Диалектическая связь. Диалектика как учение о развитии и связях. Краткая характеристика различных “моделей” диалектики

Введение

1 Понятие связи. Философский принцип всеобщей связи.

2 Понятие развития. Принцип историзма.

Введение

Теперь нам предстоит основательно разобраться в очередных узловых проблемах философии: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность? На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика - важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии, к изучению которой мы приступаем. Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

1 Понятие связи

Понятие «связь» входит в любое определение системы наряду с понятием «элемент» и обеспечивает возникновение и сохранение структуры и целостных свойств системы. Это понятие характеризует одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

Связь характеризуется направлением, силой и характером (или видом). По первым двум признакам связи можно разделить на направленные и ненаправленные, сильные и слабые, а по характеру – на связи подчинения, генетические, равноправные (или безразличные), связи управления. Связи можно разделить также по месту приложения (внутренние и внешние), по направленности процессов в системе в целом или в отдельных ее подсистемах (прямые и обратные). Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков.

Важную роль в системах играет понятие «обратной связи». Это понятие, легко иллюстрируемое на примерах технических устройств, не всегда можно применить в организационных системах. Исследованию этого понятия большое внимание уделяется в кибернетике, в которой изучается возможность перенесения механизмов обратной связи, характерных для объектов одной физической природы, на объекты другой природы. Обратная связь является основой саморегулирования и развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

Вещи не просто сосуществуют между собой, а воздействуют друг на друга. В процессе этого проявляются их свойства, через которые они раскрывают свою внутреннюю природу, обретают соответствующую определенность и утверждают себя как относительно самостоятельные реалыюсти. Лишь определенная система взаимодействий вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является, то есть устойчивым материальным образованием, обладающим соответствующим набором свойств. Изменение системы взаимодействий неизбежно приводит к изменению вещи, тех или иных ее свойств, а при соответствующих условиях - и к ее исчезновению, превращению в другую вещь. Проявляющиеся у вещи свойства, таким образом, являются результатом ее взаимодействия с другими вещами, следствием установившихся связей. Связь вещи с другими вещами может быть непосредственной, когда она находится с ними в прямом взаимодействии, и опосредствованной, когда это взаимодействие осуществляется через ряд дополнительных звеньев, в роли которых выступают другие вещи (материальные образования).

Отношения могут быть двух видов. Во-первых, явления могут относиться друг к другу таким образом, что существование или изменение одного из них не обусловливает собой существования или изменения другого. Такое отношение есть отношение изолированности. Например, реальное время существования искусственного спутника Земли непосредственно не обусловливается конкретной конструкцией быстродействующей электронной счетной машины, при помощи которой осуществлялась вычислительная работа по его проектированию. Такая работа в принципе могла быть проведена и при помощи ЭВМ другой конструкции. В этом смысле между конструкцией ЭВМ и временем полета спутника существует отношение изолированности. Во-вторых, явления могут относиться друг к другу так, что наличие или изменение первого представляет собой условие наличия или изменения второго. Данное отношение есть отношение связи. Так, время существования спутника определяется степенью его торможения в атмосфере, поэтому с удалением его орбиты от Земли время существования будет увеличиваться. Здесь уже налицо отношение связи между временем полета спутника и высотой его перигея и апогея.

Когда же существование или изменение первого явления служит условием существования или изменения второго и, наоборот, наличие или изменение второго явления влечет существование или изменение первого, то такое отношение называется отношением взаимосвязи.

Наличие связи между явлениями, как правило, означает установление между ними связи взаимной, ибо там, где есть связь между двумя явлениями, не только существование и изменение первого явления обусловливает собой наличие и изменение второго, но и наоборот. Правда, это «наоборот» далеко не всегда сразу фиксируется людьми, так как многие из таких обратных влияний не оказываются достаточно существенными для протекающих процессов. Однако подобная несущественность обычно имеет свои границы, за пределами которых она может превратиться в весьма важный фактор. Более того, в конечном счете все явления действительности оказываются взаимосвязанными.

Отношение между одними и теми же явлениями может проявляться и как отношение изолированности, и как отношение связи. Состояния изолированности и пзаимосвязанности могут как бы переходить друг в друга при изменении отношений между теми же самыми явлениями с течением времени. Так, при полете к Луне космический аппарат в первое время находится в зоне притяжения Земли, то есть в состоянии гравитационной взаимосвязи с нашей планетой. С Луной у него практически отсутствует такая взаимосвязь. Говоря точнее, на этом этапе полета она пе имеет существенного значения, что по сути дела означает наличие отношения изолированности. По прошествии же определенного срока взаимосвязь с Землей сменится изолированностью, а изолированность космического аппарата и Луны уступит место их взаимосвязи. При возвращении аппарата на Землю смена указанных состояний развертывается в обратном порядке.

Взаимопереход состояний изолированности и взаимосвязанности между двумя или несколькими явлениями имеет место не только в ходе развертывания процесса во времени, но и в одно и то же время. Если, например, расстояние между несколькими сильно взаимодействующими элементарными частицами (адро-нами) превышает так называемый радиус взаимодействия, то ядерные силы между ними перестают действовать, то есть они оказываются в состоянии изолированности с «точки зрения» ядерных сил. Однако эти же самые частицы могут быть подвержены электромагнитному взаимодействию, и если силы, вызванные таким взаимодействием, являются притягивающими, то между частицами образуется отношение, которое и в физике называется связанным состоянием. Можно привести и другие примеры. Замкнутая механическая система является изолированной с «точки зрения» действия законов механики. Однако по отношению к немеханическим явлениям, оказывающим на нее влияние, она находится во взаимосвязи. Живой организм, наоборот, представляет собой открытую систему, то есть взаимосвязанную с окружающей средой. Но организм взаимосвязан лишь с определенными явлениями в среде (в первую очередь обеспечивающими возможность обмена веществом и энергией). Целый ряд явлений среды не вызывает изменений в тех или иных живых организмах и сам не изменяется под их влиянием. Следовательно, между организмом и явлениями окружающей среды имеют место как отношения взаимосвязанности, так и отношения изолированности. Любое из существующих государств имеет свои границы и с этой «точки зрения» изолировано от своих соседей. Но оно может торговать с другими странами, поддерживать с ними контакт в сферах политики, культуры, спорта и т. п., иными словами, быть взаимосвязанным с другими государствами и т. д.

Философский принцип всеобщей связи

Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое, цепи, в своем глубинном основании нигде не разорванной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не побеспокоив всего мироздания. Вселенная, по Г. Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. Объединяющая все предметы и процессы в единое целое связь носит всеобщий характер. В бесконечной <паутине> отношений и связей жизнь мира. Это своего рода нити, которыми все скрепляется, прервите их и все рассыплется в неупорядоченный хаос.

2 Понятие развития

Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем.

Две разновидности процессов развития:

Качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации;

Процессы перехода от одного уровня к другому.

Бывает восходящее и нисходящее развитие. В результате развития возникает качественно новое. Существенную характеристику развития составляет время, определяет его направленность. Древние - нет развития, время протекает циклически, космос вечен и не развивается. Христианство - развитие в области духа, и только. Возрождение - линейное время, формируется понятие естественной истории и развития природы. Космогонические теории и идеи эволюции в биологии и геологии. Идеи развития мирового духа у Гегеля. Диалектика есть наука о развитии как о фундаментальном свойстве материи. Два типа развития -эволюция и революция. Процесс неоднороден, возможны нелинейность, скачкообразность, регресс, законы диалектики отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, количество в качество.

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность. Современная общественная жизнь убедительно подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, показывает, что общественный прогресс есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности человека.

Единый мировой процесс развития это непрерывное усложнение организации, происходящее в результате взаимодействия объективной необходимости со столь же объективной стохастичностью Вселенной. Реальность такова, что необходимость не исключает случайность, но определяет потенциальные возможности развития, которые описываются законами природы.

Единый процесс развития охватывает неживую, живую природу и общество. Все это – звенья единой цепи, и поэтому естественно попытаться описать весь процесс развития на одном языке, в рамках единой схемы, с использованием общей терминологии. В качестве ключевых понятий взята дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор.

Изменчивостью называются любые проявления стохастичности и неопределенности. Они составляют естественное содержание всех процессов

микромира, но имеют место и на макроуровне. Неопределенность и стохастичность лежат в основе функционирования всех механизмов нашего мира и порождают многочисленные проблемы философского и социально-научного характера. Их далеко не всегдаможно объяснить далеко не всегда ясны

причины возникновения стохастичности и неопределенности. Но изменчивость является фактом – одним из основных «эмпирических обобщений», с которыми исследователям непрерывно приходится сталкиваться.

Вместе с тем изменчивость – случайность и неопределенность – проявляется не сама по себе, а в контексте необходимости, т.е. законов, управляющих движением материи и развитием ее организационных форм.

По существу, все развитие нашего мира можно представить моделью некоего турбулентнообразного движения материи – как непрерывное образование новых форм организации, их неизбежное разрушение, последовательность переходов от одних состояний к другим. Различие будет заключаться лишь во временных масштабах, в степени детализации анализа и характере интерпретации результата. Таким образом, все наблюдаемое нами – это единство случайного и

необходимого, стохастического и детерминированного.

Случайность и неопределенность – это понятия не тождественны – пронизывают все уровни организации материи. Процессы, протекающие в неживой природе (броуновское движение и т.д.), процессы биологические (мутагенез и др.), социальные процессы (конфликты и др.) – все они подвержены действию случайностей, которые мы далеко не всегда можем проследить так, чтобы понять их источник, а темболее правильно учесть, делая анализ или прогнозируя события.

Второй важнейший фактор, определяющий процессы развития, – наследственность. Этим термином обозначается не только способность материи

сохранять свои особенности, но и ее способность изменяться от прошлого к будущему, способность будущего зависеть от прошлого. Таким образом, наследственность это термин, отражающий влияние прошлого на будущее.

Третий фактор – отбор. Внутривидовой отбор отбирает те признаки, те особенности, которые, возникнув в результате действия случайных факторов, затем передаются в будущее за счет действия механизмов наследственности.

Теоретический анализ понятия «развитие» в философии Мышление древних не знало понятия развития в точном смысле этого слова, т.к. время тогда понималось как протекающее циклически. Представление об абсолютно совершенном космосе, на которое опиралось античное мышление, исключало постановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновению принципиально нового. Идея направленности времени выдвигается в христианстве, которое относит ее лишь к сфере духа. С возникновение в эпоху Возрождения опытной науки идея линейного направления времени распространяется на природу - формируется представление о естественной истории, т.е. необратимых и направленных изменениях природных объектов. Это нашло выражение в космогонических гипотезах, а затем в теориях эволюции и биологии. Глубокую философскую разработку идея развития получила в немецкой классической философии, особенно у Гегеля, который строил диалектику как учение о всеобщем развитии духа. Идеализм гегелевского учения о развитии подвергся критике в марксизме, истолковывающем развитие как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой для объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития является материалистическая диалектика, законы которой дают характеристику внутреннего механизма, движущих сил, общей направленности и основных фаз развития. Диалектико-материалистическое учение о развитии составляет философско- методологический фундамент теории революционного преобразования общества. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух типов развития - эволюции и революции.

Современнаянаука исследует сложно организованные саморазвивающиеся объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются специально-научные теории развития.В таких теориях описываются, в частности, нелинейные, скачкообразные преобразования. В данном случае необходима разработка методологической базы, содержащей специально научные теории, адекватно воспроизводящие процессы, происходящие в саморазвивающихся системах.

В последнее время на характер мышления исследователей начинает оказывать все большее влияние учение В.И. Вернадского о биосфере и ее постепенном переходе в ноосферу. В основе учения Вернадского лежит представление о взаимозависимости процессов, протекающих на Земле. Все они связаны друг с другом и являются фрагментами ее развития. Важнейшим событиемв истории нашей планеты было появление на ней жизни, резко ускорившей все процессы преобразования неживой, по терминологии В.И. Вернадского, «косной» материи. В.И. Вернадский начал систематическое изучение единого процесса развития с момента возникновения Земли, который отстоит от сегодняшнего дня на 4,5млрд. лет. Запоследние годы многое удалось понять в том, что можно назвать механизмами развития (в частности, эволюции), в том, как происходят изменения структуры (организации) материи, как возникают новые качества, что является движителем процесса самоорганизации. В связи с этим выделяются следующие механизмы развития:

Адаптационные механизмы. Основная ихособенность состоит в том, что они позволяют с определенной точностью предвидеть развитие события прогнозировать его. Это происходит потому, что адаптация это самонастройка, обеспечивающая развивающейся системеустойчивость (стабильность) в данных конкретных условиях внешней среды.

Пороговые (бифуркационные (по А. Пуанкаре)) механизмы развития. Организация системы обладает пороговыми состояниями, переход через которые ведет крезкому качественному изменению протекающих в ней процессов, к изменению самой ее организации. Более того, переход от старой организации системы к

новой неоднозначен, т.е. возможно целое множество различных новых форм организации.

Термин «бифуркация» в последнее время (после работ Уитни и Р.Тома) все чаще стали заменять термином «катастрофа». Таким образом, на перекрестке«эволюционных каналов» происходит «катастрофа». Характер развития качественно меняется. Возникает несколько новых и различных вариантов развития (эволюции). Этих вариантов столько, сколько новых «каналов» выходит на «перекресток». В характеристике бифуркационного механизма основным является неопределенность путей дальнейшего развития.

Выделение механизмов адаптации и катастроф позволяет не только дать новую интерпретацию процессов развития. Оно позволяет сделать наглядным один принцип, имеющий важное значение для понимания процессов самоорганизации вообще и эволюции живого мира в частности. Этот принцип носит название принципа дивергенции - расхождения (или размножения) новых форм организации.

Чем сложнее система, тем больше вероятность увеличения числа возможных путей ее эволюции (т.е. дивергенции), а вероятность появления двух развивающихся систем в тождественных эволюционных каналах практически равна нулю. Это и означает, что процесс развития (самоорганизации) ведет к непрерывному росту разнообразия форм.

Важнейшей особенностью эволюционного процесса является противоречивое взаимодействие тенденций двух различных типов – тенденций к стабильности и тенденции поиска новых, более рациональных способов использования внешних энергии и вещества, необходимо требующих ограничения стабильности.


Принцип Историзма

– способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе. Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

Принцип историзма, разработанный в немецкой классической философии

Термин «историчность» впервые появился в немецкой философской литературе более 180 лет назад, но его нельзя отнести к числу тех понятий, без которых не может обойтись ни один словарь по философии.

«Историчность» берет свое начало в глубине топологических изменений исторического сознания: примерно с 1750 г. в немецком языке утверждается обозначение для новой идеи «собственно истории». История перестает быть собранием примеров из прошлого и соединяет теперь в одно целое событие и его репрезентацию. Важнейшей причиной этого послужила поспешность, с которой мыслители того времени постарались решить проблему единства истории пантеистическими и объективно-идеалистическими теориями ее прогрессивного развития. Философия истории, вооруженная принципом историзма, заслонила непосредственный опыт открытости истории будущему, непредсказуемость истории и уникальность каждого человеческого существа, - что в целом и составляет условия креативности и подлинности исторического события. В свою очередь, этому было свое объяснение, отсылающее нас к историческому сознанию: для похожего, по выражению Лессинга, на мечтателя человека рубежа XVIII-XIXeB. «невозможно ждать будущее, и он сам стремится ускорить его, для чего ему приобретать, если то, что он полагает лучшим, на деле не может быть реализовано в качестве лучшего в течение времени его жизни?» Это самоускорение временности отбирает у настоящего возможность испытать его как настоящее и скрывается в будущем, в котором не схваченное протекающее настоящее оказывается заложником исторической философии. Именно с этим «кризисом» исторического сознания, который в последующем получал все новые формы, и связаны трудности на пути к подлинному месту тематики историчности в гуманитарном знании. Призыв вернуться к природе, её универсальному един-ству, интерес к пантеистической философии Спинозы, понятой с органической точки зрения, виталистическое рассмотрение природы разделила целая плеяда немецких мыслителей последних десятилетий XVIII в.: Гердер, Лессинг, Гёте, Шиллер, В. фон Гумбольдт, Гельдерлин, Шеллинг, романтики - Новалис, Шлейермахер, братья Шлегели. Ещё одной чертой того времени было увлечение классической античной поэзией и культурой. Благодаря Ф. Шлегелю в 1795 г. стало популярным происходящее от Бюргера и И. Босса слово «Griechheit», которое, хотя и было высмеяно Шиллером, использовалось как устойчивый термин В. фон Гумбольдтом в его рассуждении о греческом характере 1808 г.

Философское и историческое сознание XVII а. в целом, а не в пределах одной только философии истории позволяет обнаружить зазор между «так называемой историчностью» и собственной тематикой историчности. Неожиданным, но вероятным выглядит утверждение, что достаточно близко к подлинной тематизации историчности находился И. Кант. По крайней мере, об этом говорит его безоговорочно положительный ответ на первый из поставленных вопросов. Метаисторический характер понятия «историчность» тематически сближает его с этикой Канта. В основе и того, и другого лежит поиск критерия возможности исторических преобразований, что уже на рубеже XVIII-XIX вв. стало для человека решающим вопросом его жизненного выбора. Таким образом, исторический опыт и философия XVII в. закладывают основы для темы историчности. Это дает право рассматривать последующие попытки её тематизации в экзистенциализме, феноменологии и герменевтике лишь как варианты самостоятельной темы философии, требующей для своего раскрытия автономии метода и собственной группы понятий.

Описание работы

Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика? Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Введение
1 Понятие связи. Философский принцип всеобщей связи.
2 Понятие развития. Принцип историзма.
Список использованной литературы

Возможность и действительность. Возможность - диалектическая противоположность действительности. Категория действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Возможность - это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах. Различают реальные и формальные возможности. Реальные возможности развития предмета находятся в русле его необходимых изменений. Чтобы воплотиться в жизнь, реальная возможность должна иметь для своего осуществления необходимые условия. Формальной признается такая возможность , для реализации которой в действительности нет достаточных внешних условий и факторов. Её наступление -может быть обусловлено лишь случайными внешними факторами.

Аристотелевское понимание В. и д. с небольшими изменениями господствовало до 17 в., когдаформулирование принципа инерции позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и еёсамоопределения через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла, и Т.Гоббсом было предложено новое, «контактное» толкование В. и д., основанное на вероятности причинно-обусловленного события (см. Избранные произведения, т. 1, М., 1965, с. 157-58).

В трактовке И. Канта В. и д. отнесены к представлениям, связанным с модальностью и ссуществованием во времени: возможность рассматривается как сумма представлений о вещи занеопределенное время, действительность - как существование в определённое время, необходимость -как существование предмета во всякое время (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 225-26). Вместе с тем этикатегории выступают и как постулаты эмпирические исследования, отнесённые к разным моментам научногопознания: «1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия),возможно. 2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. 3. То, связьчего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо» (там же, с.280). Тем самым категория возможности была отнесена к нормам мышления, позволив различитьлогическую, реальную и практическую возможность. Общим для систем Ф. Шеллинга и Г. Гегеля являетсяутверждение изначальной определённости, «запрограммированности», не оставляющей места выходу зарамки наличного тождества деятельности и действительности; поэтому любое изменение системыобнаруживается апостериорно как очередной момент предзаданной временной целостности (что весьманапоминает этапы мифологического цикла).



27. Диалектический характер процесса познания, единство чувственной и логической стороны познания.

Познание есть отражение действительности. Оно является сложным диалектическим процессом проникновения ума в сущность вещей. Познание идет через возникновение и разрешение противоречий и носит активный, творческий характер: оно, раскрывая закономерности объективного мира, указывает пути преобразования, изменения его.

Материалистическая диалектика, будучи наукой и о мышлении, изучает свой предмет исторически, вскрывает происхождение и развитие познания. "В теории познания, – писал Ленин, – как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным"127.

Многие мыслители прошлого изучали познание и его формы вне зависимости от выяснения их объективного содержания; они полагали, что законы мышления не имеют никакого отношения к законам самого бытия. Примером тому может служить гносеология (теория познания) Канта, который пытался анализировать познание человека и его формы до и независимо от реального процесса познания. Основной задачей гносеологии Кант считал выяснение априорных (доопытных) условий и форм познания; он отрывал формы мышления от их объективного содержания.

Действительные законы познания можно понять только в том случае, если анализировать объективное содержание знания. Гегель считал формы мышления формами живого, реального содержания, связанными с объективным миром. И это правильно. Но в философии Гегеля не законы и формы мышления отражают законы природы, а, наоборот, законы природы являются бледной копией законов развития духа.



Марксистская философия исходит из того, что так называемая субъективная диалектика (развитие нашего мышления) является отражением объективной диалектики (развития явлений материального мира): "...Законы мышления и законы природы, – пишет Энгельс, – необходимо согласуются между собою, если только они правильно познаны.

Диалектика изучает законы развития познания на основе обобщения всей истории знания. Чтобы вскрыть эти законы, нужно проанализировать историю философии, историю отдельных наук, историю умственного развития ребенка, предысторию человеческого мышления (развитие психики у животных), историю языка, данные психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Каждая из этих отраслей научного знания проливает свет на ту или иную сторону процесса познания. История философии и история отдельных наук показывают процесс развития человеческого знания, его движение от незнания к знанию, от знания неполного к знанию всестороннему и глубокому.

Центр тяжести в диалектическом учении о развитии состоит не просто в утверждении, что всё развивается, а в научном понимании механизма этого развития. Отличительная способность диалектической концепции развития состоит в понимании развития не как простого количественного роста (увеличения или уменьшения), а как процесса преобразования старого в новое. Этот процесс получает свое обоснование в законе перехода количественных изменений в качественные.

Ещё в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные до поры до времени изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление волос на голове человека рано или поздно приведёт к тому, что человек станет лысым, или употребление алкоголя или наркотика в малых дозах может привести со временем к тому, что человек втянется в их употребление и станет неизлечимым наркоманом или алкоголиком. Незаметно подкрадывается к человеку старость, по крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. В природе, начиная с безобидных доз, происходит загрязнение воздуха, водоёмов, почвы, достигая потом катастрофического уровня.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность. Все важнейшие научные открытия Х1Х и ХХ в.в. неопровержимо свидетельствуют о том, что только диалектическая концепция развития способна обеспечитьглубокое научное познание, ибо развитие самого объективного мира совершается диалектически в форме перехода постепенных, незаметных, незначительных количественных изменений во внезапные, быстрые, коренные качественные изменения. Это подтвердили такие научные открытия Х1Х в., как законы сохранения и превращения материи и энергии, эволюционное учение Дарвина, важнейшие открытия в области химии и др. Особенно большая роль в обосновании диалектики познания принадлежит великому русскому химику Д.И. Менделееву, создавшему периодическую систему элементов.

Философское значение этой системы состоит, во-первых, в том, что её автор, хотя и бессознательно, даёт блестящее естественно-научное обоснование закона перехода количественных изменений в качественные. Периодическая система показывает, что переход от одного химического элемента таблицы Менделеева к следующему совершается вследствие постепенного количественного роста атомного веса элемента или заряда ядра атомов. А это значит, что в основе периодической системы элементов Менделеева лежит закон перехода количественных изменений в качественные.

Во-вторых, система Менделеева даёт блестящее решение вопроса, который волновал учёных в течение многих столетий, вопроса о том, как, в силу каких законов материя порождает такое богатое, сложное и в то же время красочное многообразие окружающих нас предметов, явлений. «Все разнообразие веществ природы - писал Д.И. Менделеев - определяется лишь сочетанием… немногих элементов и различием ли их самих, или их относительного количества, или приодинаковости качества и количества элементов – различием взаимного положения, соотношения или распределения». Именно поэтому Ф. Энгельс указывал, что химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава.

В-третьих, периодическая система элементов Менделеева показывает, что, опираясь в процессе познания на закон перехода количественных изменений в качественные, мы получаем возможность не только раскрыть сущность предметов, но и предсказатьсуществование таких предметов,каких еще никто и никогда не видел, и даже предвидеть важнейшие свойства этих еще не открытых предметов. Известно, что сам Менделеев, хотя и стихийно, но, фактически пользуясь законом перехода количественных изменений в качественные, воплощенным в его таблице, научно предвидел существование тогда еще неизвестных элементов гелия, скандия, германия и др., которые были открыты спустя некоторое время. Более того, определив свойства предсказанного им нового элемента – экаамолиния, он указал пути и способы обнаружения этого элемента. Воспользовавшись этими указаниями, Лекок-Буабодран действительно открыл его. «Менделеев, - писал. Ф. Энгельс, - применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту еще неизвестной планеты – Нептуна».

Движение мысли ученого от логической обработки фактов и обобщения эмпирического материала к получению новых знаний, к научному открытию совершается на основе закона перехода количественных изменений в качественные. Каждое научное открытие, по существу, представляет собой скачок в процессе познания. И он совершается не случайно, а в результате длительной, постепенной эволюционной подготовки. Прежде чем становится возможным то или иное научное открытие, ученые проводят гигантскую предварительную работу. Они накапливают соответствующий материал, производят эксперименты, строят и тщательно проверяют частные и предварительные гипотезы. Весь этот подготовительный эволюционный период в процессе познания рано или поздно завершается научным открытием. А это значит, что процесс познания осуществляется путем накопления постепенных количественных данных и перехода их в качественные изменения.

Академик А. Дородницын говорит по этому поводу следующее: «Ученого интересует какая-то проблема, он много над ней думает, постоянно накапливает связанную с ней информацию, тянется долго – многие месяцы, может быть годы, но вот наконец, накапливаемая информация достигает необходимой полноты, тогда становится ясным путь решения проблемы. Естественно, ученого охватывает при этом чувство радости, переходящее, может быть, даже в экстаз, он забывает обо всем постороннем полностью, погружается в работу и в течение немногих дней делает то, на что раньше, казалось, безуспешно затратил годы. Мы говорим о таком состоянии ученого = «пришло вдохновение». Если же расшифровать его без иллюзий, то оказывается, что произошел переход количества в качество – наколенная информация достигла полноны, необходимой для решения проблемы».

Закон перехода количественных изменений в качественные как закон диалектической логики обязывает нас, с одной стороны учитывать гибкость, подвижность, диалектическую текучесть предметов и их отражений в понятиях, а с другой – иметь в виду и качественную определенность, относительную устойчивость предметов и отражающих их понятий. Если метафизики, как известно, не признают гибкости, изменчивости предметов и наших знаний о них, то различного рода догматики нередко превращают гибкость в неопределенность, расплывчатость, уклончивость. Ссылаясь на диалектическую гибкость, они уходят от определенного ответа на прямо поставленный вопрос.

Диалектика учит сочетать в процессе познания гибкость с определенностью, подвижность с относительной устойчивостью. Толькотакое подлинно диалектическое познание приведет научного исследователя к успеху. Важным логико-методологическим принципом, вытекающим из закона перехода количественных изменений в качественные, является требование этого закона не абсолютизировать ни количественный, ни качественный подход в процессе научного исследования, а диалектически сочетать их, что и дает возможность исследователю правильно определить меру изучаемого предмета и раскрыть его сущность, вскрыть закономерности его функционирования и развития. Важность этого принципа особенно реально проявляется тогда, когда качественный подход к исследуемому явлению разумно сочетается с математической обработкой полученных знаний. Применение математических методов познания, особенно метода формализации, аксиоматического метода и других, значительно повышаетинтенсивность и познания, позволяет раскрыть такие стороны, особенности и свойства изучаемого объекта, которые невозможно обнаружить при качественном подходе к исследованию объекта, в ходеприменения только качественных методов познания и нормирования содержательного варианта научной теории.

Само собой разумеется, что применение математических методов исследования необходимо осуществлять, строго учитывая особенности исследуемого явления. Эффективно примененные к исследованию одних явлений, они могут оказываться малопригодными при изучении других, более сложных, например, многих явлений общественной жизни, где применение количественных методов значительно ограничено. Ведь количественные, особенно математические методы тоже имеют свои теневые стороны. Скажем, метод формализации имеет весьма важное значение при исследовании многих явлений природы. Но порой он приводит к излишнему упрощению и схематизации изучаемого объекта, либо к чрезмерному усложнению аппарата описания.

История математического анализа имела огромное значение для открытия диалектики количества и качества, ибо высшая математика диалектична по собственному имманентному содержанию. Операция дифференцирования существенно базируется на том, что количество само переходит в качество. Исходя из бесконечно малых приращений аргумента и функции, полагая их затем равными нулю, эта операция «выделяет отношение в чистом виде». Здесь имеется в виду отношение между независимой и зависимой переменными в функции. Поэтому, научным предметом дифференциального исчисления служит некоторое отношение, определенность которого можно назвать также законом. В основном в своих текстах Гегель назвал это отношение переменных качеством функции. Этой же точки зрения придерживался К.Маркс в «Математических рукописях».

Диалектическая природа математического анализа не была понята самими его творцами – Лейбницем и Ньютоном и их последователями, вследствие чего возникла целая эпоха так называемого мистического дифференциального исчисления. Тот факт,что в процессе дифференцирования количественные отношения переходят в качество, что здесь имеется их органическая взаимосвязь, остался скрытым, а указанная взаимосвязь, хотя и получила глубокое практическое развитие, не была осознана. Ведь дифференциальное исчисление есть наука о способах, которые позволяют посредством количественных изменений получать, выявлять качественную специфику.

Своеобразная особенность законов классической механики состоит в том, что в них качественные особенности явлений и форм объективного мира (пространства и времени, силы и скорости, массы) определяются количествами и их отношениями. Поясним это на примере: В законе падения пространство приравнивается к произведению q на квадрат скорости, потому что левая и праваястороны равенствавыражаются чисто количественно. Присутствующее здесь качество как основание количественной определенности выражается в том, что расстояние берется во второй степени, а время в первой, т.е. качественное различие пространства и времени выражено количественным различием. Однако не будь этого качественного различия, мы получили бы просто тавтологию. На деле и на левой стороне равенства и на правой мы имели определённые единства количества и качества, т.е. меры, а само уравнение есть отношение мер. Поскольку все законы механики имеют подобный характер, Гегель и выделял особую механическую сферу, в которой качественные различия имеют своей определённостью количественное. Особенность перехода количества в качество состоит в том, что количество не извне присоединяется к качеству, а развивается в него; внутренняя диалектика переводит его в качественную определённость. Но для того, чтобы такой переход стал возможным, само количество должно было стать диалектическим и подвижным, стать переменной величиной.

Единство качественных и количественных характеристик, общего и единого, мера противоположности, динамика противоречий и т.д. позволяет отображать естественный язык. Становление и развитие естественного языка, специально-научных методовявляется не переходом от возможности познания качества в отвлечении от количества, к познанию количества в отвлечении от качества и т.п., а переходом от одних способов и уровней познания единства качества и количества, причинных и функциональных зависимостей к другим, более развитым. Человеческое знание – донаучное и научное, эмпирическое и теоретическое – формируется и развивается как конкретное. Уже древний человек познаёт и выражает средствами естественного языка единство качественных и количественных характеристик различных предметов, их противоречий (например, между орудиями труда и предметами труда, потребностями общины и ресурсами места обитания), причинные и функциональные зависимости в различных системах (например, зависимость производительности орудия труда от его материалов, формы и обработки).

Вне конкретного знания реальности, прежде всего, в единстве её качественных и количественных характеристик, человеческая практика, рассматриваемая во всём многообразии её конкретных форм, немыслима. Единство качества и количества, общего и единичного и т.д. в естественном языке отображается без надлежащей точности и строгости, но это не уменьшает его роли как средства познания деятельности. Более того, наука не может обходиться без естественного языка. Каждая наука, в том числе и философия, создаёт свой концептуальный аппарат, используясобственный язык, в особенности тогда, когда речь идёт об интерпретации,специфическом истолковании смысла и значения научных терминов и выражений.

Категориальная структура специально-научных методов и естественного языка может быть раскрыта на основе принципа конкретности истины, согласно которому, ни одно из языковых выражений само по себе, вне определённого контекста не является ни качественной и ни количественной характеристикой. Следовательно, один и тот же признак, рассматриваемый в различных отношениях или контекстах, может быть как качественный, так и количественный. Например, когда мы говорим, что эвкалипт по сравнению с другими видами деревьев – самый высокий, то мы характеризуем его качество, когда же мы сравниваем два эвкалипта или один и тот же, но относительно различных периодов времени его роста, говоря, что один из них более высокий, чем другой, то мы характеризуем их количественное различия.

При соблюдении требования принципа конкретности истины неодин из признаков не стоит вне квалификации его как качественной или количественной характеристики. Например, значения таких величин, как собственная масса, заряд, скорость и т.п., в своей специфической совокупности описывают качество элементарных частиц (электронов, протонов) или их групп (лептонов, мезонов, тарионов). Значение же таких величин, как динамическая масса, энергия или скорость движения, характеризует их количественную сторону.

Отсутствие специальных методов измерения количественных соотношений и соответствующих приборов, не означает, что вообще не существует каких-либо способов оценки, измерения и выражения результатов измерения этих соотношений в естественном языке. Эти способы можно назвать качественными, иликвазиколичественными, в том смысле, что здесь не применяются специальные процедуры и абстрактные предметы, например числа или отрезки. Они основаны на практическом использовании предметов и рациональной интерпретации данных чувственного восприятия. Весы, часы, метр, термометр, барометр и др. приборы и измерительные инструменты появились сравнительно недавно. В более раннее время их заменяли различные примитивные средства измерения и эмпирический опыт человека, который не потерял своего значения и в наше время. Чувственный образ специалиста, например, отличается тонкой дифференцировкой свойств предмета. Так, он может различать до 40 оттенков чёрного цвета.

В естественном языке существует не мало таких слов и выражений, которые позволяют отображать количественную сторону реальности оценивать, «измерять», «исчислять», выражать «количественные соотношения» и их изменения. Вот некоторые из них: «тождество», «различие», «множество», «равно», «больше», «меньше», «возрастание», «убывание», «увеличение», «уменьшение», «степень» и т.д. Некоторые из них мы привыкли считатьтерминами логики, математики и естествознания, но мы забыли, что прежде они были выражениями естественного языка.

«Каналы проникновения» количественных оценок и измерений в живую ткань знания и познания неистощимы. Одним из них является нестрогое, образное употребление в «неточных» науках таких количественных терминов науки, как «сила», «энергия», «мощь», «заряд», «разрешающая способность», «коэффициент полученного действия» и др. Например, при анализе конкретных противоречий познания и общества говорят о силе идей и социальных движений, информационной ёмкости и разрешающей способности гипотезы.

В некоторых науках, в том числе и философии, количественная сторона реальности, как и качественная, отображается посредством интерпретированных слов и выражений естественного языка. До известного уровня развития математики и естествознания их утверждения, в том числе о количественных соотношениях и функциональных зависимостях, формировались посредством естественного языка. Содержательный анализ исторически конкретных противоречий, как правило, позволяет оценить и соизмерить их стороны и сами противоречия по таким параметрам,как степень несоответствия противоположностей: теории и практики, теории и факторов, проблемы и методов её решения, теоретически предсказуемых и экспериментально получаемых результатов. Конечно, получаемые, таким образом, количественные оценки могут быть весьма приблизительными, условными, достаточно неопределёнными и даже далёкими от истины. Но в то же время без стратегий познания, тех или иных гипотез и моделей как способов и средств разрешения противоречий. Без оценки и соизмерения количественных характеристик противоположностей, противоречий субъект пребывает в состоянии полнейшей неопределённости относительно проблемной ситуации в познании и возможных путей выхода из неё. Таким образом, развитие учения о противоречиях на основе принципа единства качества и количества не только не расходится, но, напротив, очень хорошо согласуется с современным пониманием категоригальной структуры естественного языка и его применением в познании.

Особенно сложно «переплетаются» различные и разнопорядковые качества в общественных явлениях. Социальному уровню организации материи как высшей нормы её движения присущи закономерности. С ними связан такой феномен, как «двойственная» качественная определённость явлений. И люди, и продукты их труда (вещи) наряду с природными качествами (как биологические существа, физико-химические тела и т.д.) обладают ещё и социальными качествами. Именно эти качества и являются главными, ведущими в сфере общественной жизни. Но этим не исчерпывается качественная многократность социальных явлений. И первые и вторые качества общественных явлений имеютмассу качественных и количественных градаций, выступают как органическое единство общего и специфического. Подчиняясь законам природы, вещи, как социально значимые явления, в то же время определяются законами общественного развития. Решающими здесь выступают законы и противоречия той социальной системы, в условиях которой эти вещи специфически служат их потребностям и интересам. Познание качества связано с раскрытием его внутренней основы – сущности, структуры, внутренних связей и противоречий. Противоречиво и не только само качество, но и процесс его познания. Он включает чувственно-непосредственное отражение и абстрактное мышление, объективное. Целостность и многогранность явлений и их качеств, сложную сеть взаимосвязей качества с другими сторонами действительности отражает целая система категорий: свойство, функция, структура, непрерывность и др. Но качество необходимо понимать как органически связанное с количеством, но не с любым, а именно со «своим» количеством, со «своей» другой стороной. Изменения качества происходят взависимости и под влиянием изменений количества и наоборот. Некоторые явления, в особенности в области духовной культуры, развивалась путём накопления элементов нового качества и отмирания элементов старого качества (например, язык).

При изучении особенностей постепенных качественных изменений в общественной жизни трудно установить точные и строгие временные границы между старым и новым качеством. Языковеды встречаются с серьезными затруднениями, когда пытаются определить такие грани в развитии языка. В лучшем случае можно выделить период, нередко измеряемый столетиями, когда качественные отличия в языке выступают довольно ощутимо. Но существуют такие особенности или нормы рождения нового качества, которые трудно определённо классифицировать, так в них сложно и своеобразно переплетаются черты многих видов иформ. Наблюдаются и очень своеобразные процессы, не укладывающиеся в общепринятые схемы.

Если рассматривать не отдельные общественные явления, а всю их совокупность, то можно установить такую картину: в одних областях общественной жизни, например, в некоторых отраслях тяжёлой промышленности, развитие осуществляется быстрее, в других – в сельском хозяйстве – значительно медленнее, в одних явлениях элементы нового качества возникают ранее, в других – позднее и под влиянием первых, нередко определённый период сосуществует у разных элементов и нового и старого качества.

Причины устойчивости и неустойчивости вещей коренятся в определённых количественных соотношениях противоположностей, присущих системе вещь – среда. Эти причины могут бытьвнутренними и внешними. В первом случае вещь устойчива, если количественные характеристики связи её элементов больше соответствуют характеристикам противодействия этой связи в условиях заданного взаимодействия вещи со средой. Во втором случае вещь устойчива, если количественные характеристики связи присущи взаимодействию вещи со средой. Соответственно вещи неустойчивы, если не реализуется ни одно из указанных соотношений взаимодействия противоположностей в системе. Количественные соотношения устойчивости конкретных вещей обычно являются определёнными по своим значениям. Например, космическое образование из газа и пыли устойчиво, если гравитационная потенциальная энергия равна удвоенной кинетической энергии галактического движения, стремящегося рассеять данное образование. Таким образом, качественное изменение вещи как переход от одной формы её устойчивости к другой обусловлено действием и динамикой определённых по качественным и количественным характеристикам противоречий или их систем.

Особенность перехода количества в качество состоит в том, что количество не извне присоединяется к качеству, а развивается в него; внутренняя имманентная диалектика переводит его в количественную определённость. Но для того, чтобы такой переход стал возможным, само количество должно было стать диалектическим и подвижным, стать переменной величиной, следует специально сказать о различии, которое имеется в протекании закона взаимоперехода качества и количества в природе и человеческой истории.

В явлениях природы количественные изменения прямо ведут и к изменениям качественным: вода, нагретая до 100 градусов, переходит в пар, а охлаждённая до 0 градусов – в лёд и т.п. Такие переходы совершаются как бы сами по себе. Совсем иначе обстоитдело в истории. Здесь количественное изменение само по себе, без сознательного анализа и действия, часто без большого напряжения не может перейти в новое качество. Так, например, изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, означают переход общества в новое качественное состояние. Этому предшествовал длительный период экстенсивного развития, ориентированный на количественные формы и способы. Однако этот переход не только сам по себе не ведёт к новому, последнее, напротив, встречает сопротивление - инерцию психологического и практического характера, а то и просто противодействие. С категориальной точки зрения количественное изменение непосредственно не к качественному, а к целому комплексу проблем порождает рядпротиворечий и соответствующие им нормы борьбы. Только в результатеборьбы возможно достижение нового качественного состояния, которое будет разрешением противоречий.

Таким образом, между количественным изменением и новым качеством в общественных явлениях образуется брешь, которая заполняется противоречиями. Это означает, что существенно меняется структура рассматриваемого закона: количество – качество заменяется иным отношением: количество – противоречие - качество. Если в гегелевской логике противоречие появляется после данного закона, после меры как единства количества и качества, то здесь оно внедряется между ними, разрывает единство, заостряет количество и качество до напряженнейших противоположностей, как это видно из бесчисленных явлений общественной жизни, на данном этапе развития в целом. Гегелевская структура, справедливая в своей предметной области, здесь, в анализе общественного развития, недостаточна. Следует подчеркнуть, что структура «количество – противоречие – качество» появилась, конечно, не сегодня, она характеризует любую стадию общества, а особенно острые и масштабные формы приобретаетв революционные эпохи, периоды качественной пересортировки. Следовательно, глобальные проблемы современности – результат развитиявсей, до сих пор прошедшей мировой истории. Они возникли не вдруг, складывались медленно, постепенно, путём количественных накоплений, они, в конце концов, привели к новому качественному состоянию человечества, обозначили важнейший рубеж его истории. Рост и развитие глобальных проблем особенно яркое проявление имеют в возрастании роли будущего для человеческого общества – можно сказать, что этот рост есть основная историческая тенденция в жизни человека. Отсюда и возрастает роль пропагандирования, связанная с количественным ростом и углублением противоречий современной эпохи до масштабов всей планеты, она также приобретает глобальный характер.


Похожая информация.


Исходным моментом в раскрытии содержания любой науки (и диалектика в этом плане не исключение) является анализ ее принципов.

Что же такое принципы?

В философском плане понятие «принцип» означает фундаментальное положение, первоначало, наиболее существенное основание какой- либо концепции или теории. Диалектике как философской теории принципы придают характер единого целого, превращают ее законы и категории в стройную систему. В современных концепциях диалектики наиболее весомую роль играют принцип всеобщей связи и принцип развития.

Принцип связи. Мир чрезвычайно разнообразен. Каждый объект имеет множество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Иначе говоря, всякое образование проявляется через связь с другими образованиями. Итак, каждый объект находится в закономерной связи с другими и участвует во взаимодействии с другими объектами. Нет объектов, которые существовали бы вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаимосвязей и взаимодействий объектов между собой и заключается один из существенных признаков диалектики и содержание принципа всеобщей связи.

Таким образом, диалектика требует определения всеобщей связи, господствующей в материальном мире. Связи характеризуются следующими чертами:

  • 1) связи имеют объективный характер, т.е. существуют независимо от сознания людей, как объективная закономерность;
  • 2) связи универсальны, поскольку обнаруживаются повсюду и всегда, во всех явлениях, на всех уровнях и ступенях;
  • 3) взаимосвязь многогранна по своей сущности и природе, ведь каждый предмет, любое явление связаны с другими, и эта связь характеризуется неисчерпаемой сетью отношений между явлениями и процессами материального и духовного миров.
  • 4) реальные связи бесконечно разнообразны по характеру, степени глубины и сложности, по формам проявления (схема 7.2). Диалектика предусматривает дифференцированный подход к анализу разнообразных связей действительности, выделяя среди них: связи, присущие основным видам материи и формам ее движения (механические, физические, химические, биологические, общественные); связи, присущие основным формам существования материи (пространственные, временные, структурные, генетические, причинные, функциональные).

Однако среди множества конкретных форм связей диалектику интересуют наиболее характерные (характер связей), которые обнаруживаются во всех явлениях и процессах действительности. К таким формам связей относятся: внутренние и внешние; существенные и несущественные; необходимые и случайные; устойчивые и неустойчивые; общие и единичные.

Роль этих связей в развитии различна: благодаря одним связям предмет реализует свою природу, т.е. они играют главную роль, другие - второстепенны. На этом основании появилось выражение «закон есть связь». Правильно ли это? Правильно, если добавить, что закон - это не всякая связь.

Какая же связь является законом?

Для связей, которые становятся законом, характерен ряд необходимых признаков: их объективность, существенность, необходимость, стойкость, всеобщность.

Объективность связи. В этом случае речь идет не о юридических законах, которые сегодня принимаются, а завтра - отменяются. Если говорить о законах сохранения энергии и вещества или о законе всемирного тяготения, то было бы бессмысленно утверждать, что мы сможем отменить или сознательно затормозить их действие. Значит, существенным признаком закона будет то, что он отражает объективное состояние вещей, объективную связь между вещами, предметами, явлениями.

Существенность связи. Существенная связь - это такая связь, которая определяет существование вещи, ее движение и развитие. Например, периодический закон элементов выражает существенную связь между атомным весом, зарядом атомного ядра и химическими свойствами элементов.

Схема 7.2. Классификация связей

Необходимость связи. Необходимая связь - такая связь, которая с необходимостью проявляется в определенных условиях. Например, известный в физике закон зависимости сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения с необходимостью обнаруживается в каждом случае прохождения электрического тока в проводнике, поскольку он обусловлен природой вещества, из которого сделан проводник, присущими ему объективными характеристиками.

Устойчивость связи. Устойчивая связь - это связь, которая надежно сохраняется. Она имеет место на протяжении всего существования соответствующей формы движения материи (определенной стадии ее развития) или мышления и будет существовать до тех пор, пока существуют эти явления и предметы.

Всеобщность связи. Проявляется в том, что ей подчинены многие или даже все предметы, явления, процессы объективного мира.

Проведенные признаки закона позволяют дать ему логическое определение.

Закон - объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития.

Следует учитывать, что в научной литературе помимо понятия «закон» употребляется также понятие «закономерность». Это не тождественные понятия, но они являются однопорядочными, поскольку в них отражены необходимые, объективные, всеобщие связи, существующие в объективной действительности. Но закономерность - более широкое понятие, чем закон. Если закон проявляется жестко, неотвратимо в конкретных условиях, то закономерность выражается как взаимосвязь, взаимодействие ряда законов. Так, при анализе общественных явлений можно говорить о конкретных проявлениях закона стоимости или закона соответствия производительных сил определенному уровню развития производственных отношений, а можно - и о поступательном развитии общества как объективной закономерности.

Приведенное определение касается всех законов. Но законы могут быть разными. Они классифицируются на основные и неосновные, динамические и статические, законы природы и общества, специфические, общие и всеобщие. Диалектику как учение о законах бытия интересуют всеобщие (универсальные) законы, поскольку они, во-первых, присущи всем сферам деятельности, т.е. действуют в природе, обществе и познании; во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития, а именно - последовательно отвечают на важнейшие вопросы: почему, каким образом, в каком направлении происходит развитие?

Принцип развития. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия исходит из того, что объективный мир пребывает в постоянном движении, изменении и развитии. Это положение диалектики фиксируется во втором ее принципе - принципе развития. Однако видеть развитие и признавать его существование недостаточно. Необходимо разобраться в самом понятии «развитие».

Что же такое развитие? Как это понятие трактуется в философии?

Определить понятие «развитие» можно путем его соотнесения с другими уже известными понятиями - «изменение» и «движение». Изменение - переход предметов, явлений из одного состояния в другое. Оно противоположно устойчивости и имеет направленный характер - прогрессивный или регрессивный. Прогресс - постепенный переход от низших форм организации материи к высшим, от простого к сложному. Процесс, происходящий в обратном направлении, называют регрессом.

Понятие «движение» применительно к материи диалектика определяет как «изменение вообще», т.е. оно охватывает все процессы, происходящие в мире, независимо от их содержания. Движение по своему объему значительно более широкое понятие, чем развитие, но развитие по конкретному содержанию глубже, чем движение. Развитие от феномена движения можно отличить, выделив такие черты:

  • 1) направленность во времени - от прошлого через настоящее к будущему;
  • 2) необратимость процесса, т.е. то, что реальные предметы, явления, которые изменчивы, неповторимы в своих индивидуальных чертах;
  • 3) появление в процессе развития нового, т.е. не существовавшего ранее;
  • 4) закономерный характер развития, подчиненность его определенным законам.

Таким образом, развитие представляет собой определенную форму изменения вообще, особый вид движения, которому присущи закономерные, направленные, необратимые, качественные изменения материальных и духовных объектов.

Поверхностное ознакомление с развитием может породить представление о том, что оно имеет однонаправленный характер и является триумфальным движением вперед. На самом деле это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести понятия «развитие» и «прогресс», которые нередко отождествляют.

Как уже отмечалось, развитие приводит к возникновению нового - того, чего не было ранее. Но возникает вопрос: всегда ли новое является более совершенным, чем старое? В 30-х гг. XX в. в Германии возник фашизм как новое явление общественной жизни. Был ли это прогресс в жизни общества? Безусловно, нет. Итак, не все новое является прогрессивным. Отсюда вывод: новое может как превосходить старое по уровню развития, так и наоборот, быть шагом назад в развитии. Поэтому в процессе развития следует различать две тенденции - прогрессивную и регрессивную. Например, в таких сложных материальных системах, как общество, элементы прогресса и регресса идут рядом. В эпоху трансформации общества это особенно дает о себе знать. Итак, развитие имеет сложный, диалектически противоречивый характер.

Диалектико-материалистическая концепция развития обращает большое внимание на следующие моменты.

Во-первых, источником развития являются внутренние противоречия предметов, явлений, процессов. Это означает, что всем без исключения явлениям действительности свойственны внутренние противоположности, отношения между которыми называют противоречиями. Противоположности внутри каждого предмета, явления, процесса находятся в единстве, во взаимосвязи и в противодействии. Это противодействие - источник развития. Оно происходит всюду: и в неживой, и в живой природе, и в общественной жизни, и в сфере сознания, потому что действует всеобщий закон бытия - закон диалектической противоречивости.

Во-вторых, формой развития является взаимное преобразование количественных и качественных изменений. Анализ процессов, которые происходят в природе, обществе и мышлении, позволяет сделать вывод о том, что каждому предмету, явлению, процессу присущи количественная и качественная определенности, которые находятся в неразрывной связи и постоянном изменении. Сущность этих изменений проявляется в том, что постепенные количественные изменения накапливаются, увеличивая меру предмета, и приводят к изменению его качественного состояния. Это происходит в форме скачка, прерывания поступательности в развитии. Тут действует всеобщий закон бытия - закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В-третьих, в процессе развития неизбежно присутствует момент преемственности. Вследствие этого постоянное накопление богатства предыдущих степеней развития придает ему поступательный характер. Тем не менее именно эта поступательность является противоречивой, поскольку развитие включает фазы цикличности, происходит «как бы» возвращение к старому и развитие приобретает спиралевидную форму. Это проявляется во всеобщем законе бытия - законе отрицания отрицания.