Откровения иоанна богослова вавилонская. Откровение Св. Иоанна Богослова: "Вавилонская блудница на звере багряном". Об одном из семи святых Ангелов, показавшем блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и десяти рогах

Об одном из семи святых Ангелов, показавшем блаженному Иоанну разрушение города блудницы, и о семи главах и десяти рогах

. И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

. с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.

«Блудницею» некоторые считали древний Рим, как расположенный на семи холмах; а «семью рогами зверя», на котором она сидела, – семь самых нечестивых царей, преследовавших , от Домициана до Диоклитиана. Но мы, чтобы согласоваться с последовательностью происходящего, думаем, что под блудницею вообще нужно понимать земное царство, представляемое как бы в одном теле, или же город, который будет господствовать над другими до антихриста, потому что древний Рим уже потерял свою власть, разве только предположить, что она к нему вновь вернется. Но если допустить последнее, то останется без объяснения город, господствующий ныне, ибо апостол говорит: «жена, юже видел еси, град есть великий, иже имать царство над цари земными» (). Но мы об этом, если даст Бог, будем говорить дальше. Теперь же разъясним, что нужно понимать под "пустынею", в которую тайновидец был приведен духом. В духовном смысле мы считаем пустынею вообще всякий город или человеческое общество, ненавидимое Господом за душевное ослепление, прелюбодеяния и другие пороки. Но можно понимать это и иначе, а именно, что апостол Иоанн видел и созерцал запустение этой блудницы, которая представлена под образом женщины, чтобы показать ее наклонность и слабость ко греху. Она сидела «на звере багряном», потому что своими злыми делами она как бы почивает на диаволе, который радуется убийству и крови, и чрез свои богохульства становится как бы помощницею отступника. Багряность зверя указывает на жестокость его и склонность к убийству. Что значит семь голов и десять рогов, об этом, с Божьей помощию, мы узнаем из дальнейших слов Ангела.

. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом,

«Облечена жена в багряницу и порфиру» – символы и признаки власти над всеми; поэтому же она украшена и драгоценными камнями и бисером.

и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;

"Чаша" указывает на сладость зла пред его вкушением, а золото – на заманчивость его. Об Иове сказано, что он «пил поругание, как воду" (), так и здесь обозначается, что жена делает злое не для насыщения, а по стремлению к гибели. Поэтому-то она и «исполнилась мерзостями», которыми питается грехолюбивое общество, упиваясь как сладким питьем грехом и блудным осквернением.

. и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.

«Начертание на челе" свидетельствует о бесстыдстве неправды, исполненности грехом и о сердечном смущении; она "мать", потому что в подначальных ей городах руководит душевным блудодеянием и побуждает на мерзкие пред Богом беззакония.

Статья пятьдесят четвертая

О том, как истолковал ему Ангел виденную тайну

. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим.

. И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов.

Названия городам даются в Священном Писании , как это можно видеть из многих мест его, сообразно их жизни и делам. Поэтому-то древний Вавилон назван веселящейся (то есть увеселяющейся своим блудодейством) блудницею, повелительницею чародеев и волхвов, и об Иерусалиме сказано: «лице жены блудницы бысть тебе» (), а в послании Петра древний Рим называется Вавилоном (). Но, конечно, правильнее всего Вавилоном называется город, бывший в силе при персах, а потом и всякий другой город, увеселяющийся кровью и убийствами. Евангелист и ужаснулся, увидя один из таких городов, но узнал от Ангела, что этот город – владыка мира – при кончине будет наказан за беззакония, какой бы город мы под ним ни подразумевали: персидский ли, или получивший древнюю власть Рим, или новый какой, или вообще мировые царства, по своему характеру принимаемые за одно. Ибо все они полны прегрешений и обагрены кровью святых, хотя и неодинаково – одни больше, другие меньше. Кто, например, измерит кровь мучеников со времени Диоклитиана или замученных в персидской земле? О том же, что было, например, при Элиане, или о гонениях на христиан от ариан в новом Риме читающие могут знать из истории.

. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель;

Этот зверь есть сатана, умерщвленный Крестом Христовым; он снова оживет при кончине мира и ложными знамениями и чудесами антихриста будет пытаться низвергнуть Крест. Он действовал до Креста, а теперь нет его, ибо он обессилен страданиями Спасителя и лишен своего владычества над народами, которое он имел над ними чрез их идолослужение. Выйдя при кончине мира из бездны или из того места, куда он был заключен по своем осуждении и куда бесы просили Христа не посылать их, а лучше ввергнуть в стадо свиное, он явится в мир. Или же он явится из настоящей жизни, которая иносказательно тоже называется бездною по причине глубины греховной и волнения страстей на житейском море. Отсюда же выйдет и антихрист – орудие сатаны для уловления людей, за что и будет осужден на погибель в будущем веке.

и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Те, которых имена не написаны в книге вечно живущих и не угадавшие антихриста по Христовым предсказаниям, удивятся пришествию зверя и его ложным чудесам, удивятся, не понимая, почему он получил прежнюю власть снова.

. Здесь ум, имеющий мудрость.

Мудрость духовная нужна, чтобы понять то, о чем сказано духовно.

Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,

И семь царей,

Мы думаем, что семь глав и семь гор указывают на семь мест, которые превосходили прочие своим могуществом и силой и в которых в разные времена основывались мировые царства. Первое из них есть царство ассирийское, второе – владычество мидян в Экбатанах, царь которых Арбак, согласно истории, убил ассирийского царя Сарданапала; потом Навуходоносор утвердил царство халдейское в Вавилоне, а Кир, поразив это царство, восстановил в Сузах персидское. Александр Македонский разрушил его и основал македонское. После этих царств в древнем Риме, после его первых царей и консулов, при Кесаре Августе, сделалась мировою Римская империя, которая и поддерживалась своими нечестивыми царями до Великого Константина. Точно так же нужно понимать и семь царей, а различие рода слов главы, горы и цари не должно препятствовать их одинаковому толкованию. Ибо в Священном Писании нередко имена приводятся совершенно безразлично – мужские вместо женских, и наоборот, например: Ефрем – юница бодомая, а в другом месте: Ефрем – голубь не имый сердца (), и по апостолу Богослову: «трие суть свидетельствующий на земли, дух и вода и кровь: и трие во едино суть» (), и по Соломону: козел, петух и царь, говорящий народу (). Таким образом, семь голов означают города, семь гор – семь состояний, когда они по временам превосходили другие местности земли не населением, но славою, а цари подобным же образом означают или места прославленные, как местопребывания царя, или же первых царей в каждом из упомянутых мест, именами которых и называются их царства. Именно: именем Нина – ассирийское царство, Арбака – мидийское, Навуходоносора – вавилонское, Александра – македонское, Ромула – древнеримское и Константина – новоримское.

из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть.

Блаженный Ипполит разумеет под именем пяти царей, павших из числа семи, века, из которых пять прошло, шестой, в который и было это видение апостолу, продолжается теперь, а седьмой еще не наступил и когда наступит, то будет краток. А если, согласно блаженному Иринею, созданы семь дней, семь небес и семь чинов ангельских, имеющих власть над другими, то, принявши это мнение, нужно согласиться и с нашим толкованием, что семь царств – это бывшие от создания мира доныне; пять из них уже погибли, шестое, в которое было это откровение, было в древнем Риме, а седьмое, еще не наступившее, будет в Риме новом. Было бы хорошим объяснением считать владычество всемирного Вавилона за непрерывное царствование одного города вплоть до пришествия антихриста, а последнее царство – за мучительство антихристово, которое будет продолжаться неделю по сравнению с предшествовавшими царствами, владычествовавшими до пятисот и тысячи лет. Кроме того, всякое временное число лет вообще ничтожно по сравнению с будущим бесконечным Царством святых.

. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель.

"Зверь" – антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств; он от семи, потому что выйдет от одного из этих царств. И он придет как царь римский, а не от кого-либо из упомянутых народов, на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в геенну.

. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час.

«Десять рогов», предшествующих антихристу, из которых один искоренил трех, а остальных покорил себе, видел и Даниил. "Один час" означает или краткость времени, или одну часть года, то есть три месяца, после которой цари покорятся антихристу, как своему господину.

. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю.

. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

«Сии едину волю имут». И верно, потому что «никто не может служить двум господам» (). Поэтому единомышленники во злом и подчинившиеся антихристу и сопротивляются истинному Христу. Но Агнец Божий, закланный ради нас, победит их и дарует Свое Царство избранным, поскольку и по воплощении у Него осталось Царство и господство над всеми.

. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.

. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

. потому что положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

«И глагола ми: воды, яже еси видел, идеже любодейца седит, людие и народи суть, и племена и язы ́цы ». Так как эти слова объяснил Ангел, то излишне подробно говорить о них. Но для меня кажется удивительным, как это враг и мститель диавол поможет подчиненным ему десяти рогам восстать и вооружиться на любящего добродетели Христа, Бога нашего, и опустошить многолюдный город, обольщенный им и отступивший от заповедей Божиих, а затем насытиться его кровью, как зверь. Удивляюсь и тому, как он, для которого опустошение служит радостию и убийство людей – пищею, распри и несогласия – утешением, даст согласие свое десяти рогам отступническим? Но предположение, что жена есть великий город, властвующий над царями земными, делает правдоподобным предсказание о страданиях тогдашнего мирового царства. Да избавит нас от испытания этих бедствий и да вселит нас в град горний – Иерусалим небесный, в котором, как говорит апостол, Он Сам все и во всех, когда упразднит всякое начальство (отступническое), власть и силу, а служащих ему с верностию посадит с Собою и послужит им, то есть усладит их благами, уготованными им от сложения мира. Да сподобимся этого услаждения и мы во Христе, нашем Спасителе и Искупителе; Ему же со Отцем слава и держава вместе со Святым и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 14.
Ангел раскрывает тайну Вавилона

Глава 17:1,2. Шестая и седьмая язвы настолько важны, что Бог послал одного из ангелов, принесших эти язвы, подробно разъяснить их значение Своему слуге Иоанну.

Стихи 3-7. Ангел обещал показать Иоанну "суд над великою блудницею", но вместо этого он показывает сначала причины этого суда, а причиной разрушения Вавилона являются его же собственные действия.

Эти стихи во многом созвучны Откровению 13:1-10, где изображается папская система. Однако там Бог представляет церковь и государство одним символом, а здесь Он изобразил обоих различными символами. Женщина в символическом пророчестве представляет церковь, блудная (нечистая) женщина олицетворяет блудную (нечистую) церковь. Вавилон изображен здесь как нечестивое общество. Богатый, гордый, развратный, он представляет собой последнее главное орудие сатаны.

Стихи 8-11. Эти стихи символическим языком описывают историю зверя (представляющего здесь власть известную принуждением и гонениями) и историю семи голов зверя (следующие одно за другим царства, которые использовали эту власть).

Откровение 13 представляют ту же картину, что и стих 8. Там Иоанн описал зверя "раненого" - сопоставление с периодом, когда он "был"; а затем, немного позже, когда его рана была исцелена - отождествление с периодом, когда он "выйдет" (см. Откр. 13:8 и 17:8). Поскольку зверь был ранен в конце периода в 1260 лет, первыми пятью головами, которые представлены в книге Даниила и Откровении 13:1-10, являются: Вавилон, Мидо-Персия, Греция, имперский или языческий Рим, гражданская власть папского Рима.

Шестая голова - парадокс, так как во время ее правления зверя "нет". Такое положение точно соответствует тому, что произошло после 1798 г., когда атеистическая Франция во время революции нанесла рану зверю, отняв гражданскую власть у Римской католической церкви. С тех пор в истории Европы настал период, когда церковь была отделена от государства. Важный момент этого пророчества заключается в следующем: зверь "выйдет", чтобы господствовать снова, и тогда церковь будет использовать его власть для преследования верных Богу людей.

Рим, начиная с античных времен, часто отождествлялся с городом на Семи Холмах. Поэтому и Ангел использует это описание для того, чтобы определить Рим как власть, описанную в главе 17. "Здесь ум, имеющий мудрость",- говорит Ангел. "Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена"" (ст. 9).

Воды представляют собой многие народы

Стихи 12-14. Согласно Откр. 16: 13,14,16, три великие силы зла (папство, богоотступнический протестантизм и спиритизм) соберут "царей земных всей вселенной" для последней попытки уничтожить народ Божий. Откр. 17:12 поясняет, что "цари земные" - это "десять царей", которые объединятся и поддержат зверя после его возрождения в войне против "Агнца", Иисуса (ср. ст. 14 и Откр. 19:11,19).

Своей поддержкой они исцелят "смертельную рану" зверя, после чего блудница Вавилон будет уже не "вдова", но королева, правящая всеми царями земными (ср. Откр. 13:3,8; 17:8 и 18:7). Эта церковно-государственная конфедерация будет иметь одну цель - воевать с Агнцем, уничтожая Его народ. Но Бог обещал, что Агнец победит зверя (см. Откр. 12:17; 13:15).

Стихи 15-17. Одним из предполагаемых источников силы Вавилона станут "люди и народы, и племена, и языки", поддерживающие его. Но стих 16 показывает, как Вавилон неожиданно потеряет свою поддержку. Многие "воды... где сидит блудница", высохнут под действием шестой язвы. Как только десять царей неожиданно поймут, что Вавилон обманул их, они нападут на церковь и ее лидеров. Таково Божественное объяснение высыхания Евфрата, упомянутого в Откр. 16:12 (см. Иер. 25:30-38; Иез. 38:18-22; Зах. 14:12,13).

Бог позволит народам земли объединиться для поддержки Вавилона на короткий период, чтобы показать действие беззакония, но когда начнет действовать шестая язва, Он освободит Свой народ,

Стих 18. Одним коротким предложением ангел объяснил Иоанну "тайну" женщины по имени Вавилон. Вавилон - "великий город", который правит всеми царями земными. Сущностью Вавилона является желание пойти на компромисс со святыми принципами истины, чтобы достичь политической и религиозной власти над землей.

18 глава Откровения указывает на время, когда отступившее христианство в результате отвержения трехангельского предостережения (Откр. 14: 6-12), окончательно падет. Стихи 1-4 этой главы описывают окончательное провозглашение трехангельской вести во всей силе. Эта весть - последняя из всех вестей, посланных Богом миру.

Могущественный ангел, принесший ее, осветит весь мир светом своей славы, в точности исполняя пророчество Исаии: "Восстань, светись... ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою" (Ис. 60:1,2).

Великий свет, который воссияет над землей в окончательной борьбе - это откровение праведности и совершенства Христа Спасителя, прощающего грех. Этот свет побудит людей устремить свои взоры на Того, Кто прощает их грехи, в то время как Он во святом святых небесного святилища совершает служение, благодаря Своему жертвенному искуплению на кресте.

Слава Божия проявляется в Его дарах. И окончательным даром Христа Своему народу будет наделение его Святым Духом, Который приведет их к полному совершенству характера и подготовит их к жизни во время язв. Дух, проявляющийся в остатке, прославит Христа, показывая ценность Его совершенной жертвы за человека на Голгофе (Иоан. 16:13,14).

Таким образом, Бог даст Своему народу силу провозгласить ужасающее предупреждение: "Пал Вавилон!" Единственное, что может разоблачить грех - это крест Голгофы. И только те, кто видел крест, отраженный во святом святых небесного святилища, и кто осознал, как Бог ненавидит грех и вместе с тем любит грешника, могут возвещать эту всепрощающую весть.

Осуждающая сила Святого Духа пронзит тьму, которая окутала павший Вавилон, и многие отзовутся на голос Христа, умоляющий их: "Выйди из нее".

В этой главе чрезвычайно живо и образно рисуется гибель Вавилона — великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного рода драгоценные товары, а с другой, радостью на небе по поводу справедливого суда Божия. Некоторые современные толкователи полагают, что этот Вавилон действительно будет каким-то громадным городом, мировым центром, столицею царства антихриста, который будет отличаться богатством и вместе с тем крайней развращенностью нравов, чем вообще всегда отличались большие и богатые города. И по си́хъ ви́дѣхъ (после этого я увидел) и́на Ангела сходя́ща съ небесé, имýща о́бласть вéлiю (власть великую), и земля́ просвѣти́ся (осветилась) от слáвы егó . Казалось бы, приближаются Божьи Суды и мрак отчаяния должен окутать землю. Но мы видим великий свет. Вот этот великий свет, который озаряет мир перед сокрушением царства Вавилона, — это последний призыв Евангельской проповеди, который прозвучит перед разрушением всемирного Вавилона. В Священном Писании говорится о том, что перед кончиной мира будет последнее великое свидетельство о Христе, то есть проповедь Евангелия в последний раз наполнит всю нашу планету. Поэтому великий свет надо понимать как свет просвещения. Обычно, перед тем как тучам сгуститься, небо становится ярким, и потом контраст все начинает резко темнеть, и наступает мрак. Словосочетание «иной Ангел» очень часто встречается в Книге Откровение. По мнению богословов, Ангелы приходят с каким-то одним поручением. И потом их сменяют другие Ангелы, каждый из которых имеет свое собственное поручение от Бога. И возопи́ въ крѣ́пости (сильно), глáсомъ вéлiимъ (громким) глагóля: падé, падé (пал) Вавилóнъ вели́кiй, и бы́сть (сделался) жили́ще бѣсóмъ и храни́тель (пристанище) вся́кому дýху нечи́сту, и храни́лище всѣ́хъ пти́цъ нечи́стыхъ и ненави́димыхъ (отвратительных) я́ко от винá я́рости любодѣя́нiя своегó напои́ вся́ язы́ки. Словосочетание «пал, пал» свидетельствует о падении неких святынь Вавилона. Любое Божье пророчество по-своему очень актуально, то есть оно имеет значение к тем текущим событиям современной истории, которые мы переживаем. Оно имеет значение и для прошедших событий, то есть в каждом поколении христиане видели свое сокрушение Вавилона. И в таком глобальном смысле каждое пророчество имеет особое отношение к окончательному свершению того, о чем оно свидетельствует. В истолковании святого Андрея Кесарийского сказано: «Подобное же пророчествовал Исаия о Вавилоне, столице халдеев, взятой Киром и персами, что он будет в запустении и наполнится зверями и нечистыми духами ибо зверям и нечистым духам свойственно стремление в пустыню». Начало 18 главы Книги Откровение это некая панихида по Вавилону, но панихида в таком саркастическом смысле. В Писании содержится описание гибели тех царств, которые реально погибли, царства Едома, царства Вавилона, царства Ниневии, но все эти характеристики в то же время относятся и к гибели последнего царства. Того последнего бастиона сил зла, которые противостанут Богу, но будут уничтожены в огне Армагеддона. Христос обращал внимание на то или иное событие современности и всегда старался давать духовное истолкование тем или иным событиям.

«Ярость блудодеяния» — вот это словосочетание свидетельствует о неистовстве извращений в последние времена. Как Варсонофий и Иоанн пишут, особенно яростным будет всплеск содомских извращений в последние времена. Но, с другой стороны, «ярость блудодеяния» в духовном смысле это ярость религиозных заблуждений. Блуд это неверность жены к жениху, это неверность Церкви своему Небесному Жениху. Блудница в Книге Откровения это неверная религиозная система, которая отступает от истин Православия и отождествляется со всемирным Вавилоном. Мы отходим от магистральной, системной линии классического богословия, которое сформулировалось в XIX веке. Поэтому, если у вас стоит вопрос, по каким книгам изучать богословие, отдавайте предпочтение дореволюционным книгам, их переиздают, особенно в монастырях. Эти дореволюционные авторы более чисты, более целомудренны в вопросах веры, к тому же цензура очень внимательно, ревностно относилась к каким-то частным мнениям и выхолащивала их из работ этих авторов. Так что «яростное вино блудодеяния» это не только те сексуальные революции, которые сотрясали западный мир, а теперь сотрясают Россию, но это и всевозможные богословские мудрствования. И цáрiе зéмстiи съ нéю любы́ дѣ́яша, и купцы́ зéмстiи от си́лы пи́щи ея́ (от великой роскоши ее) разбогатѣ́ша . Все эти «цари земные», которые брали взаймы у этого торгового Вавилона, и все «купцы земные» то есть какой-то международный экономический центр, этот падший Вавилон, все они в печали. Св. Андрей Кесарийский пишет: «Этот город вследствие избытка своего неправедного богатства, пребывая в роскоши, гордости и пренебрежении к излишнему, сам был причиной обогащения земных купцов». Неправедное богатство это, прежде всего, те средства, которые люди получают от ростовщичества. И слы́шахъ глáсъ и́нъ съ небесé, глагóлющь: изыди́те изъ нея́, лю́дiе Мои́, да не причаститéся (не соучаствовать) грѣхóмъ ея́ и от я́звъ ея́ да не вреди́теся, я́ко прилѣпи́шася (дошли) грѣси́ ея́ дáже до небесé, и помянý Бóгъ непрáвды ея́ . Призыв к выходу из Вавилона, это доминирующая тема всей 18 главы. «Выйди от нее», то есть от вавилонской блудницы. Сначала звучит призыв выйти из Вавилона, никак не отождествлять себя с этой лукавой системой вещей, отделиться от них, чтобы не получить вместе с ними воздаяние, чтобы не испить вместе с ними чашу гнева. И когда призыв к исходу прозвучал, говорится: Воздади́те éй, я́ко и тá воздадé вáмъ, и усугýбите éй сугýбо (вдвое) по дѣлóмъ ея́: чáшею, éюже черпá вáмъ [вино], черпли́те éй сугýбо. Ели́ко прослáвися и разсвирѣ́пѣ (роскошествовала), толи́ко дади́те éй мýкъ и рыдáнiй: я́ко въ сéрдцы своéмъ глагóлетъ, я́ко сѣжý цари́цею, и вдовá нѣ́смь, и рыдáнiя не и́мамъ ви́дѣти . Св. Андрей Кесарийский так объясняет словосочетание «вдвое воздайте ей по делам ее»: «Это говорится или к неповинным, претерпевшим много зла от правителей того города, потому что они своим терпением скорбей служат причиной большего наказания своих мучителей». Этот призыв «воздайте» обращен к тем, которые много уже претерпели от этого всемирного Вавилона. Вавилонская блудница сидит и говорит: «я не вдова», то есть она как бы имитирует религиозность и говорит: «Я не вдова, у меня есть Небесный Жених». Но она вдова, потому что Бог «умер» в западном мире. Они, точнее, умерли для Бога. Если проанализировать западное богословие, то мы уйдем в мертвое богословие. Там понятие Бога изгоняется из жизни. Сначала они отказываются от веры в чудеса, потом они отказываются от исповедания нравственных начал в догматах. И все это кончается тем, что религиозность умирает. Сегó рáди (за то, то есть вот за эту самоуверенность) во еди́нъ дéнь прiи́дутъ я́звы (казни) éй, смéрть и плáчь и глáдъ, и огнéмъ сожженá бýдетъ, я́ко крѣ́покъ Госпóдь Бóгъ судя́й éй (судящий ее). Они уже чувствуют, что это к ним приближается, они опасаются ядерного терроризма. Вспомним опять пророка Исайю (см.: Ис. 50: 11). И далее мы читаем о том, как рыдают, видя гибель торгового центра, этого всемирного Вавилона, разные люди: И возрыдáютъ и восплáчутся ея́ цáрiе зéмстiи, любы́ дѣ́явшiи съ нéю и разсвирѣ́пѣвшiи (роскошествовавшие), егдá ýзрятъ ды́мъ запалéнiя (от пожара) ея́, издалéча стоя́ще за стрáхъ мýкъ ея́ (от страха мучений ее), глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй Вавилóнъ, грáдъ крѣ́пкiй, я́ко во еди́нъ чáсъ прiи́де сýдъ твóй . В один час, пал, пал, все гибнет, все сокрушается, все уничтожается. Св. Андрей Кесарийский поясняет: «Мы думаем, что царями земными называются начальники». Начальники, то есть люди, которые начальники в своих странах, которые завязаны на торговых системах всемирного Вавилона. И купцы́ зéмстiи возрыдáютъ и восплáчутся о нéмъ, я́ко бремéнъ (товаров) и́хъ никтóже купýетъ ктомý , торговый центр не перепродает уже товаров, никто не покупает ничего: бремéнъ злáта и сребрá, и кáменiя драгáго и би́сера, и ви́сса и порфи́ры, и шéлка и червéни (торговый процесс остановился во всем мире), и вся́каго дрéва Ѳии́нна (благовонного), и вся́каго сосýда изъ кóсти слонóвыя, и вся́каго сосýда от дрéва честнáго, и мѣ́дяна и желѣ́зна и мрáморна, и кори́цы и ѳимiáма, и ми́ра и Ливáна, и винá и елéа, и семидáла и пшени́цы, и скотá и овéцъ, и кóней и колесни́цъ, и тѣлéсъ и дýшъ человѣ́ческихъ . Какая-то товарно-сырьевая биржа, всё перепокупают, всё перепродают, и вдруг все это рушится. Те люди, которые привыкли делать себе капитал на этих биржах, вдруг понимают, что они остались ни с чем. Все эти спекулянты, которые наживаются на эксплуатации людей, потерпят полное фиаско. Далее сказано, чем еще торгует этот Вавилон: «и коней и колесниц, и тел и душ человеческих». Оказывается, не только колесницы, машины, на которых перемещаются люди, станут товаром, но и тела человеческие, человеческие души. Андрей Кесарийский, живший в очень древние времена пишет об этих колесницах и конях: «Употребление коней, колесниц и тел тоже, говорит, излишне. Колесницы это всякого рода экипажи, потому что латинское слово redium означает повозку». Всякого рода экипажи. Андрей Кесарийский тоже, похоже, был в пророческом духе, он видел эти автомобили всякого рода и даже ссылается на латинское слово «redium», чтобы показать, что будет что-то такое неожиданное, то есть необычные какие-то колесницы. И продажа тел и душ человеческих. Сейчас существует международный банк человеческих органов. И овóщи похотéй (плодов, угодных для) души́ твоея́ отидóша (удалилось) от тебé, и вся́ тýчная и свѣ́тлая (блистательное) отидóша от тебé, и ктомý не и́маши обрѣсти́ и́хъ. Купцы́ си́ми обогáщшеся от нея́, издалéча стáнутъ за стрáхъ мучéнiя ея́, рыдáюще и плáчущеся, и глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй, облечéнный ви́ссомъ и порфи́рою и червлени́цею, и позлащéный злáтомъ и кáменiемъ драги́мъ и би́серомъ я́ко во еди́нъ чáсъ поги́бе толи́ко богáтство. И вся́къ кóрмчiй, и вся́къ плáваяй въ кораблéхъ, и вся́къ ели́къ въ мóри дѣ́лаяй (на море торгующие), издалéча стáша . Видите, те, которые как вампиры обогащались за счет страданий других, будут сокрушены гневом Бога. Мы видим, что эта столица Вавилона находится на берегу моря, и все корабли становятся вдали, наблюдают, что там происходит. И вопiя́ху, ви́дяще ды́мъ раждежéнiя (от пожара) егó, глагóлюще: кíй (какой город) подóбенъ грáду вели́кому? А какой сейчас самый великий город? Нью-Йорк. Огромный город. Самый богатый город мира. Но это не значит, что всемирный Вавилон - обязательно Нью-Йорк. В свое время это был Рим, в свое время это был тот самый Вавилон, который так и назывался Вавилоном. Ниневия была всемирным Вавилоном, Едом был всемирным Вавилоном. Египет был всемирным Вавилоном. Если наши времена не последние, не дай Бог, чтобы Москва стала всемирным Вавилоном, это было бы очень печально. И положи́ша пéрсть (посыпали пеплом) на главáхъ свои́хъ, и возопи́ша плáчущеся и рыдáюще, глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй, въ нéмже обогати́шася вси́ имýщiи корабли́ въ мóри, от чéсти (богатства) егó: я́ко еди́нѣмъ часóмъ запустѣ́ . «Опустел в один час». А далее говорятся радостные слова, это уже слова, обращенные к верующим людям: Весели́ся о сéмъ, небо, и святíи апóстоли и прорóцы, я́ко суди́ Бóгъ сýдъ вáшъ от негó (ибо совершил Бог суд ваш над ним; Откр. 18:20). То есть для верующих это будет духовное веселье. Духовное веселье это не злорадство. Это, прежде всего, радость за себя, что смог выжить в лукавые, тяжелые времена, но это и радость о том, что справедливость все-таки восторжествовала. Те люди, которые торговали телами, человеческими органами, человеческой непорочностью, целомудрием, которые всех обобрали, получат жестокое, но заслуженное наказание. То есть, это будет торжество справедливости Божьих судов, Божьих законов, Божьих уставов и постановлений. Пророки будут веселиться, потому что изреченное ими исполнилось, апостолы будут веселиться, потому что всё, что они изрекли над Вавилоном, исполнилось, и все увидят, как точно Откровение Библии, которое мы избрали для себя мерилом, относительно которого и оцениваем все происходящее на земле. В последних стихах этой главы (21‒23) указывается на внезапность кары Божией, которая постигнет этот город: И взя́тъ еди́нъ Ангелъ крѣ́покъ кáмень вели́къ я́ко жéрновъ и вéрже въ мóре, глагóля: тáко стремлéнiемъ ввéрженъ бýдетъ Вавилóнъ грáдъ вели́кiй, и не и́мать обрѣсти́ся ктомý . Гибель его произойдет так же быстро, как жернов погружается в море, и гибель эта будет столь поразительна, что от города не останется ни малейших следов, на что образно указывается в словах: и глáсъ гудéцъ и мусикíй, и пискáтелей и трýбъ не и́мать слы́шатися ктомý въ тебѣ́: и вся́къ хитрéцъ вся́кiя хи́трости не обря́щется ктомý (и голоса играющих на гуслях и поющих и играющих на свирелях и трубящих трубами уже не слышно будет) въ тебѣ́, и шýмъ жéрновный не бýдетъ слы́шанъ въ тебѣ́, и свѣ́тъ свѣти́лника не и́мать свѣти́ти въ тебѣ́ ктомý, и глáсъ женихá и невѣ́сты не и́мать слы́шанъ бы́ти въ тебѣ́ ктомý . Самые страшные слова «голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе», то есть диалога Церкви со своим Женихом Христом уже не будет слышно во всемирном Вавилоне. Общество станет абсолютно безблагодатным. Храмы будут, но в них не будет никакой благодати. Священники будут служить, но голоса Невесты и Жениха уже никто не услышит. Это будут мертвые церкви, мертвые религиозные системы, это будет умерший для Бога мир. Это самое страшное когда не будет слышно голоса Жениха и Невесты. А то, что все их трубы, музыкальные программы перестанут играть, звучать так слава Богу, что весь этот цирк закончится!.. Они хотят, чтобы святая Россия превратилась в некое Лимпопо, в банановую республику. Тут будут ходить люди совершенно деградировавшие, по западному образцу. Тут будет звучать музыка, заглушающая совесть, она окончательно заглушит остатки морали в душах людей. И у нас будет страшный мир, если Россия пойдет по такому пути. Но Россия должна восстать. Россия будет маленькая, как святые Отцы предсказывали, но она будет духовно богатая. Духовно богатая. То есть материально мы с вами вряд ли поднимемся, но вот духовное богатство будет. Когда последний великий свет воссияет, он воссияет и благодаря России. Каждый православный народ сыграет свою роль. Просто Россия должна сыграть свою роль в этом регионе, евразийском, и мы должны, каждый, начиная с себя, выполнить ту миссию, которую Господь нам поручает, без всякой гордости национальной и национального превозношения. Яко (ибо) купцы́ твои́ бѣ́ша вельмóжи зéмстiи . Это было написано в I веке. Купцы были в Риме самые презренные люди. «Вельможи земли», владыки земли были императоры, аристократы. Когда купцы стали властелинами земли? Ну, скажем так, в западном мире: конец XVII - начало XVIII века, а в России, значит, где-то конец XVIII - начало XIX века. А здесь это предсказано Иоанном Богословом: торгаши, купцы станут вельможами земли, возникнет новая аристократия, новое экономическое дворянство. Дворяне не по по происхождению, а дворяне по кошельку; у кого больше денег, тот и более знатный, более благородный, а как он эти деньги заработал уже никого не волнует. Яко волхвовáнiи твои́ми прельщéни бы́ша вси́ язы́цы. То есть оккультизмом. Это будет религия, грядущая религия антихриста. Антихрист будет оккультный мессия. Поэтому старайтесь не участвовать ни в каких оккультных движениях, дистанцируйтесь от них решительно, выступайте против оккультизма, потому что оккультизм это религия последних времен, бесовская религия. В последнем, 24-м стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что въ нéмъ крóвь прорóческа и святы́хъ обрѣ́теся (найдена) и всѣ́хъ избiéнныхъ (убитых) на земли́ . Вавилон будет нести персональную ответственность за убийство святых, пророков проповедников, апостолов Христа, апостолов последних времен, и всех народов. Вот, «всех убитых на земле» во всех тех войнах, которые будет вести всемирный Вавилон не только против святых и пророков, но и против всех народов. Ради своих экономических интересов, нефтяных интересов, они будут нападать, они уже нападают на целые страны. И они будут уничтожать множество людей. Почему их убьют? Потому что эти люди, живя в Вавилоне, духовно выйдут из него. «Выйти из Вавилона» не значит уехать из Нью-Йорка, «выйти из Вавилона» это не уехать из Москвы. Выйти из Вавилона это значит, живя в миру, быть совершенно чуждым греховному миру. Находясь среди волков, оставаться овцою Христа, как Господь говорил: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10: 16). Выход из Вавилона это единственная благоприятная альтернатива в деле нашего спасения. И другого выхода у нас нет. То есть, мы должны дистанцироваться от культуры всемирного Вавилона их музыки, их литературы, поэзии, прозы, от их научных гипотез, от религии Вавилона, от этой оккультной религии, от всего этого мы должны дистанцироваться. Мы должны стараться наших детей отгородить от тлетворного влияния Вавилона. И чтобы этого достичь, нам надо опираться на народ Божий. Пожилые люди хранители веры. Молодые просто как мухи слетаются на всякие ереси, это совершенно очевидно. Люди пожилого поколения теперь хранители веры в России. Надо прямо сказать, что мы не сберегли веру в той чистоте, в которой бы нам хотелось. Это предсказывал Игнатий Брянчанинов, он говорил, что в последние времена духовничества практически не будет. «Спасайтесь по книгам», то есть читайте книги святых отцов и по ним спасайтесь. Вы несете знание веры как священную хоругвь. Ваша старость, ваши седины вот истинное украшение Церкви.

Структура

  • Великая блудница (1-6)
  • Тайна жены блудницы и зверя (7-10)
  • Победа Агнца, гибель зверя и всех его последователей (11-18)

Один из семи-ангелов мстителей, в предыдущей главе изливавших чаши Божьего гнева, говорит Иоанну, что покажет ему, какая кара ожидает Великую блудницу, «сидящую у многих рек», с которой развратничали цари земли. Он приводит Иоанна в пустыню, где тот видит женщину верхом на красном звере, покрытом кощунственными именами, с 7 головами и 10 рогами. Женщина одета в порфиру и багряницу, на ней множество драгоценностей, а в руках она держит чашу с вином своего блудодейства. На лбу у нее имя «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Женщина пьяна от крови верующих в Иисуса.

Затем ангел объясняет Иоанну тайну женщины и зверя, на котором она сидит. Зверя пока нет, но он явится из бездны. Семь голов зверя - это семь холмов, на которых сидит женщина; они же - 7 царей, из которых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». 10 рогов - это десять царей, которых еще нет, но они получат вместе со зверем царскую власть на один час. Они будут воевать с Агнцем, и тот их победит. Реки, у которых сидит блудница - это народы. 10 рогов и зверь разорят Блудницу, будут пожирать ее плоть и жечь огнем. Ангел говорит, что по замыслу Божьему царская власть будет отдана зверю до тех пор, пока не свершатся Божьи слова. Жена же - это великий город, царствующий над земными царями.

Упомянуты

  • Зверь багряный
  • Цари Апокалипсиса

Толкование

Эта глава посвящена судьбе Римской империи, которая иллюстрируется образом Блудницы, сидящей на семи холмах. Рим называется «Вавилоном», поскольку это ветхозаветный образ насильственной власти, объединяющей многонациональное царство . Эта глава, по мнению комментаторов, одна из самых трудных для толкования .

Вавилонская блудница

Воды, на которых сидит блудница - образ, взятый из древних пророчеств, обличавших Вавилон (Иер 51,13), в следующих строках это обозначение народов, говорящих на многих языках (Ис. 8,7.8, Иер. 47,2) . То, что с ней блудодействовали цари земные - то есть они предавались язычеству. Она находится в пустыне, так как это место обитания демонов, символ внеблагодатного места. Женщина, одетая в царское облачение - порфир и багряницу, и с золотой чашей в руках (аналог евхаристического потира), является как бы лжецерковью, и противостоит Жене, облеченной в солнце . Имя, написанное на челе - намек на обычай римских проституток писать имена на головных повязках. Упомянутая «тайна» заключается в том, что «Вавилон» значит «Рим» и это неведомо постороннему, однако хорошо знает христианский читатель . То, что она обозначает именно Рим, считает большинство комментаторов, из современных Б. Бауэр ; этой же точки зрения придерживались советские историки религии Я. Ленцман , И. Крывелев , И. Свенцицкая ). Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим . Версию про Иерусалим, как основанную на современных Иоанну событиях, впервые выдвинул Фермен Абози . Он увидел в семи горах, упоминаемых в Откр. , семь холмов на которых стоит Иерусалим , а падение Вавилона счёл описанием разрушения Иерусалима римским императором Титом в 70 году . Профессор Александр Колесников отмечает, что Отцы Церкви понимают под Вавилоном Иерусалим, который, согласно предсказаниям, станет столицей Антихриста. Подтверждение этой версии Колесников видит также в том, что пришедшее на смену старому миру Царство славы Божией автор Откровения называет «Иерусалимом новым», тем самым противопоставляя его «Иерусалиму земному» .

Женщина упоена кровью мучеников, погубленных римской империей , то есть Рим пресытился этой бойней и упивается ею, как пьяница вином. Порфира, багряница и драгоценности - это еще и символ роскоши и распутства Рима. Образ чаши с распутством, появлявшийся в предыдущих главах, также взят из Ветхого завета; Рим соблазнил свои соблазны по всему миру .

Зверь

Значение зверя установить труднее, оно не однозначно, однако все смыслы очевидно связаны с Римской империей; причем женщина тогда - это собственно город Рим . Багряный цвет зверя - пурпурный, символ богатства, царства и власти. Все его тело покрыто «именами богохульными» - титулами цезарей. Раньше они были только на голове - теперь же богохульство распространилось на всю империю, на все народы . Обилие имен - указание на множество богов в римском пантеоне; также они оскорбление Богу .

«Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны» - гротескная параллель с Мессией, который был, есть и грядет. Он - антихрист, антипод Христа, переживший потрясения и возвращающийся . Возможно, историческая подоплека - ситуация с Лже-Неронами , которых считали чудесно спасшимся императором . Толкование внешности зверя, которое ангел дает Иоанну, также связывают с Римом: «семь голов суть семь гор, на которых сидит жена» (см. семь холмов Рима), а семь царей толкователи пытаются увязать с чредой римских императоров от Августа и таким образом, в частности, датировать «Апокалипсис». Зверь, который станет восьмым царем, принадлежит к тому же роду , он отождествляется с антихристом .

Десять царей

10 царей, которые еще не получили царства - возможно, речь идет о десяти парфянских сатрапиях, либо же есть версия, что это провинции Рима, которые восстали против него. Главное, что это символ мощного врага, внутреннего или внешнего, который обрушивается на империю . Когда цари получат царство и власть, это повлечет два последствия: они передадут свою власть зверю и вместе с ним восстанут против блудницы, а также поведут борьбу с Агнцем, в которой будут разгромлены. То, что блудница будет разорена, убита 10 царями, своими любовниками - предсказание разрушения Рима восставшими народами .

Вавилонская блудница. Картина Уильяма Блейка (1809)

На красном драконе воссядает великая блудница (по пророчествам святых православных Отцов — лжецерковь). Вавилонская блудница изображается как женщина в дорогих одеждах (обычно пурпурных), сидящая на семиглавом звере, с чашей в руке.

В образе вавилонской блудницы (Откр. гл. 17) изображается отступившее от Бога человечество, сосредоточенное в столице царства зверя-антихриста. Некоторые богословы рассматривают Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви (Католическая церковь). Епископ Александр (Милеант) считает, что вся полнота символики 17-й главы книги Откровения, рассказывающей о блуднице и её падении, станет очевидна только после пришествия антихриста.

Богословы отмечают взаимную связь блудницы и зверя, их общую деятельность и проявления. Поэтому богатство и красота блудницы не вечные — она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который «пойдёт в погибель».

Суд над блудницей

После суда над блудницей наступит ликование (Откр.19:1-2). Суд над блудницей, по мнению богословов, будет являться предвозвещением конца света и наступления Божьего суда.

Армагеддон


Армагеддо́н — место последней битвы добра со злом в конце времён, которая затронет каждого живущего на Земле. В этой битве будут участвовать «цари всей земли обитаемой» (Откр.16:14—16). Цари Земли с их войсками будут собраны, чтобы воевать с Сидящим на коне и его войском - с Иисусом Христом (Откр.19:19). Армагеддон — это война между Богом и дьяволом. Диавол соберет великие орды вражеских государств, а Господь их всех истребит, а затем наступит время для последней, "седьмой язвы".

Богословы считают, что слова Откровения: «Это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя... ... на место, называемое по-еврейски Армагедон» (Откр. 16:14-16) означают войну всех народов против Израиля. Слово «Армагеддон» означает «гора Мегиддо», которая находится в 10 км от г.Афула на севере Израиля. Согласно исламу, местом Армагеддона является Дамаск.

Второе пришествие

20-я глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном поражении дьявола и о царствовании мучеников. Пострадав физически, они победили духовно и уже блаженствуют на Небе. Здесь охватывается весь период существования Церкви, начиная с апостольских времен.

Гог и Магог олицетворяют совокупность всех богоборческих сил, земных и преисподних, которые на протяжении христианской истории воевали против Церкви (Иерусалима). Они истребляются вторым пришествием Христовым. Наконец подвергается вечному наказанию и дьявол, этот древний змий, который положил начало всем беззакониям, неправдам и страданиям во Вселенной.


По мнению Отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение Креста. Появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1 Кор. 15:51-52), изменится весь мир (2 Пет. 3:13), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить.

Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф. 22:30).

В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Страшный Суд

Конец 20-ой главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном суде и о наказании нечестивых . Это краткое описание суммирует Страшный суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом.

Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно — со Вторым Пришествием наступит на земле последний и Страшный Суд , который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир.

Это будет общий суд — суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность.

Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Новый Иерусалим

Заключительные две главы (21-22) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных . Это самые светлые и радостные главы в Библии.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф. 13:43), и вечные муки уготованы для злых (Мф. 25:41-42). Но не нужно понимать это примитивно.

Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего — это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего.

И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.

С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие — Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.

Апокалипсис указывает на дьявола как виновника всех искушений и бедствий человечества. Орудия, которыми он старается погубить людей, всегда одни и те же: неверие, непослушание Богу, гордость, греховные желания, ложь, страх, сомнения и т.д. Апокалипсис ясно показывает, что в конце концов дьявол и его слуги будут побеждены и наказаны, правда Христова восторжествует, и в обновленном мире наступит блаженная жизнь, которой не будет конца.

Материал подготовил Сергей Шуляк

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах