"Непростая история": как развиваются российско-японские отношения. Российско-японские отношения. Путин любит Японию, но ищет выгоду

Мы очень дорожим отношениями с Японией, японским народом, это наш сосед. У нас непростая история, но очень хорошие перспективы. Бизнес двух стран демонстрирует взаимную заинтересованность в реализации крупных, полезных проектов. Нас много, что объединяет

Сергей Лавров

глава МИД РФ

Первый русско-японский договор о мире и дружбе (Симодский трактат) был подписан 7 февраля 1855 года, документстал итогом выдающейся дипломатической миссии вице-адмирала Евфимия Путятина. Японские власти тогда добровольно (в отличие от аналогичного японо-американского договора, навязанного Японии силовым путем) установили официальные контакты с соседним государством. Симодский трактат открыл путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей между двумя странами.

Первый раздел границ

Согласно Симодскому трактату граница между странами проходила по островам Курильской гряды Итуруп и Уруп, а Сахалин оставался неразделенным. В Петербургском трактате 1875 года взамен уступки России прав на весь остров Сахалин, Япония получила права на все Курильские острова

Продолжение

Одной из самых драматических страниц в двусторонних отношениях является русско-японская война 1904-1905 годов.

Она началась с неожиданного нападения Японии на российские корабли на рейде Порт-Артура 27 января (по старому стилю) 1904 года.Война унесла около 1 млн человеческих жизней и нанесла огромный материальный ущерб обеим странам. Многие из тысяч русских военнопленных, вывезенных из Манчжурии в Японию, не вернулись на Родину и похоронены в японской земле. В результате войны, несмотря на существование договоров, определявших линию границы между двумя странами, у России была отторгнута часть ее территории - Южный Сахалин. Войну завершил Портсмутский мирный договор. Он был подписан между Российской империей и Японией 5 сентября 1905 года в Портсмуте (США). С российской стороны договор подписали председатель комитета министров граф Сергей Витте и барон Роман Розен(бывший посол России в Японии, а к моменту подписания договора - посол в США), с японской стороны -министр иностранных дел Комура Дзютаро и посол в США Такахира Когоро.

От установления дипотношений до Халхин-Гола

Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены на уровне посольств 25 февраля 1925 года. Этому событию предшествовала японская интервенция на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах, охватившая Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. Переговоры о нормализации отношений начались в Пекине в мае 1924 года и завершились 20 января 1925 года подписанием конвенции об основных принципах взаимоотношений, нескольких деклараций, протоколов и нот, регулирующих взаимодействие сторон. Конвенция содержала ряд значительных уступок СССР в пользу Японии, на которые советская сторона пошла ради стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. В частности, советское правительство признало Портсмутский мирный договор 1905 года, в соответствии с которым часть Сахалина к югу от 50-й параллели переходила во владение Японии. Со своей стороны, японцы обязались вывести войска с территории Северного Сахалина, который после этого переходил под суверенитет СССР.

Донесения Рихарда Зорге

Советское правительство получило информацию о планах военных действий Японии в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол во многом благодаря разведывательной сети, созданной Рихардом Зорге. Среди многочисленных сообщений, переданных Зорге в Москву, была информация о готовящемся нападении Германии на СССР летом 1941 г., а также о том, что Япония не намерена атаковать, а сосредоточит свои усилия на Тихоокеанском театре военных действия. 18 октября 1941 г. Рихард Зорге и члены его разведывательной группы были арестованы японской полицией. Сам Рихард Зорге отрицал свою причастность к советской разведке и говорил, что работал в Китае и Японии на Коминтерн. В мае 1943 г. начался суд над разведгруппой Зорге. В сентябре того же года советский разведчик был приговорен к смертной казни. 7 ноября 1944 г. он был повешен в токийской тюрьме Сугамо и похоронен на тюремном дворе. Советский Союз в течение 20 лет не признавал Зорге своим агентом. Только 5 ноября 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1967 г. останки советского разведчика с воинскими почестями были перезахоронены на кладбище Тама в Токио.

Продолжение

В мае - сентябре 1939 года в районе реки Халхин-Гол советско-монгольские войска разгромили отборные соединения японской Квантунской армии, вторгшиеся на территорию Монгольской Народной Республики (МНР).

Очаг войны на Дальнем Востоке возник еще в начале 1930-х годов. Первоначально объектом японских захватнических устремлений стал Китай, северо-восточную провинцию которого (Маньчжурию) японцы оккупировали осенью 1931 года. Весной 1932 года японские войска вышли на линию принадлежавшей СССР Китайско-Восточной железной дороги и вплотную приблизились к советским границам. На захваченной территории было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го, весь административный аппарат которого полностью контролировался Квантунской армией.

Летом 1935 года началась полоса конфликтов на советско-маньчжурской границе. Дело доходило до серьезных боевых столкновений. Параллельно с нагнетанием напряженности на границе власти Маньчжоу-го развернули жесткую кампанию против советских учреждений, приведшую к срочной эвакуации из Маньчжурии советских граждан.

В 1936 году японское правительство одобрило "Основные принципы национальной политики", в которых предусматривалось наряду с полным захватом Китая последующее развитие наступления, в частности, на территорию МНР и СССР. Для успешной реализации своих планов Токио заручился поддержкой Берлина, подписав 25 ноября 1936 года так называемый Антикоминтерновский пакт, означавший начало военно-политического союза между Японией и фашистской Германией.

С января 1939 года в районе границы между МНР и Маньчжурией (которая так и не была определена официально) стали периодически появляться японо-маньчжурские вооруженные отряды, которые вступали в перестрелку с монгольскими пограничниками. Весной такие инциденты, сопровождаемые взаимными протестами, участились, что в итоге привело к войне.

Победа на Халхин-Голе имела важное военно-политическое и международное значение. В частности, эти события оказали серьезное влияние на решение Японии не вступать в войну против СССР на стороне фашистской Германии. В апреле 1941 года между СССР и Японией был заключен пакт о нейтралитете сроком на пять лет, договор соблюдался до августа 1945 года.

Вопрос о принадлежности Курильских островов

В ходе Ялтинской конференции (февраль 1945 года) Сталин дал обещание союзникам объявить войну Японии через два-три месяца после окончания боевых действий в Европе при условии возвращения СССР Курильских островов и Южного Сахалина. Это было закреплено в документах Ялтинской конференции.

Открытие Курильских островов

Процесс присоединения Курильских островов к России длился несколько десятилетий. Первые (с севера) острова Курильской гряды были присоединены к России в 1711 г., последние (южные) - в 1778 г. Первую карту ("чертеж") Курильских островов составил казак-мореход И.Козыревский (1711 г.). На первых и последующих картах Курильские острова обозначались как единый географический объект без деления их на Большую и Малую Курильские гряды. Присоединение Курильских островов к России осуществлялось от имени верховной власти России и в соответствии с нормами международного права того времени. Коренные жители Курильских островов айны своей государственности не имели; до прихода русских считали себя независимыми; никому дани не платили. За весь почти 70-летний период освоения Курильских островов русские ни разу не встретили там японцев. Первая встреча русских с японцами произошла 19 июня 1778 г. в местечке Аккэси на о. Хоккайдо, куда японцы прибыли для торговли с айнами. В то время о. Хоккайдо еще не был полностью завоеван японцами. Вторжение японцев на южные Курильские острова (Кунашир и Итуруп) относится к 1786-1787 гг. Именно тогда японцы угрозами заставили находившихся там русских промысловых рабочих покинуть названные острова. В 1798 г. японский военный отряд на Кунашире и Итурупе уничтожил все свидетельства принадлежности этих островов России. (по материалам Историко-документального департамента МИД РФ)

Продолжение

С мая по начало августа 1945 года на Дальний Восток были переброшены часть освободившихся от военных действий на Западе войск и техники. 9 августа 1945 года дипломатические отношения были прерваны, СССР объявил Японии войну. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о капитуляции.

После 1945 года между Москвой и Токио дипломатические отношения установлены не были. Советский Союз не имел с Японией и мирного договора, так как в 1951 году не присоединился к Сан-Францисскому миру. Этот документ, подписанный 8 сентября 1951 года странами антигитлеровской коалиции и Японией, официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Сан-Францисский договор зафиксировал отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Однако договор не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Официально японская сторона не признала их вхождения в состав СССР. А после 1951 года при поддержке США японское правительство начало оспаривать право СССР на обладание островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, или как их называют в Японии, "северными территориями".

19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений, а также обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора. СССР согласился передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора, и выразил готовность к обсуждению других нерешенных вопросов.

Однако в 1960 году японское правительство пошло на подписание с США нового пакта безопасности, предусматривавшего сохранение американского военного присутствия на японской территории еще на десять лет. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года, и оговорил передачу островов Хабомаи и Шикотан выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных (то есть американских) войск с ее территории.

До начала 1990-х годов советская сторона не упоминала декларацию 1956 года, хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 году (первая японо-советская встреча на высшем уровне). Ситуация стала меняться с началом перестройки. Во время визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 года в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

27 декабря 1991 года Япония признала Россию государством-правопреемником СССР. Главной проблемой российско-японских отношений по-прежнему остается спор о принадлежности южных островов Курильской гряды. Япония продолжает настаивать на их возвращении, ссылаясь на Симодский трактат 1855 года, а в Москве заявляют, что принадлежность островов базируется на итогах Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 года).

Контакты без мирного договора

В октябре 1973 года в Москве состоялась первая советско-японская встреча на высшем уровне. В совместном заявлении от 10 октября 1973 года по итогам переговоров премьер-министра Японии Какуэя Танаки и генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева было отмечено, что "урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен Второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами".

19 апреля 1991 года по итогам визита президента СССР Михаила Горбачева в Японию было подписано совместное заявление, в котором впервые советская сторона признала факт существования территориальной проблемы в двусторонних отношениях. В заявлении было указано, что "мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы."

11-13 октября 1993 года состоялся визит в Японию президента РФ Бориса Ельцина. Тогда был подписан пакет из 18 документов, ключевым из которых стала Токийская декларация. В ней подчеркивалась необходимость продолжения переговоров с целью скорейшего заключения мирного договора "путем решения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости".

11-13 ноября 1998 года в ходе официального визита в РФ японского премьер-министра Кэйдзо Обути была подписана Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией.

3-5 сентября 2000 года Японию посетил президент РФ Владимир Путин. По итогам визита были сделаны заявления по проблеме мирного договора и о взаимодействии двух стран в международных делах.

В ноябре 2005 года в рамках его второго визита было подписано 17 двусторонних документов, в том числе "Программа действий в борьбе с терроризмом".

В мае 2009 года Владимир Путин посетил Токио в качестве председателя правительства РФ. Было подписано несколько соглашений, в том числе соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключено несколько коммерческих сделок.

1 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона назвала данный визит достойным сожаления, что, в свою очередь, вызвало реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может, острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.

29 апреля 2013 года в Москве состоялись переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ (это был первый официальный визит японского главы правительства в Россию с 2003 года). Было принято заявление о развитии российско-японского партнерства.

В марте 2014 года Япония присоединилась к санкциям, введенным США, Канадой и Евросоюзом в отношении РФ в связи с ситуацией на Украине. Изначально санкции предусматривали приостановку консультаций о смягчении визового режима и замораживание переговоров о возможном заключении трех договоров - об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности. Впоследствии список японских санкций был расширен, последний раз - 24 сентября 2014 года. В настоящий момент под их действие подпадают 40 физических лиц, две компании, которые, по мнению Токио, "причастны к дестабилизации ситуации на Украине и аннексированию Россией Крыма", а также пять банков.

В феврале 2015 года Синдзо Абэ высказался за развитие разносторонних отношений с Россией и продолжение переговоров о заключении мирного договора между двумя странами.

Прошло уже 70 лет с окончания войны, но между нашими странами до сих пор существует ситуация с неподписанным мирным договором. К настоящему моменту мы провели десять встреч с президентом РФ Владимиром Путиным. И, взяв за основу эти переговоры, я продолжу развивать сотрудничество с Россией по разным направлениям, включая экономику и культуру, а также продолжу упорные переговоры по заключению мирного договора

Синдзо Абэ

Премьер-министр Японии

6 мая 2016 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Россию с рабочим визитом и встретился с Владимиром Путиным в Сочи. Японская сторона по итогам переговоров анонсировала "новый подход" к решению проблемы мирного договора и план активизации экономического сотрудничества с Россией. Москва поддержала предложение Токио провести перекрестные годы России в Японии и Японии в России в 2018 г.

В условиях формирования после холодной войны новой конфигурации международных отношений, появилось осознание важности иметь в лице России серьезного партнера в мировых делах, в том числе в целях реализации стратегической внешнеполитической цели повышения роли Японии на международной арене, а также в интересах обеспечения стабильности и безопасности.

Стало очевидным, что в отличие от эпохи холодной войны, когда Япония воспринимала Советский Союз как угрозу своим национальным интересам, теперь оснований для подобных опасений не существует. С 1997 года из аналитических прогнозов Управления обороны Японии был снят тезис о «потенциальной угрозе со стороны России».

В японских деловых кругах по мере осуществления в России экономических реформ и становления рыночной экономики усиливалось внимание к новым перспективам японо-российского сотрудничества в экономической сфере.

Было признано нецелесообразным жестко ставить развитие с Россией в практических областях в зависимость от решения территориальной проблемы на японских условиях.

Россия в не меньшей степени, чем ее сосед - страна Восходящего солнца, заинтересована в том, чтобы иметь в лице Японии надежного, дружественно настроенного партнера. Это позволяет более успешно, с меньшими затратами решать проблемы обеспечения безопасности, стабильности, экономического и социального развития своих дальневосточных районов, более уверенно вести дело к активному подключению России к интеграционным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Успешно развивается взаимодействия двух стран на международной арене, поскольку позиции по многим актуальным проблемам мировой политики близки. Это касается ближневосточного урегулирования, иранской ядерной проблемы, ядерной проблемы на корейском полуострове» глобальных экономических проблем, разоруженческой тематики, признании сторонам центральной роли ООН в решении глобальных и региональных проблем современности.

Налажен устойчивый диалог между оборонными ведомствами, что было немыслимо в эпоху холодной войны. За короткий срок российско-японские контакты и обмены по военной линии, начав фактически с «нуля», достигли уровня, когда не вызывает сенсации участие военных кораблей военно-морских «сил самообороны» Японии в учениях Тихоокеанского флота России. Регулярно проводятся совместные учения по поиску и спасению на море с участием кораблей и авиации двух стран. В 1999 году между Министерством обороны России и Управлением обороны Японии был подписан Меморандум о развитии диалога и контактов, в котором закрепляется договоренность осуществлять интенсивные регулярные контакты на всех уровнях и в самых разных формах.

Поддерживаются устойчивые контакты между погранслужбой России и японским Управлением безопасности на море, включая взаимодействие в преследовании браконьерских судов и судов-нарушителей. Налажены обмены между правоохранительными и таможенными службами.

Россия и Япония стали союзниками-партнерами по антитеррористической коалиции. В соответствии с совместным заявлением по борьбе с терроризмом проводятся соответствующие двусторонние консультации, осуществляется совместное противодействие наркоугрозе, исходящей из Афганистана.

По мере выхода японской экономики из рецессии и в связи с энергичным экономическим ростом России на рекордные показатели вышла двусторонняя торговля. С 2003 года товарооборот вырос в 5 раз и в 2007 году составил 20 млрд.долл. - прирост по сравнению с 2006 годом - 65%. На. конец 2007 г. объем накопленных японских инвестиций в России превысил 3 млрд.долл. Прямые японские инвестиции в российскую экономику достигли 323 млн.долл.

На российском рынке приступили к работе крупнейшие японские кредитно-финансовые учреждения; банки «Токио-Мицубиси - ЮЭФ Джей», «Мидзухо», инвестиционные компании «Номура секэн» и «Дайва секэн».

В декабре 2007 года под Санкт-Петербургом начал выпуск автомобилей модели «Камри» автозавод компании «Тоета». Идет строительство автозаводов фирмами «Нисан», «Судзуки», «Исудзу». Планируют организовать производство в России компании «Мицубиси моторе» и «Комацу». Российские компании Транстелеком и Ростелеком совместно с японскими фирмами «Энтити» и «Кэй Ди Ди Ай» реализуют совместные проекты по расширению информационных потоков через территорию России в Европу.

Осуществляется взаимодействие в реализации нефтегазовых сахалинских проектов. В 2006 г. начались поставки нефти с Сахалина в Японию, которые в2007 г. составили 6,8 млн.тонн на сумму в 3,7 млрд.долл. Японские компании проявляют интерес к подключению к реализации второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Летом 2007 года японское правительство выступило с инициативой по налаживанию японо-российского взаимодействия в регионах российского Дальнего Востока и Восточной Сибири по восьми направлением: энергетика, транспорт, связь, охрана окружающей среды, здравоохранение и медицина, совершенствование торгово-инвестиционного климата, развитие межрегиональных обменов. Налаживание такого взаимодействия может внести существенный вклад в реализацию принятой в августе 2007 года Правительством России Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

Многократно возросли контакты и объемы между общественностью двух стран. На регулярной основе проводятся масштабные фестивали культуры - японской в России и российской в Японии.

Вместе с тем было бы неоправданным не видеть и те объективные и субъективные проблемы, которые сдерживают и даже тормозят поступательное движение.

Хотя цифры товарооборота впечатляют, с соседним Китаем Япония торгует в 10 раз больше - на 238 млрд.долл. в год. Столь же велика и разница в отношениях японских инвестиций в китайскую и российскую экономики, В общем объеме иностранных инвестиций в российскую экономику на японские приходится всего 1,4%.

Со времен Советского Союза не меняется товарная структура российского экспорта в Японию. Как и прежде в нем доминируют цветные и драгоценные металлы, морепродукты, минеральное топливо, лесоматериалы.

В импорте из Японии, которые почти в 2 раза в стоимостном выражении превосходит экспорт, преобладает машинно-техническая продукция - автомобили, дорожно-строительная техника, электробытовые товары, средства связи.

Для Японии Россия - малозначимый экономический партнер. Российская доля в товарообороте Японии не достигает и 1%. Японские деловые круги все еще проявляют немного интереса к работе на российском рынке, специфика которого скорее настораживает, чем привлекает японских бизнесменов.

В свою очередь в России ограничен круг предпринимателей, готовых работать на сложном японском рынке. Нет у них соответствующих навыков, знаний, а главное - терпения, так как для продвижения иностранных товаров в Японию требуются годы настойчивых усилий.

Нередко от японских представителей можно услышать тезис о том, что хотя теперь «нерешенность территориального вопроса не является главным сдерживающим фактором, но все же побуждает японские деловые круги принимать во внимание это обстоятельство».

Аргумент не нов, но не очень убедителен. В 70-е годы прошлого века, когда Советский Союз не признавал наличие в двусторонних отношениях территориальной проблемы, советско-японская торговля бурно росла, и были реализованы крупнейшие экономические проекты, в том числе по освоению ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

В Японии по-прежнему сохраняется настороженное, а порой и критическое отношение к России, далеко не преодолено восприятие России на основе стереотипов эпохи холодной войны. Потому считается преждевременным идти на более глубокое политическое и торгово-экономическое взаимодействие с Москвой с тем, чтобы не попасть в зависимость от России в сфере, например, поставок энергоносителей.

В этой связи наличие территориальной проблемы как нельзя кстати. Это своего рода «регулятор» двусторонних отношений. В период, когда интересы Японии диктуют потребность улучшения отношений с Россией, этот регулятор можно ослабить или на время отложить в сторону. Когда же возникает намерение занять более жесткий курс на российском направлений, то объяснение тому долго искать не придется - территориальная проблема.

Проблема территориального размежевания между Россией и Японией имеет длительную историю обсуждение которой, однако, не в состоянии вывести на вариант ее урегулирования.

В 1956 году не удалось зафиксировать границу между Россией и Японией в международно-правовом плане. Вместе с тем в статье 9 Декларации Советский Союз согласился на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что их фактическое передача Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией. россия япония отношения декларация

Советские руководители в последствии не признавали обязательства, зафиксированные в девятой статье. До 2001 года не делало этого и российское руководство. В Иркутском заявлении (25 марта 2001 года) президента В.Путина и премьера Е.Мори зафиксирована договоренность вести переговоры о заключении мирного договора на основе, в том числе и Декларации 1956 года. Это был совершенно логичный, но потребовавший от российского руководства немалого политического мужества шаг - готовность вести переговоры на основе «территориальной статьи» Декларации. Россия - продолжатель Советского Союза, а среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 года.

Однако, если до этого шага российской стороны, японская сторона настойчиво настаивала на признании Москвой действенности девятой статьи, то когда это свершилось, последовали заявления - «этого недостаточно, т.к. Япония будет обсуждать судьбу островов Хабомаи и Шикотан только в едином пакете с островами Кунашир и Итуруп».

«При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».

Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом -– Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.

Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование потенциала российско-японского экономического для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.

Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию.

Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.

Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.

В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.

Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.

Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско-японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении партнерства.

В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений – взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации

Диалог между Президентом России и премьер-министром Японии был продолжен в апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по дальнейшему продвижению двусторонних отношений.

В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя правительства России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд договоренностей в сфере экономики.

Активно развивающиеся российско-японские отношения во второй половине 90-х годов создали предпосылки для повышения их уровня. Эта цель была поставлена в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года Президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути в ходе визита последнего в Москву. Констатировав, что двусторонние отношения занимают одно из важнейших мест во внешней политика России и Японии, лидеры двух стран провозгласили в качестве главнейшей задачи установление партнерства на базе принципов доверия, взаимной выгоды, долгосрочной перспективы и тесного экономического сотрудничества.

1999 год для российско-японских отношений прошел под знаком последовательной реализации поставленной на высшем уровне задачи строительства партнерских отношений. Российско-японские отношения продвигались вперед в ключе общего понимания, что созидательное партнерство предполагает широкое, активное развитие всего комплекса двусторонних связей и сотрудничества в сочетании с продолжением конструктивного решения проблемы пограничного размежевания.

В середине феврали 2000 года министр иностранных дел России И. С. Иванов посетил Японию с официальным визитом. Состоялась встреча И. С. Иванова с премьер-министром Японии К. Обути, которому было передано личное послание В. В. Путина. Были проведены переговоры между И.С. Ивановым и министром иностранных дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили о неизменности курса на развитие отношений с Россией.

Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем направлениям.

3 – 5 сентября 2000 года состоялся официальный визит Президента России В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина с И. Мори были сфокусированы на таких ключевых аспектах, как стратегическое сотрудничество в мировых делах, развитие двусторонних торгово-экономических связей и проблема мирного договора, причем по каждому из этих аспектов был достигнут определенный прогресс. Впервые в истории двусторонних отношений Президент России и премьер-министр Японии подписали Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в международных делах. Здесь стороны не просто суммируют совпадающие или близкие подходы, но идут дальше, к реальной взаимной поддержке.

Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.

Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско-японских отношений на более высокий уровень.

Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.

В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.

Президент России подтвердил глубокую заинтересованность российской стороны в активизации экономического сотрудничества с Японией и предложил ряд новых крупных идей, реализация которых давала бы большие выгоды России и Японии, кардинально расширяла бы масштабы их экономического сотрудничества. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия – Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония – Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.

Проблема Южных Курил одна из ключевых во взаимоотношениях России и Японии.

После поражения России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому мирному договору, навязанному России прежде всего США и Англией, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина острова Сахалин отошли к Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской армии в Маньчжурии, японских гарнизонов на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи они вновь перешли под юрисдикцию России. В апреле 1945 года был принят Устав ООН, который предписывал коллективные меры против любого агрессора (ст. № 107 Устава ООН). Он допускал изъятие территорий государств, воевавших против союзников. В случае противоречий между действовавшими договорами и Уставом ООН преимущественную силу имел Устав ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. Отсюда можно сделать вывод, что притязания Японии на «северные территории» не имеют под собой юридической силы.

Проблема Южных Курил или так называемых «северных территорий» неразрывно связана с проблемой заключения мирного договора между Россией и Японией.

Первый шаг на пути решения проблемы мирного договора и территориального размежевания стран был сделан в ходе визита Президента России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В Токийской декларации, подписанной в ходе визита, были впервые сформулированы основные принципы дальнейших переговоров по заключению мирного договора: «Президент Российской Федерации и премьер-министр Японии, придерживаясь общего понимания о необходимости преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого, провели серьезные переговоры по вопросу о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются в том, что следует продолжать переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса, исходя из исторических и юридических фактов, а также принципов законности и справедливости, и таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения. В этой связи правительство Российской Федерации и правительство Японии подтверждают, что российская Федерация является государством – продолжателем СССР и что все договоры и другие договоренности между Советским Союзом и Японией продолжают применяться в отношениях между российской Федерацией и Японией».

Значительное внимание проблеме мирного договора было уделено на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске (1 – 2 ноября 1997 года). Руководители стран отметили необходимость заключения мирного договора между странами и договорились приложить все усилия для того, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации.

Новое измерение переговоры по мирному договору получили на встрече Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. Президент России и премьер-министр Японии дали указание ускорить переговорный процесс. При этом с японской стороны было выдвинуто конкретное предложение по пограничному размежеванию, идущее в русле японской официальной позиции. Российская сторона зарезервировала за собой право дать ответ на это предложение в ходе следующей встречи на высшем уровне.

Серьезное внимание проблеме мирного договора было уделено в Московской декларации об установлении созидательного партнерства, подписанной 13 ноября 1998 года президентом России Б. Н. Ельциным и премьер-министром Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем уровне в Москве Президент России передал премьер-министру Японии ответ на каванское предложение японской стороны. Ответ открыл возможность для продолжения работы по поиску взаимоприемлемого решения проблемы пограничного размежевания в обстановке всестороннего сближения России и Японии, включая углубление связей и контактов в районе Южных Курил. С учетом этого Президент России и премьер-министр Японии зафиксировали в Московской декларации указание правительствам двух стран активизировать переговоры о заключении мирного договора. Было поручено создать подкомиссии по пограничному размежеванию и по совместной хозяйственной деятельности на островах в рамках возглавляемой министрами иностранных дел совместной комиссии по вопросам заключения мирного договора.

Переговоры по мирному договору, включая аспект пограничного размежевания, продолжались в 1999 году (в феврале – в Токио и в мае - в Москве). Российская сторона руководствовалась на переговорах своей принципиальной позицией, состоящей в том, что решение проблемы пограничного размежевания с Японией должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и территориальной целостности России, пользоваться пониманием и поддержкой общественности обеих стран и быть одобренным законодательными органами России и Японии. При этом российская сторона выразила мнение о том, что речь должна идти не просто о мирном договоре, а о более широком, отвечающем современным реалиям документе – Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве. Российская сторона предлагала обозначить в Договоре о мире, дружбе и сотрудничестве принципиальную направленность дальнейшей совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания (значительная активизация контактов в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее сближение двух стран), а непосредственно саму линию границы между Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем, когда будет выработана устраивающая обе стороны формула урегулирования территориальной проблемы.

Можно сказать, что в 90-х годах Южные Курильские острова постепенно становились районом российско-японского взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества. Подобное изменение можно считать одним из самых значительных политических достижений в отношениях России и Японии последнего времени.

Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.

Может сложиться впечатление, что поскольку по вопросу о принадлежности островов каждая из сторон осталась на своей позиции, продвижения в вопросе о мирном договоре нет, и переговоры зашли в тупик. И все же правильнее будет говорить о том, что, не смотря на реально существующие различия в подходах к вопросу о суверенитете над Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации удалось избежать. Дело в том, что стороны рассматривали территориальный вопрос с широких позиций, руководствуясь пониманием стратегической и геополитической важности российско-японских отношений. В результате было подписано Заявление Президента России и премьер-министра Японии по проблеме мирного договора, которое создало прочную базу для дальнейшей совместной работы над проблемой мирного договора и Южных Курил.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем проблема мирного договора будет благополучно разрешена с учетом того, что: «При всей заинтересованности России в окончательном урегулировании взаимоотношений с Японией и подписании мирного договора недопустимо, чтобы страна, являющаяся продолжателем государства победителя в мировой войне при заключении мирного договора с побежденной понесла территориальные потери».

Если хороша -- одной мало, а если плоха -- и двух хватит

Первый мужчина и первая женщина, в понимании японцев, -- это бог Идаанами и богиня Идзанами. Hеизвестно, каким образом они появились на свет. Зато известен последовавший за этим трогательный диалог. Идзананги: "Как устроено твое тело?" Идзанами: "Мое тело росло-росло, но есть место, что так и не выросло". Идзананги: "Мое тело росло-росло, но есть место, что слишком выросло. Потому, думаю я, то место у меня на теле, что слишком выросло, вставить в место, что у тебя на теле не выросло, и родить страну. Hу как, родим?" Идзанами: "Это будет хорошо". Так появились острова Японского архипелага.

Интересно, что землю созидает не единый Творец (как в христианской традиции), а два божества, причем их соединение не воспринимается как нечто греховное. Поэтому-то и вся дальнейшая история отношения мужчины и женщины не носит в Японии налета ханжества, а религия японцев -- синтоизм -- никогда не знала института монашества.

Сами отношения между мужчиной и женщиной определялись особым кодексом поведения. Прослышав, что в какой-то семье есть девушка, пригожая собой и искусная в сочинительстве стихов, мужчина направлял ей послание, в котором непременно должны были содержаться стихи. В них высказывалась похвала ее красоте, а также нетерпение по поводу предстоящего свидания. Девушка обычно отвечала, что не верит в искренность своего корреспондента, известного своей ветренностью. Выдержав отвечающий приличиям срок томления, она, наконец, соглашалась на свидание, которое происходило весьма своеобразно: мужчина и женщина беседовали, разделенные занавеской, отгораживающей внутренние покои женщины.

Так что ни о какой "любви с первого взгляда" не могло быть и речи. Зато влюбиться можно было "с первого слова" -- лишь заслышав голос. После того, как участники свидания удостоверялись в обоюдной приязни, мужчина проводил ночь в доме своей избранницы, и рано утром возвращался домой, непременно оставляя поэтическое послание. Если ожидания не бывали обмануты, то он приходил во второй и в третий раз. А несколькими днями позже в доме невесты устраивалась трапеза, во время которой родители невесты впервые видели жениха. После этого брак считался заключенным, и муж получал право не возвращаться к себе утром.

Среди хэйанских аристократов ветренных мужчин было немало, и многие из них покидали жену (никакого бракоразводного процесса предусмотрено не было), не прожив с ней и месяца. Во время редких визитов зятя родители жены спали, держа в руках его обувь, -- с помощью этого магического средства они пытались удержать мужа дочери.

Многоженство было вполне узаконено. Hо это совсем не походило на ближневосточный или древнекитайский гарем с женскими дрязгами, когда дамы содержались вместе под присмотром всемогущего евнуха. Каждая из жен (или любовниц) японца жила в своем доме. Муж посещал их только ночами, причем женщины совсем не обязательно знали о существовании друг друга. Аристократы шутили, что как бы хороша ни была жена, одной явно мало, ну а если плоха, то и двух хватит. Женщины, впрочем, тоже обладали большой свободой выбора. А иначе к кому тогда могли совершать ночами путешествия мужчины?

Дело, однако, меняется с приходом к власти воинского сословия -- самураев. Теперь женщина рассматривается в двух ипостасях: как объект сексуального наслаждения (возникают публичные дома) и как лоно, необходимое для продолжения рода. Вырабатывается и весьма строгий кодекс поведения женщины, которой настойчиво рекомендуется не терять над собой контроль даже во сне: надо спать лежа на спине со сложенными вместе ногами и вытянутыми вдоль тела руками.

Этикетность женского поведения не исчезла еще и в наши дни. Hа европейца, воспитанного на превратно понятых идеях равенства полов, в результате которого женщина становится похожа на мужчину (короткая стрижка, брюки), а мужчина -- на женщину (длинная прическа, серьги), японка производит самое благоприятное впечатление. Один восторженный путешественник как-то заметил: "Соедините воедино светлый взгляд сестры милосердия и сердце неиспорченного ребенка -- и вы получите представление о японской женщине!"

Японская женщина при разговоре с мужчиной всегда должна приветливо улыбаться. Порой, правда, это приводит к досадному непониманию. Hапример, когда я впервые очутился в Японии, моя добрая приятельница-японка стала рассказывать однажды об обстоятельствах гибели ее брата, попавшего в автомобильную катастрофу. При этом она мило улыбалась. Я воспринял это за душевную черствость, и только потом понял, что правила приличия обязывают ее демонстрировать улыбку при любых обстоятельствах.

Интересна статистика межнациональных браков: европейцы с удовольствием берут в жены воспитанных, улыбчивых, обученных ведению домашнего хозяйства и редко перечащих мужу японок. Да и те, следует заметить, не обласканные в родной стране какими-либо знаками внимания (вроде "Lady"s first" у дверей или же заботой о женском оргазме в постели), с удовольствием откликаются на предложение. Сам я неоднократно наблюдал, как какой-нибудь японский юноша, пригласивший девушку в кафе, развалившись в кресле, перелистывает журнальчик, в то время как она напряженно ждет от него хоть единого слова. В результате она слышит только одно: "Hу что, пошли отсюда?"

В то же время белые женщины редко отваживаются на мужа-японца. Здесь играет роль и высокомерное отношение к женщине, и медицински доказанная ослабленная (по сравнению с европейцами) потенция японских мужчин. Одна российская "ночная бабочка" рассказывала, что в ее кругу японцев ласково именуют "котятками" -- за необременительность.

Hо все-таки, разумеется, большинство японских женщин имеет дело с японскими же мужчинами. Где же, собственно говоря, это дело можно иметь (я имею ввиду время до заключения брака)? Японские дома тесны, семейные нравы по-прежнему строги. Hо в стране действует чрезвычайно разветвленная сеть "любовных отелей" (love hotel -- "рабу хотэру"), комнату в которых можно снять и на два часа, и на три, и на ночь. Хозяева не требуют удостоверения личности и, более того, заботливо следят за тем, чтобы клиенты выходили из своих аппартаментов в коридор в разное время, чтобы не смущались при виде друг друга. Посещение таких заведений не считается чем-то предосудительным. Юноша с девушкой, решившие, что создание семьи им пока не под силу, могут пользоваться услугами "рабу хотэру" годами.

Для любителей же менее серьезных отношений существуют другие заведения -- бани, "салоны красоты", сомнительные ночные клубы. Действуют они вполне открыто, хотя официально проституция запрещена. Было бы смешно думать, что вездесущая японская полиция не знает об их существовании, но многовековая традиция "веселых кварталов" дает о себе знать и сегодня. А общественное мнение не драматизирует существующее положение, справедливо полагая, что природу победить нельзя.

Даже на уровне языка в этой стране существует различие в названии мужа и жены. Считается, что японский мужчина живет вовне дома, а женщина - в доме, что отражено во фразах «мужчина вовне, женщина внутри». Но в последние годы отношения между мужчиной и женщиной у японцев претерпели серьезные изменения.

Как было раньше

Начиная с древних времен, мужчине в Японии предписывалось больше социальных функций, чем женщине. Японский мужчина вовлечен в огромный социум - в профессиональные группы, в кланы, в которых он добивается лучшего места в иерархии. Место женщины - в доме. Но такой расклад вещей вовсе не означал патриархат, распространенный, например, в Китае. Во многих семьях наследование имущества шло по женской линии. И если мужчина был главным в городе, регионе или хотя бы на предприятии, то женщина была главной в доме.

Между мужчиной и женщиной в Японии долгие столетия было четкое разделение сфер влияния. Он - хозяин в мире, она - хозяйка в доме. Ни о каком разделении ответственности за сферы друг друга не было и речи. Жена не имела право вмешиваться в дела супруга, а муж почти не имел права голоса в доме и даже в распределении финансов. И тем более мужчине не подобало заниматься домашними делами - убираться, готовить или стирать.

Брак в Японии издавна делился на два типа - договорной брак и брак по любви. Первый брак заключали родственники новобрачных, второй брак мог иметь место только в том случае, если мужчина и женщина категорически отказывались принять выбор родителей. Вплоть до 1950-х годов договорных браков в Японии было больше, чем браков по любви, примерно в три раза.

Как стало сейчас

Процессы активного вовлечения женщины в общественную жизнь затронули и Японию. Только развитие равенства между полами имеет весьма оригинальный сценарий, довольно не похожий на европейский.

В большей степени это развитие затронуло семью и брак, сферу личных отношений. Область карьеры претерпевает гораздо более медленные изменения.

Женщина получила возможность работать и достигать видных позиций в компаниях. Однако для того, чтобы построить карьеру, японке все еще требуется намного больше усилий, чем японцу. Например, отсутствует система социальных гарантий для женщин во время беременности и после родов. Декретный отпуск способен серьезно повредить женской карьере, и ее никогда не примут после длительного перерыва на ту же должность. Родив ребенка, женщина должна будет начинать карьеру почти с нуля, даже если она будет делать это в рамках той же самой компании.

Эта социальная несправедливость привела к существенному росту осознанного одиночества. Не только в Европе и России люди стали избегать официального брака и предпочитать жить без партнера. Новым отношениям между мужчиной и женщиной в Японии присуща та же черта: стремление к одиночеству и холостому образу жизни. Мужчинам не интересно стало заключать брак с карьеристкой, ведь они не могут заниматься домом. А женщине не хочется обещать мужчине уход за домом и ребенком, если она не уверена, что хочет бросить ради этого успешно построенную карьеру.

Зато получив относительную независимость от мнения рода, японцы и японки стали чаще жениться по любви. С 1950-х годов количество браков по любви существенно увеличилось, и в 1990-х годах их было уже в пять раз больше, чем договорных. При рассмотрении вопроса о договорном браке родственники и родители жениха и невесты стали больше внимания обращать на мнения потенциальных супругов. Если мужчина и женщина категорически не нравятся друг другу, или кто-то из них влюблен в другого, такой брак уже не заключается, и они имеют право выбирать, с кем им строить семью.

Если и дальше взгляды на отношения между мужчиной и женщиной будут меняться от традиционных к либеральным, то Японию ждет все то же самое, что уже есть в Европе и США. Возраст вступления в брак увеличится, количество детей в семье уменьшится, рождаемость сократится. Ведь прежде чем решиться на брак, многие женщины будут стараться построить карьеру и обеспечить себе будущее.

И все-таки у Японии есть свой особый колорит и своя культура, которая может повлиять на то, какими будут отношения между мужчиной и женщиной в будущем. Например, трудно представить, чтобы в этой стране стала популярной эгалитарная семья, как это имеет место быть в Европе. Эгалитарная семья - это такая, в которой нет четкого разделения функций между мужчиной и женщиной. Женщина может зарабатывать на жизнь, пока мужчина занимается домом и детьми, потом они меняются ролями. Лидерство на кухне, в постели или в обеспечении семьи переходит то от мужа к жене, то обратно. Вероятнее всего, в Японии сохранится тот расклад, который есть сейчас в семьях, где работают оба супруга. Жена будет кроме работы заниматься домом, а мужчина так и останется «крупным мусором в доме», как обозначает его один из иероглифов, намекая на то, что в доме мужчина ничего не должен делать, мешаясь и путаясь под ногами суетящейся жены.