественные образы.

По возвращении из путешествия Бодлер вступил в права наследства и получил огромное состояние в 75 000 франков, которое когда-то принадлежало его родному отцу. И теперь он пустился во все тяжкие ещё больше: постоянные пирушки и застолья, публичные дома. А как ему нравилось эпатировать публику то своими стихами, то выходками. Он мог гулять по улицам Парижа, надев чёрное элегантное шерстяное пальто, взяв в руки трость и при этом выкрасив волосы в зелёный цвет. В общественных местах Шарль рассказывал о своих любовных связях с мужчинами или о том, что он является агентом на службе государства. Даже одному из своих стихотворных сборников он собирался дать название «Лесбиянки», но потом передумал.

Молодой скандальный поэт быстро приобрёл в Париже дурную славу. Но его это ни капли не смущало, а даже нравилось. Он стал завсегдатаем «Клуба гашишистов», втянулся в мир опиума и всё время проводил в обществе куртизанок. Потом у него появилась бредовая идея – подхватить какую-нибудь тяжёлую дурную болезнь, чтобы испытать ощущения, когда находишься на грани между жизнью и смертью. Ему это удалось: заболев сифилисом, он лечился потом от него до конца жизни, но безрезультатно.

В 1844 году мать с отчимом подали в суд иск, чтобы установить над Шарлем опеку. Суд принял решение передать наследство матери, а самому Бодлеру ежемесячно выдавать небольшую фиксированную сумму на карманные расходы. Всё было под строгим контролем у домашнего нотариуса. С этого времени Шарль постоянно нуждался в средствах, порою доходя до настоящей нищеты.

На этот период приходятся и первые издания его стихов. В журнале «Артист» были напечатаны:

  • «Дон Жуан в аду»;
  • «Даме креолке»;
  • «Малабарской девушке».

В 1857 году был издан самый знаменитый сборник его стихов «Цветы зла». Он шокировал читателей настолько, что цензоры наложили на Шарля штраф в 300 франков и потребовали выкинуть из сборника самые непристойные произведения. Но Бодлер обратился за помощью к критикам и добился признания. Ещё две поэтические книги с его стихами «Поэмы в прозе» и «Парижский сплин» вышли соответственно в 1857 и в 1860 годах.

История любви

Многих современников стихи Бодлера нередко повергали в шок, его лирику порой считали непристойной и грязной. Всё изменила встреча Шарля с молодой артисткой-мулаткой, в его сочинениях вдруг появились нежные нотки. Романтические строки французский поэт посвящал Жанне Дюваль, которая на долгие годы стала его мучительницей и музой.

До встречи с ней Шарль слыл женоненавистником, всех представительниц прекрасного пола он называл не иначе как «божественная грязь» и «омерзительные существа». Он презирал всех женщин, пока не встретил ту единственную, с которой познал искреннюю любовь. Жанна была не самой красивой и умной, далеко не благочестивой. Он называл её своей Венерой, дарил бесчисленные подарки и посвящал стихи. Почти за 20-летнюю историю их отношений женщина так и не ответила ему полной взаимностью, при этом всегда пользовалась случаем, чтобы изменить Бодлеру.

Мулатка с Гаити, актриса и балерина Жанна Дюваль, вела себя с Шарлем дерзко. Она никогда не дарила ему своих искренних чувств, крутила бесчисленные романы и потом рассказывала Бодлеру о страстных похождениях. Но вот именно этой своей порочностью, разгульным образом жизни, пренебрежительным отношением и грубостью она сводила с ума молодого поэта. Жанна манила его своей опасностью и креольской экзотической красотой.

К его творчеству она испытывала отвращение, при этом постоянно требовала денег и подарков. Шарль отдавал ей последнее, а Жанна нахально тратила деньги на развлечения и угощения других мужчин. По словам матери поэта: «Дюваль мучила его, как могла, вытряхивала всё до последней монеты». Семья вообще не приняла эту любовь Шарля Бодлера, Жанна постоянно становилась причиной скандалов, один раз поэт даже хотел покончить жизнь самоубийством.

Несмотря на протесты семьи, отношения между поэтом и балериной не прекращались. Они не были женаты, жили раздельно, Дюваль относилась к нему всё с тем же презрением, но Бодлер по-прежнему любил эту женщину. В 1861 году Жанну парализовало, Шарль поместил любимую в самое лучшее медицинское учреждение, каждый день к ней приходил. Когда ей стало немного лучше, она сама приняла решение переехать в дом к Бодлеру. Его счастье было не долгим, вскоре Дюваль начала поправляться и вернулась к прежнему образу жизни.

На свои гуляния Жанна требовала немалых денежных средств, и Шарль, чтобы заработать, отправился в Бельгию, где занялся издательством своих книг и чтением лекций в университетах. Те, кто пригласил его, оказались не совсем порядочными людьми и платить стали гораздо меньше обещанной суммы. Часть денег он оставлял себе на проживание, остальное делил пополам и отправлял во Францию матери, которую он с возрастом стал жалеть за свою детскую ненависть, и Жанне Дюваль.

Болезнь и смерть

В Бельгии здоровье поэта стало быстро ухудшаться.

В 1865 году в Намюре во время службы в церкви Сен-Лу Шарлю стало плохо, сознание покинуло его, он упал, ударившись о каменные ступеньки. В 1866 году болезнь приняла тяжёлый характер. Его мучили приступы удушья, бросало в холодный пот, голова иногда кружилась, а иной раз сильно болела, мысли путались. Шарлю постоянно казалось, что он падает, вдобавок ко всему наступила непреодолимая апатия.

Его поместили в брюссельскую больницу, приехала мать, вид сына ужаснул её: рот перекошен, взгляд остановился, потерян дар речи. Через несколько недель он перестал вставать с постели, тело его ещё хоть как-то слушалось, а разум покинул поэта полностью.

Мать перевезла его во Францию, где определила в парижскую клинику для умалишённых. Здесь он скончался 31 августа 1867 года.

Похоронен Шарль на кладбище Монпарнас в одной могиле с отчимом, которого он ненавидел всю жизнь. Через четыре года в тесную могилу закопали и прах умершей матери поэта. На широком надгробии всего несколько слов: «Пасынок генерала Жака Опика и сын Каролины Аршанбо-Дефаи».

И лишь через 35 лет почитатель поэзии Бодлера проявил инициативу, и на могиле соорудили кенотаф. В 1902 году монумент открыли. Прямо на земле во весь рост лежит завёрнутая в саван фигура поэта, а со стороны головы огромная стела с Сатаной наверху.

Французский поэт и критик, один из писателей 19 в., определивших развитие современной поэзии. Родился 9 апреля 1821 в Париже.
Школьные годы Бодлера были ничем не примечательны и завершились конфузом: его изгнали из лицея Людовика Великого за мелкий проступок и приставили к нему репетитора, или опекуна. В 1839 Бодлер сдал экзамен на степень бакалавра. Поступив в Национальную школу Хартий, он погрузился в студенческую жизнь Латинского квартала, где наделал долгов. Встревоженная его расточительством семья терпела его в студентах два года. Отчим оплатил его долги, после чего его послали на два года в Индию. Побитый штормом корабль добрался только до острова Маврикий, где Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию, и в начале 1841 он был уже в Париже.
Через два месяца после возвращения, достигнув совершеннолетия, Бодлер вступил во владение наследством, которое составляло примерно 75 тысяч франков. В 1844 семья с ужасом обнаружила, что он растратил половину капитала. Для распоряжения оставшимися деньгами был приставлен назначенный судом советник. Вероятно, в том же году он познакомился с мулаткой Жанной Дюваль, работавшей статисткой в маленьких парижских театрах. Она стала первой из трех известных любовниц Бодлера и прославилась как Черная Венера, вдохновив его на создание лучшего из трех циклов Цветов зла (Les Fleurs du mal, 18 5 7). Около 1847 Бодлер познакомился с Мари Дебрен, второй своей любовницей. Как и Жанна Дюваль, она была актрисой. Их разрыв в 1859 ознаменовался созданием прекраснейшего стихотворения Мадонна (вошло во второе издание Цветов зла, 1861). С точки зрения славы, а не хронологии, второе место среди подруг Бодлера принадлежит Аполлонии Сабатье, вдохновившей его на цикл Белая Венера.
В 1846 или 1847 Бодлер познакомился с некоторыми рассказами Э.По во французском переводе. После краткого увлечения политикой в 1848 и участия в баррикадных боях на стороне восставших Бодлер в течение следующих семи лет переводил рассказы По и публиковал эссе о писателях и художниках, завоевав репутацию самого тонкого критика своей эпохи.
Два тома эссеистики Бодлера – Романтическое искусство (L"Art romantique, опубл. 1868) и Эстетические редкости (Curiosit s esth tiques) – включают статьи о литературе и искусстве, написанные по случаю, с целью добыть денег на пропитание или отделаться от очередного кредитора. Столь же неровные, как и его стихи, они превосходят лучшие образцы своего времени благодаря гениальным прозрениям и умению проникнуть в самую суть проблемы, что обнаруживается в оценках романтизма и критических замечаниях о творчестве Гюго и Бальзака. С точки зрения психологии, большой интерес представляют дневниковые записи, опубликованные в книгах Рвота (Fus es) и Обнаженное сердце (Mon Coeur mis nu); подобно критическим статьям и поразительно длинному рассказу Фангарло (La Fangarlo), они в высшей степени способствуют пониманию его творчества.
В апреле 1857 скоропостижно умер его отчим. Через два месяца вышло первое издание Цветов зла, и Бодлера привлекли к суду как автора безнравственного сочинения. Согласно приговору, он должен был изъять шесть стихотворений и уплатить штраф в триста франков, позднее сокращенный до пятидесяти. При всем его презрении к буржуа Бодлер был потрясен вердиктом и попытался реабилитировать себя, выставив свою кандидатуру во Французскую Академию; позднее, по совету Ш.О.Сент-Бёва, он отказался от участия в конкурсе.
Цветы зла – не просто сборник стихотворений, но цельное поэтическое произведение, которое во втором издании было разделено на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. Первая и самая длинная глава, Сплин и Идеал (Spleen et Id al), показывает поэта, раздираемого противоборствующими силами, которые либо увлекают его на дно, либо возносят на небеса. Это было предвестием циклов об искусстве и любви, но сама глава завершается безрассудным погружением в болото тоски, или «сплина». Во второй главе, Парижские картины (Tableaux Parisiens), поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами среди удручающего равнодушия современного города. В третьей главе, Вино (Le Vin), он пытается найти забвение в вине и наркотиках. Четвертая глава, Цветы зла (Fleurs du mal) – это цикл искушений, бесчисленных грехов, перед которыми он не устоял. В пятой главе, Мятеж (R volte), брошен яростный вызов судьбе. Последняя глава, Смерть (La Mort), означает конец странствия. Движение сюжета отражается в составляющих книгу «главах», в образующих «главы» различных циклах и, наконец, в отдельных стихотворениях, которые, подобно всему сборнику в целом, часто тоже заключают в себе некий цикл. Символом освобождения предстает море, занимающее столь важное место в поэзии Бодлера; одновременно это символ бесконечного, изнурительного кружения, которое не может дать покоя и отдохновения.
Цветы зла оказали огромное влияние на развитие современной поэзии. Французские последователи Бодлера – Ст.Малларме, А.Рембо, Т.Корбьер, Ж.Лафорг и др. – начинали с откровенных подражаний его манере. Сильное влияние Бодлера можно обнаружить в творчестве Р.М.Рильке, Г.фон Гофмансталя и Р.Демеля (Германия); Р.Дарио (Латинская Америка); А.К.Суинберна и А.Саймонса (Англия); Х.Крейна (США).
Второе издание Цветов зла появилось в 1861. Шесть осужденных стихотворений были изъяты, но среди заменивших их сочинений оказалось несколько шедевров. В течение какого-то времени Бодлер лелеял мечту переселиться в Бельгию, где не было цензуры. Он надеялся опубликовать там свой сборник без купюр, заработать денег лекциями и найти временное убежище от кредиторов. Со всех точек зрения эта поездка оказалась бедствием. Издательские планы Бодлера рухнули, лекции окончились провалом, бельгийцы обманули его при выплате гонорара. В апреле 1865 в иезуитской церкви Сен-Лу в Намюре с ним случился удар. Частично парализованный, он лишился речи. Его перевезли в Париж и поместили в частную лечебницу, где он скончался 31 августа 1867.

БОДЛЕР, ШАРЛЬ-ПЬЕР (Baudelaire Charles-Pierre) (1821–1867), крупнейший французский поэт 19 в.

Родился в Париже 9 апреля 1821. Сын Жозефа-Франсуа Бодлера (1759–1827), управляющего делами Сената, и Каролины Аршенбо-Дюфэ (1793–1871). Отец умер, когда сыну шел седьмой год. Его воспитывал отчим – офицер французской армии Жак Опик (1789–1857), сделавший впоследствии блестящую военную (генерал), дипломатическую (посол в Мадриде) и политическую (сенатор) карьеру. В 1832 семья переехала в Лион. В 1833 Шарль поступил в лионский Королевский коллеж; жил в пансионе. По возвращении семьи в Париж в 1836 продолжил образование в Лицее Людовика Великого; снова помещен в пансион, суровый режим которого отчим считал необходимым для воспитания непокорного пасынка. В 1837 написал свое первое стихотворение Несовместимость (Incompatibilité ). В апреле 1839 исключен из Лицея за отказ выдать товарища, но уже в августе сдал экзамены на бакалавра. В 1839–1841 слушал лекции по праву в Сорбонне. Сблизился с парижской богемой. В июне 1841 отправлен родителями, желавшими оторвать его от этой среды, в морское путешествие в Индию, однако в сентябре прервал плавание и несколько месяцев прожил на о. Маврикий. В феврале 1842 вернулся в Париж. В апреле 1842, по достижении совершеннолетия, унаследовал отцовское состояние в 75 тыс. франков. C 1843 начал сотрудничать в литературных журналах, в первую очередь как автор обзоров и рецензий о культурной жизни Парижа. Познакомился с ведущими писателями и поэтами Франции Оноре де Бальзаком , Жераром де Нервалем , Теофилем Готье , Сент-Бёвом , Виктором Гюго и Пьером Дюпоном. Богемный образ жизни и страсть к коллекционированию живописи вовлекли его в огромные траты. За два года промотал треть отцовского состояния; в июле 1844 по решению семейного совета над ним была установлена опека. Остро переживал унижение; в июне 1845 совершил попытку самоубийства, в конце 1845 окончательно порвал с отчимом. В том же году состоялся его первый литературный дебют: в журнале Художник (Artiste ) был опубликован сонет Даме креолке (A une dame créole ), сочиненный еще в период его пребывания на о. Маврикий. Тогда же он заявил о себе как о тонком ценителе живописи, написав эссе о художественном салоне 1845; с этого времени стал одним из ведущих литературных и художественных критиков своего времени. В 1846 вступил в Общество литераторов; в январе 1847 опубликовал в издаваемом Обществом Бюллетене свою первую поэму в прозе Фанфарло (La Fanfarlo ). Значительно расширил круг своих знакомств: помимо поэтов и писателей, в него вошли художники (Делакруа, Курбе, Домье, Мане), известный фотограф Надар и будущий издатель его поэтических сборников Пулэ-Маласси. Во время Февральской революции 1848 сражался на баррикадах против королевских войск. В дни государственного переворота Наполеона III (декабрь 1851) участвовал в уличных боях. В 1850-е активно пропагандировал во Франции творчество Эдгара По (переводы, исследования). 25 июня 1857 Пулэ-Маласси выпустил его поэтический сборник Цветы Зла (Freurs du Mal ), вызвавший громкий скандал. По решению властей тираж был арестован. 21 августа 1857 «за оскорбление общественной морали» был приговорен трибуналом департамента Сена к штрафу в 300 франков и к запрету шести наиболее «безнравственных» поэм. В то же время Виктор Гюго горячо приветствовал «могучий талант» Бодлера. В конце мая 1860 было опубликовано собрание кратких художественно-философских эссе Искусственный рай (Paradis artificiels ). В феврале 1861 вышло второе издание Цветов Зла , последнее при жизни поэта, в состав которого были включены тридцать пять новых стихотворений; оно удостоилось восторженного отзыва А.Ч.Суинберна . Однако попытка осуществить третье издание Цветов зла натолкнулась на отказ ведущих издательских домов Леви, Гарнье и Этцеля. В ноябре 1861 выдвинул свою кандидатуру во Французскую академию, но уже в январе 1862 снял ее, посчитав свой поступок недостойным поэта. В феврале 1864 журнал Фигаро (Figaro ) опубликовал шесть поэм в прозе под заглавием Парижский сплин (Spleen de Paris ). Спасаясь от кредиторов, в апреле 1864 уехал в Брюссель, надеясь заработать чтением лекций о Делакруа, Готье и Искусственном рае , однако не имел успеха у бельгийской аудитории. Тяжело болел; в 1865 у него обнаружились явные симптомы паралича речи. После сердечного приступа в марте 1866 мать увезла его в Париж и поместила в больницу доктора Дюваля. 31 августа 1867 после долгой агонии скончался на ее руках. Похоронен 2 сентября на кладбище Монпарнасс в Париже. В последний путь его провожала лишь небольшая группа друзей (П.Верлен, Т. де Банвиль).

В 1868 издательский дом Леви, приобретший у Пулэ-Маласси права на публикацию произведений Бодлера, выпустил третье издание Цветов Зла , дополненное его последними стихотворениями, и сборник статей об искусстве Эстетические редкости (Curioosité esthétiques ), в 1869 – собрание литературных эссе Романтическое искусство (Art romantique ) и Маленькие поэмы в прозе (Petits poèmes en prose ), а затем сделанные им переводы Эдгара По.

Цветы зла Бодлера были реабилитированы только спустя восемьдесят два года после смерти поэта: Уголовная палата Кассационного суда 31 мая 1949 отменила приговор трибунала департамента Сена от 21 августа 1857.

Бодлера называют «последним романтиком». Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу – основное содержание его произведений. Однако он существенно отличается от своих предшественников и современников. Его главная книга – Цветы зла – представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер бесстрашно погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования (смерть, ночные кошмары, унижающая нищета, запретная любовь, опьянение и пр.). Он не приемлет существующий порядок вещей и посягает даже на его основу – Бога, безразличного к страданиям людей; Бодлер желает разрушить этот порядок и ниспровергнуть установленные от века ценности (Отречение Св.Петра , Авель и Каин ). Восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе (Литания Сатане ). В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. Поэт – тот же изгой, «прóклятый», «сосланный с небес на землю» (Альбатрос ), чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине (Маяки ).

Бодлер открывает для поэзии не только новые области (а вместе с ними и «запретные» пласты языка), но и новый эстетический принцип: изображение «жестокой реальности» («atroce réalité») в совершенной поэтической форме; он стремится «извлечь красоту из Зла» («extraire la beauté du Mal»). Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма – сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать «красоту обработанного металла». Заглавие сборника Цветы зла предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем – отрицательной действительности и мира прекрасного – говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера.

Бодлеру принадлежат также два прозаических сборника. В Искусственном рае он исследует проблему воздействия на человека возбуждающих средств – вина, гашиша и опиума; произнося хвалу вину, он в то же время осуждает использование наркотических возбудителей; художник, от природы одаренный поэтическим воображением, не нуждается в искусственном генерировании образов. Маленькие поэмы в прозе – экспериментальная книга, включающая как переводы на прозаический язык стихотворных текстов, так и оригинальные поэмы в прозе. В стремлении установить более интимное общение между поэтом и читателем Бодлер размывает «условные» просодические барьеры, расширяя тем самым поэтический инструментарий.

Теоретические взгляды Бодлера представлены в Эстетических редкостях и Романтическом искусстве. Исследуя творчество близких ему по духу художников и писателей, в первую очередь Эжена Делакруа и Эдгара По, он формулирует свое понимание романтизма как «искусства современности», т.е. «самого актуального выражение прекрасного», характеризующегося «глубиной, духовностью и стремлением к бесконечному» («intimite, spiritualite, aspiration vers infini»); романтизм – не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой «манере чувствования» («manière de sentir»).

В истории французской литературы творчество Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии (символизм , импрессионизм, сюрреализм).

Новейшие издания на русском языке: Цветы зла; Обломки; Парижский сплин; Искусственный рай; Эссе, дневники; Статьи об искусстве . М., 1997; Парижский сплин: Стихотворения в прозе . СПб., 1998; Проза . М., 2001.

Евгения Кривушина

Шарль Бодлер - знаменитый критик, поэт и классик французской литературы. Участник Революции 1848 года. Считается предшественником французского символизма. В этой статье вам будет представлена его краткая биография. Итак, приступим.

Детство

Шарль Бодлер, биография которого известна всем любителям родился в Париже в 1821 году. В будущем он будет называть брак собственных родителей «несуразным, старческим и патологическим». Ведь отец был старше матери на целых тридцать лет. Франсуа Бодлер рисовал картины и с детства прививал сыну любовь к искусству. Он часто ходил с Шарлем в различные галереи и музеи, а также знакомил его с коллегами-художниками. Франсуа скончался, когда мальчику едва минуло шесть лет. Через год мать Шарля вновь вышла замуж. Её избранником стал генерал Олик, с которым у будущего поэта сразу не сложились отношения. Второй брак матери нарушил Шарля. У него развивался классический Из-за этого будущий поэт совершил в юности множество шокирующих для общества поступков.

Учёба

В возрасте 11 лет Шарль Бодлер, биография которого есть сейчас во многих литературных энциклопедиях, переехал вместе с семьёй в Лион. Там его определили в пансион, а после - в Королевский колледж. В 1836 году семья вернулась обратно в Париж, и Шарль поступил в лицей Позже мальчика выгнали оттуда за проступок. В 1839 он шокировал родителей заявлением о том, что хочет посвятить свою жизнь литературе. Тем не менее Шарль всё же поступил в школу Хартий, но появлялся там очень редко. Будущего поэта больше всего влекла студенческая жизнь Латинского квартала. Именно там он наделал кучу долгов и получил наркотическую зависимость. Но самым щедрым «подарком» Латинского квартала стал сифилис. Именно от него Бодлер и умрёт спустя четверть века.

Путешествие

Видя, как сын «катится» по наклонной, родители решили взять ситуацию в свои руки. Индия - вот куда по наставлению отчима должен был отправиться на корабле Шарль Бодлер. Плавание продлилось всего два месяца, так как судно попало в шторм, доехав лишь до острова Маврикий. Там поэт попросил капитана отправить его обратно во Францию. Всё же короткое путешествие оказало определённое влияние на творчество Бодлера. В его будущих произведениях будут прослеживаться морские запахи, звуки и тропические пейзажи. В 1842 году Шарль Бодлер, биография которого была насыщена разными событиями, достиг совершеннолетия и обрёл право на владение наследством. Полученные 75 тысяч франков позволили молодому человеку вести беззаботную жизнь светского денди. Спустя два года половина наследства была растрачена, и мать в судебном порядке установила опеку над оставшимися финансами.

Участие в революции

Бодлера глубоко оскорбило её поведение. Он рассматривал поступок матери, как посягательство на собственную свободу. Ограничение в деньгах отрицательно повлияло на его жизнь. Шарлю нечем было заплатить кредиторам, которые будут преследовать поэта до конца дней. Всё это усилило бунтарские настроения молодого человека. В 1848 году поэт Шарль Бодлер проникся духом Февральской революции и принял участие в баррикадных боях. Его мнение по данному вопросу изменил декабрьский переворот 1851 года. Молодой человек почувствовал к политике отвращение и полностью потерял к ней интерес.

Творчество

Литературная деятельность поэта началась с написания критических статей о французских живописцах (Делакруа и Давиде). Первое опубликованное сочинение Шарля называлось «Салон 1845 года». Огромное влияние на молодого поэта оказали произведения Эдгара По. Шарль Бодлер, книги которого ещё не издавались, писал о нём критические статьи. Также он переводил сочинения По. Причём интерес к творчеству этого автора Бодлер сохранил до конца жизни. С 1857 по 1867 год в периодической печати вышло довольно много стихотворений в прозе, написанных Шарлем. Уже после его смерти их собрали в единый цикл «Парижский сплин» и опубликовали в 1869 году.

Психоделические опыты

Герою этой статьи принадлежит самое внятное для того времени описание человека. Также существует гипотеза, что есть ряд произведений, которые, находясь под воздействием психотропных препаратов, написал Шарль Бодлер («Разрушение» и др.). Но она является неподтверждённой.

С 1844 по 1848 поэт был постоянным посетителем «Клуба гашишистов», основанного Жозефом-Жаком Моро. В основном Шарль употреблял давамеск. Другой член клуба - Теофиль Готье рассказывал, что Бодлер не принимал его на постоянной основе, а делал это лишь для экспериментальных целей. Да и сам гашиш был поэту отвратителен. Впоследствии Шарль пристрастился к опиуму, но в начале 50-х смог преодолеть эту пагубную привычку. Позже он создал цикл из трёх статей под названием «Искусственный рай», где подробно описал свои психоделические опыты.

Два произведения, которые сочинил Бодлер Шарль («Поэма о гашише», «Вино и гашиш»), были полностью посвящены каннабиноидам. Герой этой статьи считал интересным воздействие данных веществ на организм, но был против их приёма для стимуляции творческой деятельности. По мнению поэта, вино могло сделать человека общительным и счастливым. Наркотик же изолировал его. «Вино, скорее, превозносит волю, а гашиш просто её уничтожает» - именно так говорил Шарль Бодлер. Соответствия этим словам, можно отыскать в тематических статьях поэта. Хотя там он старался рассуждать максимально объективно, не впадая в морализаторство и не преувеличивая психотропные эффекты гашиша. Именно поэтому большая часть читателей доверяла сделанным им выводам.

Провозвестник символизма

«Цветы зла» - вот сборник стихов, благодаря которому прославился Шарль Бодлер («Гимн красоте» - одно из самых известных его произведений, которое туда входило). Он был издан в середине 1857 года. Против типографов, издателя и автора сразу возбудили уголовный процесс. Их обвиняли в кощунстве и непристойности. В итоге целых шесть произведений изъял из своего сборника Шарль Бодлер («Гимн красоте» не входил в их число), а также заплатил 300 франков штрафа. Убранные стихи будут опубликованы в Бельгии в 1866 году (во Франции цензуру на них снимут лишь к 1949 году). В 1861 году было опубликовано 2-е издание «Цветов зла», куда вошли тридцать новых произведений. Также Бодлер решил поменять содержание, разделив его на шесть глав. Теперь сборник превратился в своеобразную автобиографию поэта.

Самой длинной стала первая глава «Идеал и Сплин». В ней Бодлера «разрывают» противоборствующие мысли: с целью обрести внутреннюю гармонию, он молится и Сатане (животное начало) и Богу (духовное начало). Вторая глава «Парижские картины» переносит читатели на улицы столицы Франции, по которым Шарль бродит целые сутки напролёт, терзаясь своими бедами. В третьей главе Бодлер пытается успокоить себя с помощью наркотиков или вина. В четвёртой главе «Цветов зла» описываются бесчисленные грехи и искушения, перед которыми Шарль не смог устоять. В пятой главе поэт яростно бунтует против собственного удела. Последняя глава под названием «Смерть» - это конец странствий Бодлера. Описанное в ней море становится символом освобождения души.

Любовная лирика

Жанна Дюваль стала первой девушкой, для которой начал писать Шарль Бодлер. Стихи о любви посвящались ей регулярно. В 1852 году поэт временно расстался с этой роковой мулаткой, которая постоянно доводила его до самоубийства неверностью и злобными выходками. Новой музой Бодлера стала Апполония Сабатье, работавшая ранее натурщицей и дружившая со многими художниками. Её с поэтом связывали исключительно платонические отношения.

Болезнь

В 1865 году Шарль Бодлер, биография которого была представлена в этой статье, уехал в Бельгию. Жизнь там казалась скучной. Тем не менее поэт провёл в этой стране почти два с половиной года. Здоровье Шарля постоянно ухудшалось. Однажды он потерял сознание прямо в церкви и упал на каменные ступени.

В 1866 году поэт тяжело заболел. Свой недуг Шарль описывал врачу так: наступило удушье, путались мысли, возникало ощущение падения, кружилась и болела голова, проступал холодный пот, появилась апатия. О сифилисе по понятным причинам он не упоминал. Шли дни, и здоровье Шарля постепенно ухудшалось. В начале апреля его доставили в Брюссельскую больницу в тяжёлом состоянии. Но после приезда матери Бодлера перевезли в гостиницу. Поэт выглядел ужасно: отсутствующий взгляд, перекошенный рот, невозможность произносить слова. Болезнь быстро прогрессировала и доктора говорили, что должно произойти какое-то чудо, чтобы выздоровел Шарль Бодлер. Смерть поэта наступила в конце августа 1867 года.

  • В течение 17 лет Бодлер переводил на французский произведения Эдгара По. Шарль считал его своим духовным братом.
  • Поэт застал грандиозный период перестройки столицы Франции, инициатором которой был барон Осман.
  • В Париже поэт проживал примерно по 40 адресам.

Шарль Бодлер - цитаты

  • «Развлекаться не так скучно, как работать».
  • «И почему женщинам разрешают заходить в церковь? Интересно, о чём они говорят с Богом?».
  • «Жизнь можно сравнить с больницей, где каждый пациент пытается перебраться на более удобную кровать».
  • «Женщина является приглашением к счастью».
  • «Самая сложная работа - это та, которую никак не решаешься начать. Она становится для тебя кошмаром».

Шарль Пьер Бодлер родился в Париже в семье Франсуа Бодлера, выходца из крестьян, при Наполеоне сделавшего карьеру сенатора. Разница в возрасте между его родителями составляла 35 лет. Несмотря на важный пост, отец Шарля уделял ему много внимания. Ходил с ним по выставкам, музеям, знакомил с друзьями-художниками. Словом, прививал любовь к искусству. Но только мальчику исполнилось 6 лет, как Франсуа не стало. Мать вышла замуж еще раз. Но отношения между Шарлем и отчимом не сложились. Дабы позлить его и мать, он начал совершать шокирующие поступки. Достигнув совершеннолетия, стал проматывать отцовские деньги. В итоге суд постановил передать наследство под управление его матери. Сам Шарль отныне получал финансы лишь на карманные расходы.

Именно в это время Бодлер приходит в литературу. Самый известный сборник поэта "Цветы зла" эпатирует публику. Цензоры исключают из него шесть самых непристойных стихотворений и штрафуют Шарля.

Еще одной выдающейся работой критика считается его труды о влиянии употребления гашиша на организм - три статьи, составившие сборник "Искусственный рай".

Скончался Шарль Бодлер в Бельгии после продолжительной и тяжелой болезни. Похоронен на кладбище Монпарнас, что находится в Париже.

"Вечерка" предлагает подборку цитат из самых прекрасных стихотворений поэта .

1. Танцующая змея.

Посвящено Жанне Дюваль, актрисе и балерине, музе Бодлера на протяжении двадцати лет.

“Твой вид беспечный и ленивый
Я созерцать люблю, когда
Твоих мерцаний переливы
Дрожат, как дальняя звезда.

Люблю кочующие волны
Благоухающих кудрей,
Что благовоний едких полны
И черной синевы морей.

Как челн, зарею окрыленный,
Вдруг распускает паруса,
Мой дух, мечтою умиленный,
Вдруг улетает в небеса.”

2. Лола де Валанс

Надпись к картине Эдуарда Манэ, хорошего друга поэта. За изображение испанки на художника обрушилось море критики. Его ругали за плоские формы. грубость рисунка и отсутствие завершенности произведения. Бодлер не мог не поддержать товарища.

“Средь всюду видимой и разной красоты,
Понятно мне, друзья, что ум наш в колебаньи, -
Но в Лола де Валанс - нежданное сиянье
Чарующей игры, и роз, и черноты.”

3. К картине Эжена Делакруа “Тассо в темнице”

Образ поэта Торквато Тассо, по приказу герцогу д"Эсте в 16 веке помещенного в одиночную камеру на несколько лет, был для романтиков символом независимого искусства. Делакруа посвятил этому сюжету целую серию картин, где представлял зрителю несломленного обстоятельствами человека, борца за свободу, столкновение гения и несправедливости. Шарль Бодлер же написал стихотворение на одно полотно из этого цикла.

“Да! Гений, запертый в обители сырой,
Ужимки, этот вопль, виденья, что толпой,
Бунтуя, кружатся, поэта слух тревожа,

Мечтатель, ужасом оторванный от ложа, -
Вот символ твой, Душа, с неясною мечтой:
Тебя Действительность теснит своей тюрьмой!”

4. Парижская мечта

Это произведение Бодлер адресовал Константину Гюису. Это был художник, знаменитый в свое время зарисовками парижской жизни.

“Открыв мой взор, огнем пылавший,
Я вновь лачугу различил,
И, снова сам собою ставши,
Шипы забот я ощутил.

Часы со звоном погребальным
Пробили полдень грубо так!
Над миром косным и печальным
Ты, небо, проливало мрак!”

5. Часы

Почти 17 лет отдал Шарль Бодлер на перевод произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом. В 1855 году он адаптирует на французский язык рассказ “Маска красной смерти” : “А когда пробегали шестьдесят минут - три тысячи шестьсот секунд быстротечного времени - и часы снова начинали бить, наступало прежнее замешательство и собравшимися овладевали смятение и тревога». Именно с его образами связано это стихотворение.

“РЕМЕМБЕР! НЕ ЗАБУДЬ! И ЭСТО МЕМОР!-
Знай!
Наречьем всех племен гортань заговорила!
Минуты резвые напоминают жилы:
Не взяв все золото, породы не бросай!

Знай: Время - что игрок, который не обманет,
Но обыграет нас! Таков закон и путь!
День меньше стал, а ночь густеет; НЕ ЗАБУДЬ:
Век бездна голодна. В часах уже песка нет.

И вскоре час пробьет. Последний твой приют, -
Твой Стыд, Раскаянье, Небесный случай, вместе
И Целомудренность, - жена с девичьей честью, -
“Трус! Срок исполнился! Умри же!”, - изрекут.”