Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Конспект тематического занятия для детей старшей группы «Апрель! Апрель! Во дворе звенит капель

Коновалова Елена Ивановна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Апрель, апрель - на дворе звенит капель».

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Апрель, апрель – на дворе звенит капель».

Тема: «Апрель, апрель – на дворе звенит капель!»

Цель: Расширять кругозор детей, знания о приметах весны, воспитание эстетического восприятия окружающего мира

Программные задачи: Учить детей видеть изменения в природе и передавать это в рисунке. Продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажном рисунке.

Учить использовать различный изоматериал для передачи настроения, признаков весны.

Развивать умение рисовать природные явления (сосулька).

Развивать творческое воображение, эстетический вкус, наблюдательность.

Воспитывать интерес к окружающему миру, к природе, желание беречь ее.

Оборудование и материалы: альбомные листы, краски, цветные карандаши на выбор, баночки с водой. весенние пейзажи, гуашь, бумага для рисования, кисточки, фишки, запись концерта А. Вивальди «Времена года «Весна».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?

Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте о каком времени года идет речь:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкой.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно ребята, а помните мы с вами слушали концерт великого композитора Антонио Вивальди «Зима», а теперь послушаем как он представил нам в своем произведении «Весну» (включается концерт «Весна» Антонио Вивальди)

Воспитатель: Очень интересно передал через музыку композитор весеннее пробуждение природы. А сколько месяцев у весны?

Дети: Три.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Вот следующие загадки, о весенних месяцах.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам месяц (Март)

Воспитатель: Месяц Март у нас прошел, а какой же пришел к нам, в следующей загадке:

Под окном чечетку бьет

Бойкая капель.

Значит, в гости к нам опять

Заглянул (Апрель)

Воспитатель: А вот какое стихотворение про апрель написал С. Маршак. Воспитатель читает стихотворение:

«Апрель, апрель

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы звонко петь

И расцвел подснежник»

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Приметы Весны».

(Группа детей делится на две команды, за правильные ответы, команды получают фишки. Кто больше из команд наберет фишек, тот и выигрывает)

Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете?

Тает снег, капель

Ярко светит солнце и греет;

Первые весенние цветы – мать-и-мачеха,

Появились первые проталинки на земле;

Дни длиннее, а ночи короче;

Небо стало голубым;

Появляется молоденькая травка;

Побежали весенние ручейки;

Мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;

Люди вешают на деревья скворечники;

На деревьях и кустарниках набухают почки;

Птицы прилетают из теплых стран.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. А следом за апрелем, идет третий месяц весны. Вот про нее загадка.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что это за месяц? (Май)

Воспитатель: Все загадки отгадали и немножечко устали. Значит нам пора чуть-чуть отдохнуть.

Физкультминутка «Подснежники просыпаются».

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза.)

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

Воспитатель: Дети, а кто знает пословицы о весне?

Дети называют пословицы:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

Апрель с водой, а май с травой.

Зима весну пугает, да сама тает.

Май холодный - год хлебородный.

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете пословиц и поговорок о весне. А теперь продолжим наше занятие игрой «Весенние слова».

Воспитатель произносит слова, связанные с разными временами года. Если слово относится не к весне (капель, ручей, подснежник, проталина, верба, гнездо, одуванчик, ледоход, половодье и др., а к другим временам года, дети должны хлопать в ладоши.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами займемся пальчиковой гимнастикой "Веснянка"

Пальчиковая гимнастика «Веснянка»

Солнышко, золотое донышко (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Гори ясно, чтобы не погасло (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Побежал в саду ручей (указательным и средним пальцами бегают по столу)

Прилетели сто грачей (скрещивают кисти и изображают машущие крылья)

А сугробы тают (работают кистями, сжимая кулачки)

Цветочки подрастают (трясут пальцами над головой)

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

Землю мы рисуем коричнево-черным. Можно еще нарисовать ручейки, кое-где лежит еще снег. Сосульки капают с домов крыш. Можно нарисовать деревья. Деревья рисуем: кисть или карандаш ведем сверху вниз, внизу ствол чуть утолщаем, потом рисуем ветки – большие и маленькие. На дереве можно нарисовать скворечник. С начало рисуем прямоугольник с круглым отверстием посередине, сверху - треугольную крышу. На ветке дерева можно нарисовать птиц.

Пусть все ваши рисунки будут разными, старайтесь располагать изображение на всем листе.

Воспитатель в ходе работы помогает детям, испытывающим затруднения.

В конце занятия дети развешивают свои работы на магнитную доску.

Воспитатель: Молодцы ребята, все нарисовали замечательные картины. А как называется картина, на которой изображена природа?

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: По каким признакам можно определить, что мы рисовали с вами весенний пейзаж?


Апрель

Александр Фукалов Вятский

Настежь окна раскрываем,
Солнце в гости зазываем.
Распахнём пошире дверь
Снова к нам пришел апрель.

Побежал апрель ручьями,
Ну и первыми скворцами
Удивил,запел,взыграл...
Следом в гости май позвал.

Апрель

Алёна Раннева

Динь-динь-динь! Звенит капель.
Возвращается апрель.
Он такой г о л у б о г л а з ы й –
Ты его узнаешь сразу.

Апрель

Алла Фонина

По утрам морозец,
Целый день капель,
Солнечный и звонкий
К нам идет апрель.

Растопил сугробы,
Выпустил ручьи,
Просит птиц погромче
Песни петь свои.

Пусть весну услышит
Старая зима,
Злобой пусть не пышет –
Очередь прошла.

Отсвистели вьюги,
Отхрустел мороз,
Ох, и пощипал он
Нас с тобой за нос!

Первый теплый ветер
Шапки хочет снять.
Лед стряхнула речка,
Несется – не унять.

Черные проталины
Показались вмиг,
Сушит свои валенки
На печи старик.

Оживились дворики
Шумной детворой,
Скоро сад оденется
Свежею листвой.

Апрель спешит

Алла Фонина

Что несешь с собой, Апрель?
- Солнце, ручейки, капель,
Смех, веснушки, птичий гам
И туманы по утрам.
Прихватил большую ложку –
Есть сугробы понемножку,
Ковырять на речке лед,
Чтоб устроить ледоход.
- Отчего ты так спешишь?
И куда сейчас бежишь?
- Мчусь скорей весну будить
Брата Мая торопить.
Очень ждут меня в лесах,
Рощах, парках и садах.
В городах я тоже нужен -
Для ребят наделать лужи -
Выйдут в сапогах гулять
И кораблики пускать.

Апрель

Агния Барто

Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, - верно,
Что весна пришла
Это значит - верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень - снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба - верба зацвела.

Ласточка

Борис Заходер

Улетела Ласточка
За тридевять земель…
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна!

Месяц апрель


Владимир Кокарев

Идет апрель, а это значит,
Самый у весны расцвет!
Снег ещё, возможно, встретишь,
Но зимы в помине нет.

Может быть, и огрызнется,
Уходя, она морозом,
Бросит горсти снежных хлопьев,
Но всё это смех, не слезы.

Ведь уже набухли речки,
Вскрылись речки, ручейки,
Травка робко зеленеет,
Стали подлинней деньки.

С юга стаи потянулись,
Перелетных птиц встречай.
Вахту сдал апрель-проказник,
Наступает месяц май.

Красный зонтик

Генриетта Вютерих

Вновь апрель.
Слетелись птицы
Из-за синих гор.
Дождик будет торопиться,
Поливая двор.

Мама красный зонт купила.
Я хочу, чтоб никогда
Солнце в небе не светило,
А весь день текла вода.

Вот раскрою зонтик красный,
Буду бегать с ним по луже.
До чего же день прекрасный,
Лужу выберу поглубже.

Мама сильно удивилась,
Когда я пришла с прогулки,
Оттого, что появилась
Лужа на полу, как с губки.

В апрельском лесу

Георгий Ладонщиков

Хорошо в лесу в апреле:
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют;
На полянах медуница
Выйти к солнышку стремится,
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравью
Поправлять дворцы свои.

Апрельский день

Денис Дьюн 1

Апрель сияет на дворе
Звенит капелью звонко.
Тепло на радость детворе
Гулять зовёт их громко.

Они весёлою толпой
На улице играют,
И мяч футбольный, расписной,
Там по двору гоняют.

На лавке старички сидят
Болтая беззаботно,
И обо всём там говорят,
Что обсудить охотно.

И день проходит на пролёт,
Отец пришёл с работы,
И мама ужинать зовёт
Оставив все заботы.

Потом я с папой поиграл,
В игрушки из пенала,
Чтоб папа дома не скучал,
А мама отдыхала.

В постели поздно, при луне
Мне сказку почитали.
Я очутился в дивном сне,
А глазки мои спали.

Апрель

Е. Кулаковская

Бросив снежные терема,
Снова в северный край зима
Улетела, взмахнув крылом,
Сразу ожило все кругом.
Скинув панцирь свой ледяной,
И омыв берега волной,
Речка бурная потекла,
Полноводна и весела.
Греют солнечные лучи,
По намокшей земле грачи,
Что вернулись в свои края,
Ходят важные, как князья.

Где была Весна?

Елена Ярышевская

Весь март бушевали морозы, метели...
Весна появилась, но только... в апреле!

Весну я спросила: "Ну, где ты была?
Болела? Серьёзные были дела?"

Весна, покраснев, принялась извиняться:
"От книжки никак не могла оторваться!

Читала взахлеб, без обеда и сна
Роман под названьем "Пропала Весна!"

Как начинается ледоход

Ирина Александрова

Вышел из дому Апрель.
Из сарая вынес дрель.
Просверлил на речке лед,
И случился ледоход.

Загостившаяся зима

Ирина Гурина


Зима сидела на снегу
И вьюгой подвывала:
- Я здесь ещё побыть могу,
Трёх месяцев мне мало.

Ворчало солнце свысока:
- Навязчивость не в моде.
Давай, зима, пока-пока!
Дай расцвести природе!

Стучала по носу капель
И наседала смело:
- Ты что, зима? Уже апрель!
Ты всем тут надоела!

Свои сугробы забирай
И лёд, и снегопады.
И уходи в далёкий край.
Тебе там будут рады!

Зима скрипит: - Да я гляжу
Вы спелись! Извините,
Коль загостилась – ухожу.
Соскучитесь – звоните!

Апрель

Ирина Счастнева

На дворе стоит апрель,
За окном звенит капель.

После зимней стужи
Появились лужи.

Я на улицу лечу,
Ручейки пускать хочу.

На ногах сапожки -
Не промокнут ножки!

Не рассчитали

Леонид Чернаков

Апрель

Любовь Самойленко

Зашумел Апрель ручьями,
Вечерами вновь светло.
Солнце яркими лучами
Рассмеялось. Ожило…

Ах, какое это чудо
Наблюдать весенний день!
Ребятня снуёт повсюду,
Улетучилась вся лень.


Апрель

Людмила Громова 1

Всюду оживление,
Ручейки звенят,
Лучики весенние
Всех согреть хотят.

Птицы возвращаются,
Гнёзда вьют в лесу.
Вылез, озирается,
Из норы барсук.

А в берлоге мишкиной
Сверху потекло,
Намочил штанишки он,
Вот не повезло!

На земле проталинки,
Снега очень мало,
У косого заиньки
Шубка серой стала.

Набухают нежные
На деревьях почки,
Расцвели подснежники –
Первые цветочки.

Под журчанье вешнее
И под звук капели
Девы Благовещенье
Празднуем в апреле.

К Воскресенью Вербному
Верба расцветёт,
И уже победная
Пасха к нам идёт.

Радостью, веселием
Вся земля полна:
Светлым Воскресением
Смерть побеждена!

Апрель

Михаил Садовский

В лесу
Апрельская уборка:
Метёлки
Верба мастерит,
Подснежник первый,
Как пятёрка,
Чуть-чуть застенчиво стоит.
И облака уже,
Как груда,
А это значит:
Скоро жди -
Ударит первый гром, как чудо, -
Откроет летние дожди!

Апрель

Наталья Светлячок

Динь – динь – динь поёт капель
На лесных дорожках.
По проталинкам апрель
Топает в сапожках.

Чуть коснется сапожок
На полянке кочки -
Запоёт ручьём снежок,
Расцветут цветочки.

Апрель - мятежник

Николай Казаковъ

Раскуражился апрель,
Солнце припекает,
И веселая капель
Бойко с крыш спадает.

Зачирикал воробей
Радостней и громче,
От сиянья вешних дней
Стала песня звонче.

На проталине лесной
Проглянул подснежник.
По сторонушке родной
Мчит апрель - мятежник.

Ангелочек

Оксана Школьник

Прилетит с теплом весенним,
нежный ветер озорной.
С романтичным настроением
хлынет дождик проливной.

Ангелок- растрёпыш юный,
блещут бусинки в глазах.
Зарисует свод лазурный
радугой на небесах.

Непоседлив, как синички,
поступь юная легка.
И глядят из- под ресничек
два шкодливых огонька.

Крылышки свои расправит
в зацветающих садах.
Нежной яркости добавит
в первых травах и цветах.

Раскудрявит зелень почек,
хочешь верь, или не верь.
Но смеётся ангелочек
с нежным именем- Апрель...

Зимние слёзы

Ольга Борисова 5

Плачет Зимушка навзрыд
Что у Зимушки болит?
Льётся звонкая капель
Да за окнами Апрель!
Ручейки кругом и лужи
Больше снег уже не нужен!
Не сердись, Зима, не плачь,
Поиграть хотим мы в мяч
Птички радостно поют
Нас во двор гулять зовут
Солнце с каждым днём теплей
Уходи, Зима, скорей!

Озорной Апрель

Ольга Борисова 5

Он весёлый, озорной
В гости к нам пришёл с Весной
Улыбнулся вслед прохожим
На прогулке днём погожим
Осветил лучом им глазки,
В небо бросил синей краски
С солнцем тёплым стал он дружен
И зашлёпал с ним по лужам.
Сдвинул крыши набекрень,
Брызнул весело капель,
Растопил снегов махины,
Заворчали в реках льдины,
На берёзках раскрыл почки.
А подснежникам цветочки
И тропинкою лесной,
Дальше побежал с Весной.

Круглый год загадка 4

Регина Новикова

Он придёт - всё засияет,
Снег осядет и растает.
Соберётся ручейками
И помчится к речке-маме.
С тёплых стран вернутся птицы,
Сок в деревьях заструится.
И в лесу, из почвы снежной,
Выйдет маленький подснежник.
Целый день звенит капель...
Это к нам пришёл...(Апрель)

Апрель! Апрель!

Самуил Маршак

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Апрельское солнце

Светлана Семёнова

Припекает солнце –
Золотое донце:
«Просыпайтесь почки,
Tравы и жучки!»

Муравьи проснулись –
Сладко потянулись:
«Не промочим ножки –
Bысохли ручьи! »

И на бугорочке
Проросли цветочки.
То-то удивились
Bажные грачи!

А из каждой почки
Глянули листочки.
Их целуют нежно
Tёплые лучи…

Апрель

Татьяна Войлокова

Светит Солнышко в окошко.
Машет теплою ладошкой:
Выходи гулять скорей,
На дворе уже апрель.

Плачут тонкие сосульки:
Мы сегодня крохотульки.
Всё теплее, таем мы
До свиданья, до зимы.

Апрель

Татьяна Керстен

Дождь напоит щедро землю,
В поле вырастет трава.
Вешний лес уже не дремлет:
Появляется листва.

Просыпаются все звери,
Что дремали под снежком.
Открывай, апрель, им двери!
Все из норок кувырком!

Почему звенит капель

Ю. Дулепина

Почему звенит капель,
И сосульки тают?
Не слышна теперь метель –
Солнышко сияет.
На проталинах лесных
Тёплых дней предвестник,
Появился дар весны –
Первоцвет – подснежник.
Нежный, чудный, неземной,
Без луча согреет,
Полюбуюсь я тобой,
Тронуть не посмею.
Видно в сказке ты родился,
На полях у феи цвёл,
Белым шёлком нарядился
И весну с собой привёл.
Почему сосульки тают,
И на улицах капель?
Потому что наступает
Месяц радостный – апрель.

МАРШАК, САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (1887–1964) - советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.

Родился 22 октября (3 ноября) 1887 в Воронеже в семье техника-мастера на химических заводах. С раннего детства писал стихи. В 1902 вместе с семьей переехал в Петербург, где случай помог ему познакомиться с В.В.Стасовым, а через чего с Ф.И.Шаляпиным и М.Горьким, принявшими горячее участие в судьбе талантливого мальчика. Хлопотами Стасова Маршак, сын еврея из черты оседлости, был определен в гимназию; впоследствии Горький поселил его у своей жены, Е.П.Пешковой, в Ялте (1904–1906), где Маршак продолжал учебу на средства Горького и Шаляпина. С 1907, вернувшись в Петербург, начал выступать в одном из популярнейших журналов Серебряного века – «Сатириконе». В 1912–1915 жил в Англии, слушал лекции на филологическом факультете Лондонского университета (1913–1914); в 1915–1917 в журналах «Северные записки», «Русская мысль» и др. изданиях опубликовал свои первые переводы (стихи Р.Бернса, У.Блейка, У.Вордсворта, английские и шотландские народные баллады). Вернувшись в Россию, участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам – жертвам Первой мировой войны. Летом 1917 в Екатеринодаре (Краснодар) организовал и возглавил «Детский городок» – комплекс детских учреждений (школа, библиотека, мастерские и т.п.), включавший в себя и один из первых советских театров юного зрителя. Для него Маршак и поэтесса Е.И.Васильева (Дмитриева; псевд. – Черубина де Габриак) писали пьесы-сказки (совместный сб. Театр для детей, 1922).

В 1922 переехал в Петроград, где стал заведующим литературно-репертуарной частью Театра юных зрителей, а вскоре начали выходить стихотворные книжки Маршака, мгновенно завоевавшие любовь маленьких читателей: Детки в клетке, Пожар, Сказка о глупом мышонке (все 1923), Цирк, Мороженое, Вчера и сегодня (все 1925), Багаж (1926), Пудель, Почта (обе 1927), Вот какой рассеянный (1930) и др. В игрушечный мир дореволюционной детской литературы Маршак (как и К.И.Чуковский и Д.И.Хармс) ввел живые и узнаваемые, обаятельные и забавные, фантазийные и поучительные образы людей, взрослых и маленьких, зверей, птиц, вещей, попадающих в самые разнообразные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, понимание, недоверие – целый спектр чувств, в основу которых писатель ненавязчиво и тонко кладет назидание, наставляющее без принуждения и скуки.

Жанровое разнообразие поэзии Маршака (маленькая стихотворная новелла, баллада, загадка, сценка, песенка, сказка и присказка, считалка) сочеталось с удивительной легкостью, органическим изяществом, виртуозной простотой стиха, определенностью композиции, четкостью музыкального ритма, смысловой насыщенностью текста, мудрого для взрослых и понятного детям. Неслучайно многие строки Маршака – стихи, по выражению Чуковского, «алмазной чеканки» – вошли в культурный обиход россиян как пословицы, поговорки и афоризмы.

В 1924–1925 – редактор журнала «Новый Робинзон», в котором впервые стали печататься Б.С.Житков, М.Ильин (брат Маршака), В.В.Бианки, Е.Л.Шварц и др. будущие классики отечественной детской литературы. В 1924–1934, возглавляя Детский отдел Госиздата, Маршак ввел в детскую литературу не менее ярких Л.Пантелеева, Г.Г.Белых, Хармса, А.И.Введенского и др. Вполне заслуженно Горький еще в начале 1930-х годов назвал Маршака «основоположником детской литературы у нас».

В 1937 переехал в Москву, продолжая писать стихи для детей и переводить на русский язык английскую поэзию. В «детских» произведениях поэт не боится затрагивать и производственные, и мировоззренческие, и серьезные морально-психологические («Ежели вы / Вежливы / И к совести / Не глухи, / Вы место / Без протеста / Уступите / Старухе. / Ежели вы / Вежливы / В душе, а не для виду, / В троллейбус / Вы поможете / Взобраться / Инвалиду...»), и политические проблемы, искусно, остроумно, даже весело расширяя границы мира юных читателей (Мастер-ломастер, Война с Днепром, Мистер Твистер, Рассказ о неизвестном герое и др.).

В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах (Юный Фриц, или Экзамен на аттестат «зверости»; по его мотивам – киносценарий Юный Фриц, или Сентиментальное воспитание, 1942–1943; одноим. к/ф Г.А.Козинцева), во фронтовых листовках и агитационных плакатах (в т.ч. составлял подписи к рисункам Кукрыниксов, напр., «Днем фашист сказал крестьянам: / „Шапку с головы долой!" / Ночью отдал партизанам / Каску вместе с головой»). В то же время в стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения (сборники Почта военная, 1944; Разноцветная книга, Быль-небылица, оба 1947; Круглый год, 1948; Тихая сказка 1956; Вакса-Клякса, Угомон, оба 1958; энциклопедия в стихах Веселое путешествие от А до Я, 1953, и др.). Особенно это ощутимо во «взрослых» стихах Маршака, над которыми он начал интенсивно работать в эти годы, и в его переводах (кроме вышеназванных авторов, Дж.Г.Байрон, Д.Китс, Р.Киплинг, Р.Стивенсон, Р.Браунинг, Э.Лира, Г.Гейне, Дж.Родари и др., в т.ч. украинские, белорусские, армянские и др. иноязычные поэты).

Эпоху в отечественной словесности составили его переводы 154-х сонетов У.Шекспира (в числе которых знаменитый 66-й сонет: «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж / Достоинство, что просит подаянья, / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье... / И прямоту, что глупостью слывет, / И глупость в маске мудреца, пророка, / И вдохновения зажатый рот, / И праведность на службе у порока...»).

В 1962 вышла книга Избранной лирики Маршака (Ленинская премия, 1963), куда вошли, в числе прочего, «лирические эпиграммы», как их называл сам поэт, – афористичные четверостишия и двустишия, аккумулирующие в чеканных и мелодичных строфах глубокую, ироничную, жизнелюбивую мудрость их автора.

Шедевры многогранного творчества Маршака – и его лирические эпиграммы («Немало книжек выпущено мной, / Но все они умчались, точно птицы. / И я остался автором одной / Последней, недописанной страницы», 1964), и философские раздумья («Все те, кто дышит на земле, / При всем их самомнении – / Лишь отражения в стекле, / Ни более, ни менее...», 1964), и послания (Т.Г – «Все лучшее ты отдавала даром, / Делилась счастьем и душевным жаром, / Нежданным кладом, что нашла сама, / Игрой живого, быстрого ума...», начало 1960-х годов), и элегии («Колышутся тихо цветы на могиле / От легкой воздушной струи. / И в каждом качанье негнущихся лилий / Я вижу движенья твои...», 1958), и пейзажная лирика («В полутьме я увидел: стояла / За окном, где кружила метель, / Словно только что с зимнего бала, / В горностаи одетая ель...», 1957), и раздумья о поэтическом творчестве («Бывало, полк стихов маршировал, / Шеренги шли размеренно и в ногу, / Рифмованные, звонкие слова / Литаврами звенели всю дорогу...»). Долговременную славу принесли Маршаку и его пьесы-сказки (до сих пор не покидающие ни театральных подмостков, ни радиомикрофона, ни теле- и киноэкрана (Кошкин дом, 1922; Двенадцать месяцев, 1943, 2-я ред. 1962; Горя бояться – счастья не видать, 1922, 1954; Умные вещи, 1940, 1964).

Важной стороной деятельности Маршака была его мемуаристика и литературная критика (автобиографическая повесть В начале жизни. Страницы воспоминаний, 1960; сборник статей о литературном мастерстве, заметок и воспоминаний Воспитание словом, 1961), а также постоянное общение с коллегами по поэтическому цеху, в т.ч. начинающими (с ними Маршак был не только доброжелателен, но и предельно откровенен, называя, по свидетельству очевидцев, дурные стихи «дурными поступками»).

Общепризнанный, читаемый и любимый классик отечественной литературы 20 в., Маршак был удостоен самых высоких наград (кроме Ленинской, Государственные премии 1942, 1946, 1949, 1951). Свидетельством широты и мощи его таланта стал венок из вереска, присланный на его похороны из Шотландии, с родины Бернса, свежую и естественную лирику которого поэт сделал фактом русской литературы. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

Акварель

Как веснушки, лежат проталинки
На весёлом лице земли,
И апрель, как мальчишка маленький,
Погремушкой звенит вдали.
Пусть кусты в серебристом инее,
Но улыбка ручьёв ясна,
И высокое небо синее
Белым облаком моет весна.

Copyright: Николай Медведев 2, 2013 Свидетельство о публикации №113040210454

Апрель - по настоящему весенний месяц. Недаром он носит такое звонкое имя. Апрель посвящен богине любви и красоты Афродите, которая олицетворяла силы природы, считалась богиней плодородия и богиней неба. Слово "апрель" произошло от латинского "апрелис", что означает "расцветать", "раскрывать свои дары"....

Обычно в это время к нам уже приходит тепло и мы наконец уверенно прощаемся с зимою. Хотя в этом году что-то всё ещё идет снег.

Но всё же недаром в народе апрель величают снегогон. Снег действительно тает! Сугробы уменьшились больше чем наполовину, а новый быстро тает.


Огорчил нас месяц Март

Огорчил нас месяц Март,
Закружил метелью.
Задержать весенний старт,
Задался он целью.

Всё равно придёт весна.
Зазвенят капели.
Соберётся в путь зима,
Заберет метели.

Снег растает во дворе,
Превратится в лужи.
Дети пустят лодки в дрейф,
Позабыв про стужи.

Те на радость детворе
Поплывут, качаясь,
И исчезнут вдалеке,
В точку превращаясь.

Долгожданная весна
Постучалась в двери.
Уходи скорей зима,
Уноси метели.

/ Вера Киреева

Народный календарь апреля

Пословицы и поговорки об апреле:

Вода на лугу — сено в стогу;
Апрель — обманщик: на дню семь погод


1 апреля . Мученики Хрисанф и Дарья. День смеха. Считалось, что в этот день просыпается домовой и поэтому следует обманывать друг друга, чтобы ввести его в заблуждение.

2 апреля. Фотиния Самарянка. День особого поклонения льну. С утра выносились на улицу тканые льняные изделия, развешивались на заборах, воротах, калитках, рушники украшали ветви берез. Считалось, что это принесет в дом счастье.

3 апреля. Катаник. Предел зимним потехам детворы, окончательно прячут санки. Реви не реви, катаник санки унес.

5 апреля. День Никона. Зяблик прилетает. В этот день зазывали птиц к крыльцу, потчевали крошками, зернышками, льняным семенем.

6 апреля. Захарий Постник. В этот день крестьяне очищали избы и дворы от нечисти, жгли костры за дворами, обходили избы кругами. Вешали на ночь во дворе мокрое полотенце. Если высохнет - год будет урожайным, а если останется мокрым или замерзнет - лето будет мокрое и ранний иней в конце лета.

7 апреля. Благовещение. В этот день птица гнезда не вьет, девица косы не плетет. Как Благовещение проведешь, таков и весь год будет.

8 апреля. Гавриил Благовест. Оттаивает почва, раскрывает почки черемуха, зацветает красная верба. На день Архангела Гавриила выверни оглобли из саней.

9 апреля. Матрена Настовица. В этот день крестьянки ставили в церкви свечу перед строгим образом святой Матроны Солунской, осуждающей нерадивых хозяек.

11 апреля. В этот день говорили: Стоит дерево цветом зелено. В этом дереве - четыре угодья: первое - больным на здоровье, второе - людям колодец, третье - от зимы свет, четвертое - дряхлым пеленанье.

12 апреля. Иван Лествичник. Чтобы дожди на землю сошли, на Ивана в деревне пекли обрядовые печенья - лествицы. Начало тяги вальдшнепов. Если тяга вдруг прекращается - жди скорого похолодания или снега.

13 апреля. Огнище. Огнищанка, то есть крестьянка, рожденная в этот день, в поле уголья несла, разводила огонь, траву прошлогоднюю жгла.

14 апреля. Мария Египетская. В этот день варили постные щи из квашеной капусты. Если на Марию разлив - жди большой травы. Если вдруг начинает сходить лед - год будет легким, хорошим.

15 апреля. Тит Ледолом, Поликарп. Тит пусть водой бурлит, чтоб лед не тонул. Если лед на озерах потонет, то впереди тяжелый год. С Тита начинается токование глухарей.

16 апреля. Никола Ледоход. Рыбаки замечают: Если лед не пойдет в этот день, то рыбный лов будет плохой. Утром иней - к теплу в начале лета. Начало цветения ольхи и вяза.

17 апреля. Иосиф Песнопевец. С этого дня просыпаются сверчки. На Иосифа впервые подает свой голос журавль. В этот день выходили на улицу, обращались к журавлям как к защитникам от всякого зла.

18 апреля. Федул Теплый Ветряник. Пришел Федул - теплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил.

20 апреля. Акулина. Дождь на Акулину - хорошая калина. Считалось, что в этот день просыпаются русалки.

21 апреля. Родион - ревучие воды. Первый выезд в поле. Если ком земли не рассыпается, обрабатывать ее рано - почва сырая, а если рассыпается - время культивировать или перепахивать. Теплый вечер и тихая ночь на Родиона - к жаркому сухому лету.

22 апреля. В этот день обходили родники и ключи. Подземная водица, отмыкаем тебе пути вешние! У всякой семьи был свой источник, который почитали, очищали, с любовью брали из него воду, умывались и пили.

23 апреля. Терентий Маревный. Если солнце взойдет красное в туманной дымке - год будет хлебородный. Если выкатится из-за гор-горы, что на ладони, - придется перепахивать озимое поле да засевать яровиной.

24 апреля. Антип Половод. Если реки не вскрылись, то весна поздняя, а значит, лето стоит ждать плохое.

25 апреля. Василий Парийский. Антип воду льет на поймы, Василий пару поддает. Считалось, что в этот день медведь выходит из берлоги.

27 апреля. Мартын Лисогон. В канун мая лисы по три дня, по три ночи слепы и глухи и живут у своих нор. Вороний праздник. В этот день ворона усаживается на гнездо.

28 апреля. Пуд. На Святого Пуда доставай пчел из-под спуда. Выставляют пчел из омшаников для облета. На Пуда калина и рябина распускают почки.

29 апреля. Ирина (Арина) рассадница. На Ирину-рассадницу сей капусту на рассадниках. Полая вода подмывает берега.

30 апреля. Зосима Пчельник. Пчелы садятся на вишневый цвет - к хорошему урожаю вишни. Пчел вывозят на пасеку с приговорами.

Елена Марчинина

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цель: ознакомление детей с художественной литературой, развитие речи.

Вид: комплексное занятие.

Задачи:

Образовательные. Ознакомление детей с короткими литературными произведениями, вызвать эмоциональный отклик на них. Формирование умения запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту. Формирование умения отвечать на вопросы простыми предложениями.

Развивающие. Развитие наблюдательности, внимания, памяти.

Воспитательные. Воспитание интереса к художественной литературе о природе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту художественные произведения, запоминает короткое стихотворение и читает его с естественной интонацией, с опорой на мнемокарту. Отвечает на вопросы простыми предложениями.

Материал: картинки с весенней природой, мнемокарта по стихотворению, цветы-подснежники на каждого ребенка; листочки и цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа. Беседы о весне, наблюдения на прогулке за весенними признаками. Разучивание стихов о весне.

Ход занятия.

На мольберте иллюстрации, фото весенней природы.

Кап-кап! Я капель!

У меня в апреле

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап-кап на скамью,

Детям на игрушки.

Кап-кап-кап! Воробью

Прямо на макушку.

На дворе весна! Месяц – апрель! Весна радует нас после зимних холодов.

Послушайте, еще одно стихотворение о весне. С. Маршак «Апрель»

Читает спокойно, не торопясь.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Понравились стихи о весне?

Что происходит весной в природе? - На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (ответы детей)


Сейчас мы с вами будем рассказывать стихотворение по картинкам, помогайте мне.

Рассказывание с опорой на мнемокарту.

Посмотрите сколько у меня в корзинке подснежников! Давайте с ними поиграем.


Физкультминутка:

«Подснежники»

Мы растем, растем,

Мы цветем, цветем.

Поднять руки вверх, потянуться опустить.

Ветерок чуть дышит

И цветочки наши

Ветерок колышет.

Руки опущены, повороты в стороны.

Наши нежные цветочки

Закрывают лепесточки.

Руки в стороны. Наклоны, цветочки к носкам ног. Выпрямиться.



Молодцы! Садитесь.

Я вам раздала картинки с изображением того, что бывает весной. Вы посмотрите внимательно и скажете, что на вашей картинке. Например, на моей картинке – лед плывет по реке. Я отвечаю: «Весной по реке плывет лед» и ставлю на стенд.

А теперь вы.

Развитие связной речи:

дети выполняют задание, воспитатель помогает построить предложение.



Замечательно! А теперь послушайте еще одно стихотворение:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели:

«Чив-чив-чив, пришла весна!»

Мы вчера нашли подснежник

На проталинке лесной.

Голубой цветочек, нежный

Пахнет солнцем и весной.

(сл. Н. Френкель)

Ребята, давайте нарисуем подснежник и нашими рисунками украсим приемную.




Молодцы! Вот какие красивые подснежники у нас расцвели!