Что скажут о тебе твои слова-паразиты. Говорящие слова. Что скажут о тебе твои слова-паразиты Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…»

Лексика русского языка богата «добрыми словами». Например, в уральских деревнях приняты интересные приветствия. Если хозяйка доит корову, ей скажут: «Море под кормилицу» - желают надоить побольше молока, «целое море» . «Свеженько!» - говорят женщине, достающей воду из колодца. «Беленько!» - говорят соседки, проходящие мимо речки, когда они видят женщину, полощущую белье. А когда она еще только стирала белье, ей сказали: «Сто рубах в корыто!» Этим желают достатка, зажиточной жизни. Семье, собравшейся за столом, вошедший скажет: «Сладко кушать!» А если хозяева пьют чай, гость произносит: «Чай с сахаром!» Это приветствие осталось от старых времен, когда чай, да еще с сахаром, был в деревне роскошью.

В другой местности слова пожелания, приветствия, благодарности могут оказаться иными. Но есть группа слов, которая известна каждому.

Первые слова, которыми мы начинаем день,- это Доброе утро!

Произнося их, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым - добрым.

Откуда пошло слово «здравствуйте» и зачем его говорить?

Солнышко ясное встало
- Доброе утро!- Сказало.
- Доброе утро!-
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим,
- Доброе утро!-
В ответ
Мне улыбнулся сосед.
- Доброе утро!-
Повсюду я слышу.
В глазах у девчонок,
В глазах у мальчишек…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья,
Все равно.
Доброе утро
И в холод и град.
- Доброе утро!-
- Не зря говорят:
- Доброе утро
- Велит быть добрей,
Честней, и упорней, и веселей…

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: Доброе утро! - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить доброе утро нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово здравствуйте . А зачем мы его произносим?

Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все эти слова - и доброе утро , и здравствуйте , и добрый день , и спокойной ночи - хороши тогда, когда человек действительно желает другому добра, здоровья.

Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности: спасибо , благодарю вас . Народная мудрость гласит: «Девочка спесива, не скажет спасибо» .

Вежливое, доброе слово пожалуйста . Его мы произносим в ответ на спасибо и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, в библиотеке, на улице, но и дома. Часто школьники оставляют слово «пожалуйста» для гостей, на праздники .

Как-то один пятиклассник нечаянно сказал младшей сестре:
- Пожалуйста, дай мне твой карандаш.
Бедная девочка так испугалась, что заплакала:
- Почему ты мне говоришь «пожалуйста», разве я тебе чужая?

Как вы думаете, только ли чужим надо говорить пожалуйста?

Слова извинения: извините , простите (к ним добавляется слово пожалуйста ) тоже слова вежливости.

Но чтобы эти чудесные слова, как и другие волшебные, не могли «расколдоваться», надо помнить: слово не должно расходиться с делом. Народ давно заметил: «Дела сильнее слов» . И еще: «Доброе слово человеку - что дождь в засуху» , «Худое слово и сладким медом не запьешь» .

«Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности» (Цицерон Марк Туллий)

«Не знать истории - значит всегда быть ребенком» (Цицерон Марк Туллий)

«Зачем и о чем говорить?…» Иван Бунин

…Зачем и о чем говорить?
Всю душу, с любовью, с мечтами,
Все сердце стараться раскрыть -
И чем же? - одними словами!

И хоть бы в словах-то людских
Не так уж все было избито!
Значенья не сыщете в них,
Значение их позабыто!

Да и кому рассказать?
При искреннем даже желанье
Никто не сумеет понять
Всю силу чужого страданья!

Анализ стихотворения Бунина «Зачем и о чем говорить?…»

Философская концепция творчества Тютчева оказала заметное влияние на раннюю лирику Бунина. Трагизм времени, обреченность на одиночество, бесконечные пространства природы и ограниченность человеческого знания - эти мотивы привлекают молодого автора как близкие по мироощущению.

«Зачем и о чем говорить?» является бунинским прочтением знаменитого . Несовершенность, драматическая неточность слова является причиной его неспособности выразить «таинственно-волшебный» душевный космос. Стоит сосредоточиться на своем внутреннем мире, наслаждаться красотой и глубиной мыслей и чувств, не растрачивая силы на напрасные попытки «высказать себя», - таково идейное наполнение поэтического шедевра Тютчева.

Подхватывая мысль мастера, молодой Бунин начинает стихотворение с риторического вопроса. Декларируется недостаток тем и поводов, которые могли бы подтолкнуть собеседников к задушевному искреннему разговору. Развивая идею, лирический герой находит главную причину диссонанса - «слова людские». Их точное значение стерлось, оно растрачено и «позабыто». Оставшиеся отголоски, осколки смысла не способны передать мечты и чувства в их первозданной чистоте.

Еще одно препятствие для общения - отсутствие достойного слушателя. «Чужое страданье» не дано понять даже самому чуткому и близкому собеседнику.

Из разнообразия идей, кроющихся в «Silentium!», начинающий автор извлекает ту часть, которая касается внешних трудностей общения и недостатков инструментария. За пределами внимания остается важная идея души как микрокосма. Не получила развития и мысль, предлагающая выйти из конфликта, развивая и обогащая свой внутренний мир. Бытовая ситуация непонимания воспроизведена довольно точно, с юношеской искренностью и непосредственностью. Однако глубинный философский смысл, составляющий истинную мощь «Silentium!», оказался слишком отвлеченной категорией для пера поэта-ученика.

Пережив период подражания и постоянно совершенствуя художественный стиль, Бунин придет к собственному пониманию вечности, природы и роли человека. Время для широких обобщений настает в зрелый период: возвращаясь к мысли о несовершенстве слова, лирический герой обращается к другим критериям. Ценность и богатство поэзии определяется багажом «наследства», которое оставил творцу цикличный и бесконечный мир («В горах»).

Подробности Создано: 07.10.2015 13:30

Слово «ну» - древнее; его можно встретить во многих славянских языках. Правда, точной этимологии слова так и не удалось установить. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что изначально «ну» было звукоподражанием. Вопрос – чему? Удару хлыста, полету стрелы, звуку топора?... Можно сказать одно: наши далекие предки употребляли «ну», когда хотели к чему принудить собеседника. Слова «нужда», «нудить», возможно, происходят именно от этой частицы. Со временем это «слово-угроза» стало употребляться для придания высказыванию большей силы. Вероятно, и мы, злоупотребляя «ну», неосознанно желаем придать нашей речи больше значимости. Филологи утверждают, что мы говорим «ну» в диалоге, побуждая собеседника к ответному речевому акту, то есть эта частица выполняет функции поддержания коммуникационного контакта. Интересно, что в хеттском языке (был такой древний народ – хетты) «nu» ставилось практически перед каждой фразой.

«НЕТ» - Мы помним, что многие начинают с частицы «нет» практически любую фразу. «Нет, послушайте, вы же сами об этом говорили», «Нет, давайте поедем на каток». Лингвисты говорят о таких людях, что они придерживаются защитной стратегии в разговоре. Подобная привычка, вероятно, имеет корни в так называемой защитной магии, когда говорящий с помощью «отрицательно» начала утвердительной фразы пытался «застраховать» себя и свое утверждение от сглаза.

«Кстати» - это слово употребляют в повседневной своей речи все те люди, которым не хватает внимания. Они могут ощущать неловкость в незнакомой компании, и поэтому и прикрывают свое смущение этим словом. Вслушайтесь в чей-нибудь разговор и посмотрите, какое внимание людей сразу привлекает человек, начинающий свою речь со слова «кстати».

«Короче» - показатель торопливости, нервозности и агрессии. Чаще всего этим словом пользуются люди с холерическим типом темперамента. Некоторых из них можно с уверенностью причислять к признакам неуравновешенной нервной системы. Можно встретить также часто употребление этого слова у людей болтливых и не умеющих справляться с этим своим качеством.

«Это самое» часто говорят те люди, которым лень исполнять свою работу и свои домашние обязанности. Они могут быть ненадежны и импульсивны, так что на них нельзя слишком сильно надеяться. А еще подобные личности ловко избегают наказаний, вовремя сваливая свою вину на ближайших подходящих для этого жертв.

«Вообще-то» - еще одно слово из ежедневного лексикона неуверенных в себе людей. Но, в отличие от «кстати», эти личности обладают завидным талантом закатывать скандалы буквально на ровном месте. Правда, делают они так по причине той же неуверенности в себе.

«На самом деле» проскакивает в разговорах самоуверенных и эгоистичных людей. Они доверяют только своему опыту и своему мнению, а все остальное их просто не интересует. Как правило, человек-«на самом деле» тяжело заводит друзей и завязывает отношения, потому что считает себя одного единственным и неповторимым. Другие же люди – это просто публика для его жизненных выступлений.

«Типа» и «Значит» любят повторять настоящие консерваторы. Они против всего нового и правоту своего мнения всегда могут доказать агрессивным отношением к собеседнику.

«Как бы» - это признак творческой натуры, которая часто проводит время в своем выдуманном мире. Именно этим словосочетанием такие люди неосознанно подчеркивают свою оторванность от социума и всю относительность каждого события в собственной жизни.

«Просто» часто произносят в речи те люди, мнение которых не бывает самостоятельным.
Они зависят от своего окружения и бояться взять на себя хоть какую-то ответственность. Они часто оправдываются, чем окончательно «роняют» себя в глазах знакомых людей.