Построил самодельный плот и сплавляется по рекам. Как построить плот: личный опыт. Построить плот для сплава можно из пластиковых бутылок

Плот – это самая простая форма водного транспорта, и построить его намного проще, чем каноэ или лодку. Существует много способов строительства плота. Можешь построить традиционный плот полностью из бревен. Можешь построить деревянный плот, в котором использованы бочки или трубы из ПВХ, чтобы держать его на плаву. Ты можешь даже построить плот целиком из-под прохладительных напитков – это правда! Так уже делали. Используется широкая изолента, чтобы склеить все бутылки между собой. Но здесь ты найдешь инструкции, как построить плот… со вставками из пенопласта для плавучести.

Что нам потребуется для того, чтобы построить плот

  • Два бревна толщиной 7-8 см и длиной 1,5 м
  • Одиннадцать деревянных досок толщиной около 2,5 см, шириной 13 см и длиной 91 см
  • Пять тонких дощечек толщиной 5 мм, шириной 13 см и длиной 91 см

Как будем строить плот?

  1. Положи два бревна параллельно друг другу на расстоянии 85 см.
  2. Помести одиннадцать досок поперек бревен, чтобы получилась палуба. Они должны выступать за бревна на несколько сантиметров. Концы бревен должны немного выступать из-под палубы с каждой стороны. Прибей доски гвоздями на их места.
  3. Переверни плот вверх дном. Вставь пенопласт в пространство между бревнами. Хорошо, если ТВ сможешь найти пенопласт одним куском подходящего размера. Но можно использовать и несколько более мелких кусков, если сможешь уложить их аккуратно и плотно.
  4. Положи пять поперек бревен, чтобы удерживать пенопласт на месте. Прибей дощечки гвоздями.
  5. Переверни плот и спусти на воду. Он должен выдерживать на борту одного взрослого человека средней комплекции.

Внимание!

Если берешь свой плот на озеро, не забудь надеть спасательный жилет. Не бери плот на речку. Он недостаточно устойчив и может быть опасным в движущейся воде. Для речки подойдет лишь надувной плот. Надувной плот используется в таком виде спорта, как рафтинг на бурных горных реках. Он более безопасен, но стоит не малых денег. Но, наши руки – не для скуки, и плот построим сами. Если плот на озере, то с него , или загорать…

Опубликовано: 18.08.2017 Категория: Авторский очерк

Предпочитаете мелкие водоемы? Задумываясь о речном походе или о том, учитывайте одну возможность. У воды не обязательно стоять. По «водной артерии» лучше передвигаться. Пытаясь «оседлать» реку, не ищите лодку. Согласитесь – места в ней не хватит, если вы отправляетесь с веселой компанией. Рафт? Дорогое хозяйство не оставишь в пункте назначения. Нужна машина на финише. Кто будет вас там ждать?

Ознакомьтесь с советами, как сделать плот своими руками. Найдите «пиратов» – оптимистов. С ними вы соорудите плавательное средство «из ничего».

Как сделать плот своими руками. Дерево

Мы предлагаем сэкономить как время и силы, так и деньги. Узнав на практике, как сделать плот своими руками, вы поймете, что потратили на подготовку к сплаву не более 5 часов, а достигнув цели вашего тура, просто забрали вещи и поехали домой.

Самый древний метод постройки такого транспорта связан с древесиной. Как сделать плот из дерева своими руками? Нужно связать между собой толстые бревна плотной бечевой, а затем соединить их, прибив сверху клеть из досок, которые вы «приобрели» бесплатно (у контейнеров, на стройке, на даче, во время перестилки полов…).

К сожалению, для тех, кто живет в степной местности или в полупустыне, стволы деревьев станут очень дорогим компонентом. Всегда можно насобирать валежника. И все же он не подойдет в качестве «удерживающего» (нижнего) слоя чуда-корабля. Связку кряжистых стволов сухих деревьев (или веток) быстро «порвет» течением или ударом о берег. К тому же они выдержат не более одного пассажира.

Как сделать плот своими руками. Подручные материалы

Продолжая думать, как сделать плот своими руками другим способом, изобретательные представители человечества обратили внимание на кучу предметов, способных удерживать в себе большие объемы воздуха. Главными «специалистами» по таким делам являются автомобильные камеры. Всего два таких кругляша (вынутые из колес грузовика среднего размера) могут свободно удержать на плаву 800 килограмм!

Сделать плот из камер куда проще, чем вам кажется. У кого-нибудь из знакомых они всегда найдутся в гараже… Остается только выложить их таким образом, чтобы клеть из досок равномерно поддерживалась ими снизу (камеры должны быть расположены под всеми углами).

Твердо решив сделать плот из камер, требуется продумать, как прикрепить собранный из подручных материалов «верх» к резиновому «низу». Клеть с настилом (его реально наклепать из любого мусора) обязана прочно монтироваться к «спасательным кругам» прочной веревкой, широким строительным скотчем, капроновыми ремнями (сразу всем).

У вас набралась толпа авантюристов-попутчиков и «тонны» вещей? Надо найти способ все ЭТО не потопить. В таком случае сделать плот из бочек – самая правильная альтернатива. Жестяные бочки из-под горюче-смазочных или прочих материалов в большом количестве валяются в гаражах ваших друзей, на свалке, на складах магазинов и оптовых баз. Главное – тщательно промыть такую тару, нейтрализуя экологически вредные вещества. Потом завинтите крышки. Такую «водную подушку» помещают в деревянные рамки – в распор. Настил монтируется с такими рамками по-разному.

Брать на такой борт можно сотни килограмм. Используя шесть 25-литровых бочек, реально перевозить на плоту от 8 взрослых туристов с поставленными палатками. Бочек должно быть больше на том конце, где стоит ваш «палаточный городок» со всеми вещами.

Бывает ситуация, когда под рукой не оказалось ничего из вышеперечисленного. Что ж, не беда. В каждом доме (в сарае, на даче, в отдельном контейнере на «мусорке») современный горожанин найдет десятки бутылок ПЭТ.

Пластиковый плот наиболее дешев. Есть смысл мастерить ряды из бутылок, вставляя их друг в друга.

Но это долго – верх каждой посудины придется резать… Да и время крепления таких «труб» к «палубе» большое.

Пластиковый плот легче сотворить, равномерно заполнив закрытыми бутылками 25-ти или 50-килограммовые мешки из-под сахара. А сами эти мешки необходимо равномерно привязать в разных углах деревянной клети, прочно стягивая всем, чем только можно.

Как сделать плот своими руками. Подводный парус

Вы уже изготовили «ковчег» нужного вам размера, запаслись веслами и собираетесь спустить его на воду? Не спешите. Мы открыли вам еще не все секреты. Помните – есть реки с настолько сильным течением, что эту стихию преступно не использовать! Поняв как сделать плот своими руками, следует добавить фарта, изучив пользу от такого изобретения как подводный парус. Когда он будет готов, вам только останется подгрести к середине реки и понеслась – ваш счастливый коллектив догонит все «моторки».

Подводный парус – это всего лишь сужающееся книзу полотно не более метра высоты. Оно должно быть изготовлено из плотного брезента или прочного искусственного волокна (ткань из натурального материала порвется о первую же корягу). Желательно его еще и обшить по краям – ведь ему предстоит столько всего испытать.

Подводный парус следует подвязать к прочно привинченному заднему ограждению. Он должен провиснуть в воде. В самом его низу приделайте карман (обшейте образовавшиеся в процессе зауживания складки). Он необходим для булыжника. Груз будет распрямлять ваш подводный «гаджет», в разы увеличивающий скорость. Кстати, если поменять булыжник на тяжелый кирпич (или 2 кирпича – в зависимости от глубины, ветра и скорости речного потока), то получите еще и якорь.

Для того, чтобы ответить на вопрос как сделать плот из бревен вам потребуется приготовить сухую сосновую или еловую древесина. Если вы постучите по ней топором, от неё будет исходить звонкое звучание. Для этого дела совершенно не годятся сухие элементы со старой древесиной. Так дерево стремительно отсыреет, а сам плот пойдёт ко дну. Чтобы вычислить удельную массу, надо с торца дерева пилой устраняется небольшой кусок – порядка 10 см. Затем поместить плашмя в воду. Если этот кусок углубится на 5-6 см, то эта древесина оптимальна для сооружения плота.

Для того, чтобы узнать как сделать плот используем брёвна, чей максимальный диаметр — 25-30 см, а наименьший — 10 см.

Чтобы грядущий плот из бревен имел превосходную стойкость, тонкие лесины сосредотачиваются в средней зоне, а толстые – по бортовым сторонам. Если брёвна для плота кривоватые, то они ставятся кривыми местами вниз.

Допустимые пустоты между брёвнами – 2-4 сантиметра. В противном случае плавсредство получится слабоустойчивым и инертным к всплыву и правильно сделать плот не получится.
Брёвна укладываются на стапеле, затем они раскатываются в стороны, и обозначаются их верхушки.

На минимальной отдалённости в 80 сантиметров от торца на центральном бревне создаются пазы (пилятся и вырубаются). Обязательная позиция нижних пазов – нахождение на одном уровне. По глубине они должны доходит к середине бревна – важнейший критерий. В обратном случае, забивая клин, вы рискуете сколоть запиленную древесину. Для образца применяется особый торец. Она вытёсывается из сырой берёзы. Она своим серединным участком ложится в уже предназначенное бревно.

В имеющийся на нём паз она беспрепятственно внедряется сверху. Так сделать плот своими руками будет гораздо легче. Её нижний широкий участок заполняет верх паза. Между её наклонной стороной и пазовой стенкой вбивается клин. Критерии по клину: деревянный и сухой. Ронжины должны помещаться в одну плоскость. Для того, чтобы наглядно понять как делать плот можно посмотреть видео ниже:

Применив образцы, можно сделать аналогичные пазы на оставшихся брёвнах. Они по очерёдности крепятся клиньями к центральному бревну. Перед укладкой крайних брёвен в них создаются несколько иные пазы, предназначенные для ваг. Ещё вырезаются три специальные стойки с наибольшей толщиной 10-12 см, высотой – 60-70 см.

На них затем натягивается основная верёвка. Вместо верёвки можно полагаться на вариант с проволочными скрутками или верёвочными стяжками. Сделать плот таким образом гораздо легче.

На спокойных реках лучше задействовать конструкцию «П» подобного образца. Предварительно в рабочие брёвна вертикально врезаются две стойки. Затем на них надевается подушка. Её необходимо расклинить и выпилить в ней участок для гребли. Чтобы исключить сколы этих стоек, их лучше сосредоточить на 50 см от кормы и носа.

На буйных и сложнопроходимых реках рекомендуется воспользоваться вариантами, имеющими металлические каркасы. Для их создания применяются модули и муфты. Длина модулей допускается различная. Тип муфт – фасонный. Для того, чтобы сделать плот понадобится много усилий. Придётся немало сверлить. Есть необходимость в навыках токаря и сварщика.

Зато сделать плот из бревен удастся легким в плане сборки и разборки. Для упаковки его каркаса нужна пара байдарочных чехлов. Для упаковки весел понадобится отдельная тара.
Интересно, что такой каркас можно преобразовать в два небольших плота, даже катамаран. К нему можно присоединять автокамеры и рабочие зоны. Последние ставятся на 30 см ниже рамы. Так снижается центр тяжести.

Интересен и вариант если сделать плот , на конструкции которого поперечно устроены поплавки. Создавать его довольно просто. Ему свойственна отличная остойчивость. На нём можно использоваться всякие настилы и сетки. К нему можно присоединять и какие-нибудь надувные компоненты. Этот тип плотов задействуют для плавания по различным рекам.

Его каркас создаётся с применением троса с параметром 6 мм и модулей с длиной 200 см. Соединительными элементами этих модулей являются шарниры. Здесь получается прогиб на 20 градусов. По массе каркас доходит до 80 кг. На значительных валах вероятны разрывы тросов.

Когда вы затеваете летний отдых на озере или реке, задумываете досуг на тамошнем берегу или скромные водные прогулки, вам можно соорудить мелкосидящий плот на 5-6 персон. При этом учитываются и их рюкзаки. Подобный плот из бревен также будет характеризоваться прекрасной стойкостью и на крутых волнах.

Главные составляющие для того, чтобы сделать плот с поплавками:

Резиновые покрышки (или бочки). Число: 6-10, диаметр – 100-150 см;
элементы алюминиевых частей и трубок;
древесина, число – 7 штук, по длине 3 — 500 см, 4– 170 см, диаметр всех – минимум 6 см;
стальные листы шириной 1 см.

Итак, как сделать плот такой конструкции? Обозначенные шесты меньшей длины (170 см, 4 штуки) расположите параллельно друг другу. Дистанция между первым и вторым, третьим и четвёртым шестом – 150 см, между вторым и третьим – 200 см.

На них перпендикулярно ложатся три более длинных шеста (500 см). Дистанция между ними 50-60 см. Эти шесты крепятся к другим шестам гвоздями.
Далее следует создавать основную палубу с мостиками. Здесь такие мостики – это три щита из организованных в подбор стволов дерева.

Палуба основана двумя шестами в 170 см, на них ложатся обрезки досок. Их толщина – 2 см. Они также соединяются с шестами гвоздями. По такому же принципу делают и «капитанские» мостики.

Опорные элементы для тента здесь – это ивовые прутья. И собирается сам плот из бревен только после установки этих элементов. Сделать плот таким образом не так уж и сложно.

Применяемые автокамеры обязательно накачиваются. К основанию они привязываются верёвками. Далее следует установка основной палубы. Борта получаются их обтесанных шестов (4 штук). Тент творится из полиэтилена.

Опорные части рулевых вёсел сосредотачиваются диагонально именно на мостиках. Здесь процесс движется по такой схеме: на мостик сзади кладётся опора по левой стороне, а на мостик спереди – по правой.

После чего в дело вступают три указанные трубы (дюралюминиевые). Из них и выгибаются опоры. Для закрепления нужны стальные полоски.
Гребни производятся из других шестов, чья длина составляет 250 см. Лопасти творят из фанерных, либо алюминиевых листов. С их параметрами нужно определяться самостоятельно.

Зачем тратить немалые деньги на приобретение моторной лодки, если можно сделать плот для сплава по реке из подручных средств? Это надежное, устойчивое к волне плавсредство, применяемое не только для сплава, но и переправы. Плавучесть и прочность позволяет применять его для сплава по таежным рекам с естественными порогами и быстрым течением. Из недостатков плота можно отметить тихоходность и низкую маневренность, а также его невозможно использовать при сплаве по водоемам с непроходимыми завалами. Наибольшее распространение получили деревянные плоты, но их можно изготавливать и из прочих материалов, которые есть под рукой у каждого.

Как построить плот для сплава по реке

Самый надежный плот для сплава по неспокойной таежной реке – выполненный из дерева. Для его изготовления понадобится от четырех до десяти бревен, в зависимости от размера плавсредства и количества человек, рассчитанного для переправы. Бревна должны быть одинакового размера. Для их связки нужно приготовить шесть шестов, по длине больше, чем ширина сложенных вместе бревен. Шесты прикрепляются к связке из бревен над и под ними перпендикулярно им. Концы шестов связываются прочной веревкой по бокам, чтобы плотнее скрепить бревна. Если нет веревки, а плот собирается в условиях выживания, вместо нее можно использовать проволоку, лыко, растения, пригодные для связывания.


Как построить плот для сплава

Поверх уложенных шестов нужно создать возвышенную платформу для того чтобы сохранять одежду и обувь сухими, а также для создания теплоизоляции. В домашних условиях платформу можно сделать из досок, прикрепив их шуруповертом, если же строительство осуществляется в экстренной ситуации, можно обследовать территорию на предмет любой древесины, плавающей коряги, коры, которые можно уложить сверху на бревна. Чтобы плотом можно было легко управлять, можно прикрепить перпендикулярный основанию шест, на котором разместить парус. Для комфорта лучше сделать каркас из брусков, на который прикрепить навес, защищающий от солнца, ветра и дождя.

Когда нет возможность использовать бревна, в ход идут любые материалы, обладающие способностью удерживать на воде.


Например, для переправы в теплое время года можно частично держаться на воде с помощью связки из тростника, камыша, набитого плащ-палатки соломой. Если удастся найти на берегу покрышку или автокамеру, можно соорудить подобие лодки для одного человека, обернув их плащом-палаткой.

Как построить плот из пластиковых бутылок


Как построить плот из пластиковых бутылок

Пластиковые бутылки как поплавки способны удержать различное количество людей на плаву, эта способность должна подкрепляться надежным каркасом. Существует три способа, как построить плот из пластиковых бутылок:

Самый простой вариант заключается в использовании пластиковых бутылок и скотча.

Бутылки нужно подготовить – помыть, высушить и плотно закрутить крышкой, чтобы они были заполнены воздухом. Бутылки скрепляются скотчем по 3-4 штуки, и таких заготовок должно быть от 30 до 50 штук. Затем эти заготовки просто связываются вместе по форме плота. Конечно, плот из пластиковых бутылок, изготовленный таким способом, серьезных испытаний может не выдержать, но как средство для отдыха на спокойной воде вполне подойдет.


Катамаран из бутылок.

Плот из пластиковых бутылок, напоминающий катамаран, изготавливается на основе каркаса от старой раскладушки. Он должен быть полностью освобожден от ткани, различных креплений. К четырем углам этого каркаса прикрепляются деревянные ящики, внутрь которых помещаются пластиковые бутылки в вертикальном положении и фиксируются скотчем, веревкой. К углам каркаса ящики крепятся хомутами, тросом, веревками и прочими элементами крепления. Посередине каркаса устанавливается деревянная планка для сидения.

Самый надежный плот из бутылок изготавливается следующим образом: бутылки плотно закрываются крышками, и помещаются внутрь полиэтиленовых мешков. Чем больше сделанных мешков, тем лучше, это придаст большей устойчивости плавсредству. Мешки хорошо перевязываются веревками. Формируется каркас из деревянных досок: они связываются между собой и скрепляются гвоздями так, чтобы получилась решетка. К этому каркасу крепятся мешки с бутылками, плот готов.

Как построить плот из бочек


Как построить плот из бочек

Чтобы построить плот из бочек, понадобится более дорогостоящий материал, чем бутылки, но такая конструкция позволяет добиться более высокой посадки над водой. Для строительства небольшого плота из бочек достаточно шести емкостей по 200 литров из пластика, для изготовления крупного плота понадобится около 20 бочек. Они герметичны, пластичны, но в тоже время очень прочные. Емкости располагаются параллельно друг другу, как понтоны у катамарана. Для каркаса изготавливается рама из брусьев с поперечными перекладинами, при этом каждая бочка находится как бы в своем отсеке, который ограничен двумя перекладинами и двумя брусьями. К раме бочки крепятся стропами.

Сверху рамы настилается палуба из досок. На крупном плоту из бочек можно соорудить верхнюю палубу для отдыха. Она собирается из деревянных стоек, которые крепятся с основной палубой пазами. Поскольку вес готовой конструкции довольно внушительный, изготовление плота лучше всего перенести на место возле берега в воду. Крупный плот из бочек – хорошее средство для спокойного отдыха на воде, которое можно оборудовать кухней, палатками для ночевки, укрытием от дождя и ветра и т.д.

К слову, с помощью пластиковых бочек можно изготовить не только мобильное плавсредство, но и стационарную пристань на берегу реки.

Как построить плот для сплава из автокамер


Как построить плот своими руками

Плот своими руками можно сделать из такого понтона, как автокамеры. Он значительно легче, чем деревянный, или плот из бочек, что удобно при изготовлении и вынужденной переноске через мель. Для строительства плота, рассчитанного на шесть человек, необходимо взять восемь камер от большегрузных автомобилей, например, КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ. Они выкладываются параллельно друг другу в два ряда и скрепляются прочной капроновой веревкой. Выбор крепежа в пользу капроновой нити объясняется тем, что она не разрушается и не растягивается от длительного воздействия воды.


Как построить плот из автокамер

Сверху автокамер укладываются квадратные брусья, по два на каждый ряд камер, аналогичным образом прикрепляются к ним. На брусья крепятся доски, образующие собой палубу. Необходимо учитывать, что длина досок должна быть такой, чтобы выходить за края автокамер примерно на полметра. Это необходимо для того, чтобы при возникновении препятствий в воде они натыкались на доски, а не на камеры во избежание их повреждения.

К тому же, выступающие края палубы оставляют возможность для изготовления различных креплений для навеса, паруса, сидений для гребли, и прочих. Навес необходим не только для укрытия от ветра и дождя, но и просушки одежды, а в ветреную погоду он может послужить парусом. Навес лучше делать складным, чтобы убирать при встречном ветре для легкой гребли. Для подстраховки, отправляясь в длительное путешествие на воде, необходимо иметь с собой запасную камеру и насос.

Сделайте простой плот в походе!

Наверное, у каждого человека made in USSR была в детстве мечта смастерить плот и отправиться на нам в далекие дали. Мечты сбываются! Мы попробовали и все получилось!

Проектов как именно построить плот, какого размера и из чего было множество. После долгих обсуждений решено было, что основанием плота будут автомобильные камеры большого радиуса, количество их зависело от размера.

На деле оказалось, что купить недорогие камеры — непростое дело, самым выгодным и быстрым вариантом были гораздо меньшие, чем предполагались, камеры R16 . Камеры оказались китайскими и продавец нас честно предупредил, что нормально они не клеятся. Но мы решили рискнуть.

Учитывая, что на плоту собиралось плыть 8 человек (на деле оказалось 6)+вещи+продукты+вес деревянного настила, грузоподъемность баллонов должна была быть не меньше 800 кг, но мы взяли с запасом — 43 камеры , что соответствовало грузоподъемности от 1200 кг.

Камеры предполагалось накрывать деревянным щитом, собранным из досок, размер 4х6 метров. Но и тут в дело вмешались обстоятельства: на лесопилке, нам удалось купить доски длинной только 4 метра. Так решено было сделать плот квадратным 4х4 метра .

Вот такая получилась конструкция.

Остановимся на основных моментах подробнее.

Плот собирался непосредственно на берегу реки.

Сначала мы с помощью автомобильного компрессора начали качать 43 камеры.

Компрессору такая задача не понравилась, и на пол дороги он работать отказался. Пришлось его срочно реанимировать т.к. насос-лягушка, который должен был плыть с нами, до нужного состояния докачать камеры не мог, что влияло на размер. Если в случае ремонта такое было бы допустимо, то начинать путь на недокачанных камерах не хотелось.

В итоге компрессор мы победили и, прикладывая к нему мокрые тряпки для охлаждения все камеры докачали.

Привезли купленные доски и брус, длинна, как я уже говорила 4 метра.

Примеряем как это будет.

Собранный каркас плота с первым слоем камер. Для каркаса использован брус 100х50 и 200х50.

Было использовано 40 камер, 3 взяли в качестве запасок.

Набили сверху доски 25 мм. Щели между досками хотелось бы гораздо меньше, но не рассчитали количество досок при покупке, повторно с закупкой решили не заморачиваться. Спустили плот на воду.

Начало возведения опор для тента.

Для опор был использован брус 50х50 мм. Высота боковых опор — 2 метра, центральной — 2,5 метра (на фото ее только делают). Изначально тент предполагалось использовать только как крышу, но в итоге он использовался и как парус, об этом я расскажу ниже.

Все деревянные конструкции скрепляли между собой винтовыми гвоздями.

Плот получил название «Гена» — как говорится во всем известном мультике про Чебурашку: «Потому, что зеленый и плоский.» Постройка заняла 1 день (начали рано утром, вечером отправились в путь).
На данном фото он готов к отплытию, осталось только жестко закрепить веревками вдоль оного из бортов резиновую лодку.

Зачем нужна была лодка — вопрос интересный, правильным ответом будет: нам так было спокойнее. На деле она оказалась очень полезной: в нее свалили весь шмурдяк, который нужен только для ночевки, одежду и палатки, вечером с нее рыбачили, когда нам нужно было оказаться в деревне, но нормально пристать на плоту к берегу не получалось, на лодке отправлялись гонцы.

Все вещи, спальники, аптечка и прочее мокнущее было запаковано в специально сшитые гермомешки. Крупы, соль, сахар и т.д. пересыпаны в пластиковые бутылки. Документы, телефоны, фотоаппарат и прочая техника хранились в отдельном гермомешке, который «если что» предполагалось спасть в первую очередь.

В центре плота были кучкой сложены вещи первой необходимости и часть продуктов в большой сумке. Смотрелось совершенно не эстетично, но в целом оказалось удобно.

На доски стелились пенки т.е. ночью мы на них спали в палатках, днем они переезжали на плот.

Удачными креслами оказались камеры-запаски, правда одна из них вскоре была использована по назначению — ушла под угол плота, на котором лопнули обе (2 слоя) камеры.

На ночь мы приставали к берегу и разбивали лагерь там, но чаю утром на весь день не напьешься и в туалет не находишься.

С кухней было все просто: на двух удлиненных досках над водой жестко закрепили мангал. Дрова набирали на берегу, пилили и рубили их прямо в процессе движения. Для розжига что бы не морочиться использовали таблетки сухого топлива.

С туалетом сложнее: под веслом видно две укороченные доски — это и есть заветное очко.

Тут же с двух сторон балки, за которые можно держаться. На веревочку накидывалась непрозрачная армированная пленка, за ней-то человек и делал свои дела. Изначально была задумка сделать из пленки что-то вроде ширмы на постоянку, но она создавала не всегда нужную парусность, потом ее хотели крепить к веревке прищепками, но в итоге просто придерживали рукой.

Во время плавания у многих вещей появились свои штатные места. Так топор был утоплен в первый же вечер, а раздобытый новый привязали и оставили жить около дров. Котелок с мисками и ложками вешался на гвоздь возле мангала, жидкость для мытья посуды вместе с губкой вставлялась в кармашек из скотча около продуктов.

Штатное место удочек.

Солнечная батарея. С помощью нее предполагалось заряжать телефоны и аккумулятор фотоаппарата, на деле связи не было, фотографировали немного, и она была особо не нужна.

Охлаждение жидкостей.

На центральной опоре на гвозде висели всякие необходимости, которые не хотелось мочить и топить, но они нужны были в процессе плавания. Главное — Гармин, работающий на батарейках, по нему мы узнавали где находимся, с какой скоростью движемся и чего ждать впереди.

Осталось сказать об управляемости.

Вообще на плот влияет все: ветер, течение, сколько человек столпилось на одном борту, каким боком плот повернут и т.д. и т.п.

Поначалу средств управления было 2: весло и кий.

Весла были лодочные и было их всего 2, если бы знали, что они будут самыми эффективными при маневрах, взяли бы 4. Процесс гребли — не самое легкое занятие.

Кий — длинная жердь (у нас были около 2-х метров), которой можно на мелководье отталкиваться от дна. Сначала их было у нас 4, потом один утопили, еще один использовали для паруса. К сожалению, ни одной фотки работы кием не сохранилось — в эти моменты все были заняты.

На третий день путешествия подул попутный ветер и нам открылся еще один способ управления плотом — парус.

Длины тента хватало не только для того, чтобы быть крышей, но и чтобы закрывать одну из сторон. Путем долгих игр в веревки, палки и тент была выработана стратегия движения. Парус поворачивался ногами, подтягивался веревками, а за ненадобностью сворачивался и подвязывался к опорам. Если ветер был встречным, приходилось сворачивать не только парус, но и «крышу».

Благодаря парусу плот приобрел дополнительную букву в названии «Гена-М» (что значит Гена — модифицированный) и развивал скорость чуть более 6 км/ч при скорости течения реки в 2,3 км/ч, правда случалось это нечасто. В основном мы двигались со скоростью 3-4 км/час.

Река Мезень по который мы плыли, изобилует песчаными отмелями. По началу, мы думали, что будем то и дело на них налетать и стаскивать плот, разрывая камеры. В итоге на мель мы садились буквально пару раз.

Когда дно оказывалось совсем близко — спрыгивали с плота и толкали или отводили на веревке до глубины.

Гена — М прослужил нам верой и правдой 6 дней и 130 километров, за этот срок обломались края у 2-х досок, немного расшаталась конструкция тент-парус и кончилось по разным причинам около 10 камер (точнее не считали). Все это никак не влияло на плавучесть.

Как можно было бы улучшить конструкцию:

  • Обсуждалась возможность пустить армированную пленку под баллонами, чтобы защитить баллоны от коряг и истирания о мели, на деле это оказалось не нужно, а вот пустить туже пленку между деревянным настилом и баллонами не помешало бы. Это уберегло бы баллоны от трения о доски, спасло бы от утопления ряд мелких предметов, защитило баллоны от острых предметов и искр от мангала.
  • Наше предположение, что на середине широкой реки не будет комаров, слепней и мошки оказалось неверным. Стоило приблизиться к берегу, насекомые с радостью атаковали нас, и дальше мы плыли на плоту все вместе. Эту проблему частично можно было бы решить, разместив в центре плота большую антимоскитную палатку. На сколько такая палатка создавала бы парусность — вопрос открытый.