Казанские татары. Происхождение казанских татар

Результатом исследования, которое в течение нескольких лет проводила группа учёных-генетиков, стало подтверждение того, что у казанских, крымских и сибирских татар нет общих предков. Такой вывод был сделан на основании изучения ДНК не родственных друг другу мужчин, считавших себя татарами в нескольких поколениях.

Крымские татары

После завоевания Крыма, Чингисхан оставил в своём новом Крымском улусе неженатых татар-воинов, которые в течение одного поколения ассимилировались с местным населением, образовав новый этнос –крымские татары. Во времена переселения тюркских кочевников, население полуострова отличалось национальным многообразием.

Крым населяли половцы, аланы и греки. С разрешения ордынских ханов на побережье выросли торговые города, в которых обосновались итальянские и армянские купцы, а в дальнейшем и турки. Стоит отметить, что крымско-татарская культура и язык унаследовали половецкие черты.
В 1436 году (по датировке Гумилёва) потомок Чингисхана - Хаджи-Гирей, узурпировав власть, основал суверенное Крымское ханство, вышедшее из под власти Золотой Орды. Но не прошло и полвека, как оно потеряло свою независимость, попав под многолетнее влияние могущественной Турции, после нападения турецкого флота в 1475 году.

Под давлением Турции был заключён договор, по которому крымский хан стал вассалом султана, с обязательством своими войсками оказывать поддержку Османской империи во всех её военных действиях.

При этом турки пошли на компромисс, согласившись на условие хана, согласно которому власть могла переходить только потомкам Хаджи-Гирея, и первым из них стал его сын Менгли-Гирей. Это была не единственная уступка со стороны Турции. Так, под влиянием Крымского ханства находились степи Северного Причерноморья и Северного Кавказа, а также в её казну поступали доходы от Молдавии.

В 1480 году совместными усилиями великого князя московского Ивана III и Менгли-Гирея была одержана победа над Большой Ордой. После чего, чингизиды возглавили новые ханства.

Казанские татары

В 1438 году, свергнутый своим родственником Киши-Махметом, хан Улу-Мухамед был вынужден переместиться в Булгарский улус, в дальнейшем преобразовав его в Казанское ханство. Ему не пришлось «с нуля» осваивать выбранную территорию. Часть её с давних времён принадлежала Волжской Булгарии. Волжские булгары представляли собой домонгольское тюркское и финно-угорское население. Так, потомки волжских булгар и золотоордынцев стали основным жителями Казанского ханства.

В начале XV века Иван III освободил от монголов и Булгарский улус, который потом стал Московским протекторатом. Влиятельное Московское государство самостоятельно назначало ханов - угодных ему татарских аристократов.

В 1518 году Москва поставила на трон касимовского хана Шах-Али. Будучи крещённым, он не устраивал казанцев-булгар, которые свергли его в 1521 году, поставив на престол хана из крымских Гиреев.

Именно тогда крымские татары стали именовать булгар татарами казанскими, а чувашей - татарами горными. Усиление турецкого влияния через ставленников Крымского ханства привело к конфронтации с Московским государством. В 1552 году Ивану IV удалось вернуть Казань и титул своего деда Ивана III «Князь Болгарский».

Вплоть до XIX столетия коренные жители предпочитали называть себя «болгарлы»(булгары), «казанлы»(казанцы) или «мослеман» (мусульмане). Уже в XX веке слово «татары» окончательно закрепилось за названием этого народа.

Сибирские татары

В XIII веке в состав Золотой Орды входило и место проживания сибирских татар. В XIV столетии было образовано Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень).

На рубеже XV-XVI веков, отколовшись от Золотой Орды, на территории сибирской окраины возникло Сибирское ханство. Сегодня руины его столицы Искер находятся недалеко от Тобольска. Несмотря на то, что его правители самостоятельно осуществляли правление, они формально были подчинены узбекским ханам.
Сибирское ханство населяли родственные половцам местные тюркские племена, которых русские именовали сибирскими татарами. В конце XVI века Сибирское государство было присоединено к Российскому государству.

Как народ крымские татары в XIII-XVII вв. оформились на территории Крыма и в Северном Причерноморье. Основой их этноса были поселившиеся здесь племена тюрков, а также половцев, печенегов, гуннов и хазар. Крымские татары — потомки племен тюркоязычного происхождения , которые жили на востоке Европы до того, как туда вторглись монгольские орды. Крымских татар вместе с крымчаками и караимами их относят к коренному населению полуострова. Порядка четверти миллиона крымских татар проживают непосредственно на полуострове. Они живут также в Узбекистане, Румынии, Болгарии, причерноморских районах России и Украины. Считается, что их сотни тысяч в Турции.

Однако большинство турецких крымских татар относят себя к туркам крымского происхождения. Крымские татары разговаривают на относящемся к тюркской группе крымскотатарском языке . Он родственный с татарским, однако, они не понимают большинство татарских слов и выражений, фонетика крымскотатарского языка заметно отличается от татарского. По вероисповеданию крымские татары в своем большинстве являются мусульманами.

У крымскотатарского народа богатая и порой трагическая история. В XIII веке Крым был завоеван монголами. Через двести лет было создано независимое Крымское ханство, которое после захвата полуострова Османской империей стало ее вассалом. До XVIII оно активно воевало с Русским государством и Польшей.

В 1783 году Россия победила турков и забрала Крым. Духовенство крымских татар и местные феодалы были приравнены к российской аристократии и сохранили все свои права. Однако притеснения российских чиновников и помещиков вынудило многих крымских татар массово эмигрировать в Турцию.

Интенсивное освоение полуострова в XIX веке привело к вытеснению крымских татар за счет переселенцев из российских губерний. В 1917 году была предпринята попытка создания крымскотатарского государства. Через четыре года в составе РСФСР была создана Крымская АССР. В 1937 г. большая часть интеллигенции крымских татар была репрессирована. Крымские татары принимали активное участие в борьбе с гитлеровскими войсками во время войны. Многие из них удостоены боевых наград.

Однако после изгнания нацистских войск из Крыма они были обвинены в сотрудничестве с оккупантами. В мае-июне 1944 года большинство крымских татар с семьями были депортированы с родных мест в Узбекистан и другие регионы страны. Находившихся на фронте в том же году демобилизовали из армии и направили в места поселения родственников. Крымские татары, в отличие от других депортированных народов, только в 1989 году получили право вернуться на родину.

Казанские татары вчера и сегодня

Татарский народ состоит преимущественно из казанских татар. В свою очередь их этнической основой считаются такие древние тюркские народы как булгары и половцы. Формирование казанских татар происходило в средние века. В этот период они уже представляли собой многочисленный народ с развитой экономикой и культурой. Занимались преимущественно сельским хозяйством, деревообрабатывающим и кожевенным ремеслами, изготовлением ювелирных украшений. Различные ремесленно-кустарные производства формировали материальную культуру татар, на которую оказывали влияние среднеазиатские народы, а с конца XVI века и русская культура.

Сегодня половину населения входящей в состав Российской Федерации. республики Татарстан составляют современные казанские татары. Их столица – миллионный город Казань. Главой татарского государства является Президент. Законодательную и контрольную власть осуществляет Государственный Совет, исполнительную – Кабинет министров. Наряду с русским, государственным языком Татарстана является татарский язык. В Татарстане проживает свыше 3, 8 млн. человек .

Являясь одним из самых экономически развитых российских регионов, он занимает ведущие позиции в производстве полиэтилена, синтетических каучуков и шин, грузовых автомобилей, синтетических моющих средств и нефти. По объемам сельхозпродукции занимает третье место в РФ. Развивается культура, образование и наука. Татарстан располагает большими запасами природных ресурсов, главным из которых является нефть. Здесь также добывают также уголь, нерудные материалы. Имеются перспективные запасы других ископаемых. В республике огромные запасы воды.

Согласно своей Конституции Татарстан является светским государством. Из религий в нем наиболее распространены ислам и православие.

В чем разница

Крымские и казанские татары, являясь родственными народами, имеют заметные различия.

  1. Крымские татары, являясь коренным народом Крымского полуострова, собственной государственности не имеют.
  2. Казанские татары составляют половину населения Республики Татарстан со своей конституцией, законодательной, исполнительной и судебной властью.
  3. Крымские татары были относительно самостоятельны до второй половины XVIII века, находясь в зависимости от турков. Казанские татары с XVI века были в политической зависимости от России.
  4. В Крыму проживает порядка 230-270 тысяч крымских татар. Около 2 млн. казанских татар живут в республике Татарстан.
  5. В создании этносов крымских и казанских татар участвовали разные народы. У крымских татар это были преимущественно европейцы (киммерийцы, греки, римляне, гунны, итальянцы, славяне и пр.) У казанских татар – народы, пришедшие с востока (волжские булгары, предки марийцев, мордвы, удмуртов, славян.
  6. Крымскотатарский язык заметно отличается от татарского, в первую очередь интонацией и фонетикой. Многие слова и выражения татарского языка крымские татары не понимают.

Характеризуя основной национальный состав [Казанского] ханства, «Казанский летописец» XVI в. отмечает, что «две бо черемисы бе в Казанской области, а языка их три, четвертый язык варварьский, той владеяше ими».

Из источников видно, что на территории Казанского ханства проживали чуваши, мари, вотяки, предки современных удмуртов и казанские татары. Кроме этих народов, на землях, подвластных ханству, проживала часть башкир и небольшая группа остяков («иштяк»). Казанские татары, составлявшие основное население ханства, сложились на базе тюркоязычного населения Волжской Булгарии. Какого-либо нового населения, компактно проникшего в Среднее Поволжье в период образования Казанского ханства, не было.

Пришедший в 1445 г. в Казань вместе с Улу-Мухаммедом небольшой военный отряд в 3000 человек, вероятно, в основном состоял из ордынских феодалов, которые, будучи по языку близкими к местному населению, быстро растворились в этой среде. Феодальная верхушка Казанского ханства, продолжая золотоордынскую политику в отношении Руси и местных народов Волго-Камья, стремилась навязать народу края название, свойственное для населения Золотой Орды, – «татары». Коренное население страны сопротивлялось этому чуждому для него имени и предпочитало себя называть булгарами или казанцами. Лишь после падения Казанского ханства, в XVII-XVIII вв., окончательно утверждается за местным тюркоязычным населением этноним «татары». Казанские татары сформировались как народность на базе коренного тюркоязычного населения, проникшего в Волго-Камье еще в 1 тысячелетии н. э. и здесь постепенно обогащавшегося в период Волжской Булгарии и Казанского ханства за счет новых тюркоязычных включений.

В XV– XVI вв., то есть в эпоху Казанского ханства, сложились необходимые условия для этнической консолидации казанских татар – усилились территориальные и экономические связи, укрепилось национальное самосознание народа. Большинство современных татарских деревень, особенно в Предкамье и Заказанье, возникло, очевидно, в период Казанского ханства, а многие из них продолжали сохраняться на местах поселений Волжской Булгарии. Археологами на месте современных сел Большая Елга, Ходяшево, Нырсы и др. зафиксированы остатки булгарских поселков. На кладбищах многих татарских деревень сохраняются надгробные камни XIV-XVI веков.

«История Татарской АССР», Таткнигоиздат, 1968.

Были монголы – стали татары

В средневековой и современной исторической литературе широкое распространение получили интегрированные термины «монголо-татарская эпоха», «монголо-татары» и т. п. Более того, нередко этноним «монголы» заменялся средневековыми авторами на имя «татары». В китайской политической и историографической традиции начиная с сунского времени решительно преобладало наименование монголов татарами. Почему же монголы Темучина, разгромившие татар, стали именоваться именем покоренного народа? Свое объяснение дает арабский средневековый историк Рашид-ад-Дин: «Их имя издревле было известно в мире. От них отделились и многочисленные ветви... Если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих... не были бы в состоянии противостоять им. <...> Из-за [их] чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при различии их разрядов и названий, стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Какова же история этого древне-монгольского народа?

Впервые упоминает татар под именем отуз-татары (30 татар) самая крупная из известных рунических надписей – памятник в честь Кюль-Тегина (732 г.). Они упоминаются в качестве врагов отца Кюль-Тегина, Ильтерес-кагана (ум. в 691 г.). Тогда татары поддержали токуз-огузов, воевавших с тюрками. В 723-724 гг. татары (токуз-татары) вместе с токуз-огузами восстают против Бильге-кагана. Вместе с огузскими племенами татары в конце 40-х годов VIII в. восстают против уйгурского кагана и терпят поражение. В составе Уйгурского каганата (744-840) татары были одним из вассальных племенных союзов; по словам китайского автора XII в. Ван Минцзи, тогда «татары были пастухами коров у уйгуров». Но уже в уйгурскую эпоху владения татар упоминаются не только в Восточной Монголии, но и в Западном крае, а в X в. весь Восточный Туркестан назван «страной тогузов и татар». В домонгольскую эпоху, во всяком случае в X – XII вв., этноним «татары» был хорошо известен не только в Срединной империи, но также в Средней Азии и Иране. Махмуд Кашгарский, компетентный источник XI в. Называет обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном «Татарской степью», – точно так же южнорусские и казахстанские степи именовались тогда мусульманскими авторами «Дашт-и Кипчак» («Кыпчакская степь»). Название «Татарская степь» хорошо согласуется с другими сведениями о расселении татар в IX-X вв. и объясняет, почему столетие спустя монголы, занявшие то же пространство, в тюркской мусульманской среде, как и в Китае, именовались татарами. Это тюркское обозначение монголов привилось не только в Средней Азии и на Ближнем Востоке, но и на Руси, и в Западной Европе, вопреки тому, что сами монголы себя татарами не называли. Центральноазиатские татары в значительной мере остаются загадкой. Если письменные источники сообщают нам сведения, хотя и достаточно скупые, об их племенном составе, ареале проживания, политическом устройстве и некоторых событиях истории, то археологически их материальная культура – пока белое, пятно, поскольку материалы раскопок (если они и велись на татарских могильниках) пока не получили широкого освещения в литературе. Тем не менее облик татар XII в., особенно их правящего слоя, можно представить, и даже вполне детально: дело в том, что до нас в немалом количестве дошли великолепные китайские изображения, очень реалистичные и подробные. Китайцы прекрасно знали татар, которые кочевали вдоль Великой китайской стены и были самыми близкими к Поднебесной обитателями Великой Степи.

«Атлас Татарстана. История. Культура. Этнос» (« Tartarica »). Раздел «Татары Великой Степи».

«Казанские истории», №10-14, 2005 год

/jdoc:include type="modules" name="position-6" /> /jdoc:include type="modules" name="position-15" />

И. Г. Максимов

I. Введение

О происхождении наших казанских татар существует ряд проти­воречивых теорий, из которых пока ни одна не может претендовать на достоверность. По первой из них, причем самой, видимо, старой, казанские татары являются потомками татаро-монголов, по другой - их предками являются волжско-камские булгары, по третьей – они потомки кипчаков из Золотой Орды, перекочевавших в Поволжье, а по четвертой, пока самой последней, кажется, – казанские татары суть потомки тюрко-язычных племен, появившихся в Поволжье и Приуралье в VII-VIII веках и образовавших в пределах Волжско-Камской Булгарии народность казанских татар. Автор этой последней гипотезы заведующий археологическим отделом Казанского института им. Г. Ибраги­мова А. Халиков, хотя обосновано и отклоняет первые три теории, но и про свою работу все же пишет, что она является лишь попыт­кой суммировать новые данные о происхождении татар Поволжья и положить начало дальнейшему исследованию в этой области. Нам ка­жется, что причиной таких затруднений при решении вопроса о про­исхождении казанских татар является то, что ищут их предков не там, где сейчас обитают их потомки, т.е. не в Татарской республике, а, кроме того, относят возникновение казанских татар не к той эпохе, когда это имело место, а во всех случаях к более древним временам.

II. Теория татаро-монгольского происхождения казанских татар

По этой теории казанские татары являются потомками татаро-монголов, покоривших в первой половине ХIII века многие страны и оставивших у русского народа печальную память о “татарском иге”. В этом же русские люди были уверены, когда московское войско шло в поход, закончившийся присоединением Казани к Москве в 1552 году. Вот что читаем в “Cказании князя Курбского о покорении Казани”: “И абие, за помощию Божьей, сопротив сопостатав возмогоша воинство христианское. И против яких сопостатов? Так великого и грозного Измаильтеского языка, от негож некогда и вселенная трепетала, и не только трепетала, но и опустошена была” , т.е. воинство христианское выступило против народа, перед которым трепетала вселенная и не только трепетала, но которым была и опустошена.

Эта теория, основанная лишь на одинаковости названия древ­него народа и современного, имела своих сторонников, но ее ошибочность полностью доказывают результаты разносторонних научных исследований, которые абсолютно не подтверждают какую-либо связь казанских татар с татаро-монголами. Эта гипотеза, возможио, кое-где еще сохраняется, как обывательская точка зрения лиц, кое-что знающих из литературы о “татарах” стародавних времен и которым также известно, что и теперь существуют, например, казанские татары.

III. Теория кипчако-половецкого происхождения казанских татар

Имеется группа советских ученых (М.Н.Тихомиров, М.Г.Сафаргалиев, Ш.Ф.Мухамедьяров), которые, исходя из того, что татар­ский язык входит в так называемую кипчакскую группу тюркских языков, считают казанских татар потомками кипчако-половецких племен, которые в ХIII и ХIV веках составляли основную массу насе­ления Золотой Орды. По мнению этих ученых, кипчакские племена после монгольского нашествия, особенно после распада Золотой Орды, переселялись на берега Камы и Волги, где с остатками Волжской Булгарии составили основу казанских татар.

Эта теория, исходя только из общности языка, опровергается археологическими и антропологическими материалами, которые не подтверждают каких-либо значительных изменений ни в культуре, ни в этническом составе населения Казанского ханства по сравне­нию с населением и культурой местного края золотоордынского периода.

IV . Теория происхождения казанских татар от волжско-камских булгар

Довольно продолжительное время шла полемика между сторонниками происхождения от волжско-камских булгар казанских татар или чувашей. Спор разрешился в пользу последних, и в отношении казанских татар этот вопрос теперь окончательно от­пал. При решении этого вопроса основную роль сыграло то обстоя­тельство, что татарский язык настолько отличается от древнебулгарского, что трудно отождествлять предков татар с волжско-камскими булгарами. В то же время, “если сравнить язык булгарских надгробий с нынешним чувашским наречием, то разница между обоими оказывается весьма несущественной”, или же: “памятники языка булгар ХIII века ближе всего объясня­ются из современного чувашского языка.”

V. «Археологическая» теория происхождения казанских татар

В весьма солидном труде по истории казанских татар читаем:“Основными предками татар Среднего Поволжья и Приуралья явились многочисленные кочевые и полукочевые, в большинстве тюрко-язычные племена, которые приблизительно с IV в. н.э. стали проникать с юго-востока и юга в лесостепную часть от Урала до верховь­ев реки Оки”... Согласно уточняющей приведенное положение теории, предло­женной заведующим сектором археологии Казанского института языка, литературы и истории Академии наук СССР А.Халиковым, предками современных казанских та­тар, а также башкир надо считать тюрко-язычные племена, вторгшие­ся в VI-VIII веках в Поволжье и Приуралье, говоривших на языке огузо-кипчакского типа.

По мнению автора, и основное население Волжской Булгарии еще в домонгольский период говорило, вероятно , на языке близком к кипчако-огузской группе тюркских языков, родственном языку татар Поволжья и башкир. Есть основание полагать, утверждает он, что в Волжской Булгарии, еще в домонгольский период, на основе слияния тюрко-язычных племен, ассимиляции ими части мест­ного финско-угорского населения шел процесс сложения этнокультурных компонентов поволжских татар. Автор заключает, что не будет большой ошибкой считать, что в этот период оформились основы языка, куль­туры и антропологического облика казанских татар, включая приня­тие ими в Х-ХI веках мусульманской религии.

Спасаясь от монгольского нашествия и набегов из Золотой Орды, эти предки казанских татар будто бы перебрались из Закамья и осе­ли на берегах Казанки и Меши. В период Казанского ханства окон­чательно оформляются из них основные группы поволжских татар: казанские татары и мишари, а после присоединения края к Русскому государству, в результате будто бы насильственной христианизации, часть татар выделяется в группу кряшен.

Рассмотрим слабые места этой теории. Есть точка зрения, что в Поволжье обитали тюрко-язычные племена с “татарским” и “чувашским” языком с незапамятных времен. Академик С.Е.Малов, например, говорит: “В настоящее время на терри­тории Поволжья живут два тюркских народа: чуваши и татары… Эти два языка очень разнородны и не схожи… несмотря на то, что эти языки одной тюркской системы… Я думаю, что эти две языковые стихии были здесь очень давно, за несколько столе­тий до новой эры и почти в таком именно виде, как теперь. Если бы теперешние татары встретили предполагаемого “древнего татарина”, жителя V века до н.э., то они вполне бы с ним объяснились. Точно так же и чуваши”.

Таким образом, не обязательно относить только к VI-VII векам появление в Поволжье тюркских племен кипчакской (татарской) языковой группы.

Будем считать бесспорно установленным булгаро-чувашское тож­дество и согласимся с мнением, что древние волжские булгары были известны под этим названием только у других народов, сами же называли себя чувашами. Таким образом, чувашский язык был языком булгар, языком не только разговорным, но и письменным, счетоводным. В подтверждение имеется и такое высказывание: “Чувашский язык есть чисто тюркское наречие, с примесью арабских, персидских и русских и почти без всякой примеси слов финских”, ...“в языке видно влияние образованных наций ”.

Итак, в древней Волжской Булгарии, просуществовавшей исто­рический отрезок времени, равный примерно пяти столетиям, госу­дарственным языком был чувашский, и основную часть населения сос­тавляли, скорее всего, предки современных чувашей, а не тюркско-язычные племена кипчакской языковой группы, как утверждает автор теории. Не было каких-либо объективных причин и к слиянию указанных племен в самобытную народность с признаками, характерными впоследствии для поволжских татар, т.е. к возникновению в те отдаленные времена будто бы их предков.

Благодаря многонациональности Булгарского государства и равенства всех племен перед властью, тюрко-язычные племена обеих языковых групп в этом случае должны были бы состоять в очень тесных взаимоотношениях друг с другом, учитывая очень большое сходство языков, а отсюда легкость общения. Скорее всего, должна была происходить в тех условиях ассимиляция племен кипчакской языковой группы в старо-чувашском народе, а не слияние их между собой и обособление как отдельной народности со специфичными признаками, причем в языковом, культурном и антропологическом смысле, совпадающими с признаками современных поволжских татар.

Теперь несколько слов о принятии будто бы далекими предками казанских татар в Х-ХI веках мусульманской религии. Ту или другую новую религию, как правило, принимали не народы, а их правители по политическим соображениям. Иногда требовалось очень много времени, чтобы отучить народ от старых обычаев и ве­рований и сделать его последователем новой веры. Так, видимо, было и в Волжской Булгарии с мусульманством, кото­рое было религией правящей верхушки, а простой народ продолжал жить по своим старым верованиям, возможно, до того времени, когда стихия монгольского нашествия, а впоследствии набеги золотоордынских татар, не вынудили оставшихся в живых бежать из Закамья на северный берег реки, независимо от племен и языка.

Автор теории только вскользь упоминает о таком важном для казанских татар историческом событии, как возникновение Казанско­го ханства. Он пишет: “Здесь в ХIII-ХIV веках образуется Казанское княжество, переросшее в ХV веке в Казанское ханство”. Как будто второе есть только простое развитие первого, без всяких качест­венных изменений. В действительности Казанское княжество было булгарское, с булгарскими же князьями, а Казанское ханство - татарское, с татарским ханом во главе.

Казанское ханство было создано бывшим ханом Золотой Орды Улу Магометом, прибывшим на левобережье Волги в 1438 году во главе 3000 своих воинов татар и покорившим местные племена. В русских летописях есть за 1412 год, например, такая запись: “Даниил Борисович за год до того с дружиной князей болгарских разбил в Лыскове брата Васильева, Петра Дмитриевича, а Всеволод Данилович с казанским царевичем Талычем ограбил Владимир”. С 1445 года казанским ханом стал сын Улу Магомета Мамутяк, зло­дейски убив отца и брата, что в те времена было обычным явлением при дворцовых переворотах. Летописец пишет: “Тое же осени царь Мамутяк, Улу Мухамедов сын, взял город Казань и вотчиче Казанского, князя Лебея убил, а сам сел в Казани царствовать”. Так же: “В 1446 году 700 татар мамутяковой дружины осаж­дали Устюг и взяли откуп с города мехами, но, возвращаясь, потонули в Ветлуге”.

В первом случае булгарские, т.е. чувашские князья и булгарский, т.е. чувашский казанский царевич, а во втором – 700 татар мамутяковой дружины. Было булгарское, т.е. чувашское, Казанское княжество, стало татарское Казанское ханство.

Какое значение имело указанное событие для населения мест­ного края, как шел исторический процесс после этого, какие изменения произошли в этническом и социальном составе края в период Казанского ханства, а также после присоединения Казани к Москве, – на все эти вопросы в предлагаемой теории нет ответа. Не ясно так же, как татары-мишары оказались в местах своего обитания, при общем происхождении с казанскими татарами. Уж очень элементарно дано объяснение возникновению татар-кряшен “в результате на­сильственной христианизации”, не приводя ни одного исторического примера. Почему же большинство казанских татар, несмотря на насилие, сумели сохранить себя мусульманами, а сравнитель­но небольшая часть поддалась насилию и приняла христианство. Причину сказанного в какой-то мере надо искать, может быть, и в том, что, как указывает сам автор статьи, до 52 процентов кряшен принад­лежат, по данным антропологии, к европеоидному типу, а сре­ди казанских татар таких только 25 процентов. Может быть, это объясняется какой-то разницей в происхождении между казанскими татарами и кряшенами, из чего вытекает также и различное поведение их при “насильственной” христианизации, если это действительно было в ХVI и ХVII веках, что очень сомнительно. Надо согласиться с автором этой теории А.Халиковым, что его статья является только попыткой суммировать новые данные, позволяющие вновь поднять вопрос проис­хождения казанских татар, причем, надо сказать, попыткой неудач­ной.

VI. «Чувашская» теория происхождения казанских татар

Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше четырех теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а в далеких оттуда местах. Точно так же возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. Поэтому предлагаемые теории происхождения казанских татар оказываются или ошибочными, или малоубедительными. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, т.е. область Татарской республики на левобережье Волги между Казанкой и Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размно­жились за исторический период, продолжительность которого охва­тывает эпоху от основания Казанского татарского царства бывшим ханом Золотой Орды Улу Магометом в 1438 году вплоть до революции 1917 года. Причем предками их были не пришлые “татары”, а местные народности: чуваши (они же волжские булгары), удмурты, марийцы, и, возможно также, не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая гово­ривших на языке, близком к языку казанских татар.

Все эти народности и племена, видимо, обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично, возможно, также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монголов и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса до возникновения Казанского ханства, во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно так же и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощ-киреметей - мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает нас то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 года сохранились в той же Татарской республике, например, около с. Кукмор, селения удмуртов и марийцев, которых не коснулись ни христианство, ни мусульман­ство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своих племен.

Кроме того, в Апастовском районе Татарской же республики, на стыке с Чувашской АССР, есть девять кряшенских селений и в их числе д. Суринское и д. Старое Тябердино, где часть жителей еще до революции 1917 года была “некрещеными” кряшенами, дожив таким образом до революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в нем только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.

Попутно отметим, что существование почти в наше время “некре­щеных” кряшен ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар-мусульман.

Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной сте­пени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его - чуваши, марийцы, удмурты и прочие - жил по старинным дедовским обычаям.

Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.

В середине ХV века, как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона и сбежавший из Золотой Орды хан Улу Магомет со сравнительно небольшим отрядом своих татар. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародьем - покоренные чуваши. В одной дореволюционной исторической работе по данному же вопросу читаем вот что: “Образовалось аристократическое Казан­ское царство, в котором военное сословие состояло из татар, торговое – из булгар, земледельческое же – из чувашей-сувар. Власть царева распространилась на инородцев края, которые начали переходить в магометанство”, иными словами, отатариваться. Очень это прав­доподобно и конкретно.

В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее:“Казанское ханство, феодальное государство в Ср. Поволжье (1438-1552 г.), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-Камской Булгарии. Основателем династии Ка­занских ханов был Улу Мухаммед (правил с 1438-45 гг.). Высшая государственная власть принадлежала хану, но направля­лась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса населения состояла из “черных людей”: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов”.

Татарские дворяне (эмиры, беки, мурзы и прочие) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому же иноплемен­ному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выго­дой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегиро­ванного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требованию новой “татарской” веры – ислама. Этот переход чувашей в магометанство был началом формирования народности казанских татар.

Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только сто лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государ­ственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники то Турции (Крым), то Москвы, то Ногайской Орды и т.п.

Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашской, а отчасти и из других народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашего времени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других на­родностей края.

Отатаривание темных масс поволжских народностей было резуль­татом энергичной и планомерной деятельности среди них мусульман­ского духовенства, получавшего часто богословскую, а заодно и политическую подготовку преимущественно в султанистской Турции. Вместе с проповедью “истинной” веры эти “богословы” татарскому народу, который оставался в темноте и невежестве, прививали неприязнь и враждебность к русскому народу. В конечном счете, татарский народ до XX в. продолжал оставаться вдали от европейской культуры, в отчуждении от русского наро­да и пребывал в полном невежестве и темноте. С другой стороны, все поволжские народности (чуваши, мордва, мари, удмурты и кряшены) к середине XIX в. оказались на краю полного исчезновения с исторической сцены в результате отатаривания и поглощения их той самой застывшей на уровне средневе­ковья арабско-мусульманской культурой.

Таким образом, формирование народности казанских татар нача­лось после возникновения Казанского ханства и продолжалось несколько столетий, именно путем отатаривания в основном чувашей , они же булгары, которых и надо считать в первую очередь пред­ками казанских татар. Сказанное подтверждается исследованиями и последнего времени.

В материалах по истории чувашского народа (в статье В.Д.Димитриева – ред.) читаем: “Огромное количество левобережных суваров (чувашей) в ХIII-ХIV вв. и начале ХV ст. переселилось в северные районы левобережья Волги в Приказанье. Несмотря на отатаривание значительной части этих чувашей, много их было в Казанском уезде, даже в ХVI-ХVIII веках. В актах ХVI - начала ХVII вв. в Казанском уезде мне удалось зафиксировать до 100 чувашских селений”.

“Левобережные чуваши постепенно отатаривались. Архивные документы свидетельствуют о том, что в первой половине ХVII в. в Казанском уезде многие чуваши принимали ислам и начинали именовать себя татарами”. “Быстрый, рост численности казанских татар был обусловлен, прежде всего, отатариванием, главным обра­зом чувашей, а также марийцев, удмуртов и других”.

“В ХVI в. татар численно было меньше чувашей. Число татар в дальнейшем росло, в значительной мере за счет мусульманизации главным образом чувашей, а также марийцев, удмуртов и др. Многочисленное чувашское население Казанского уезда было поглощено татарами”.

Академик С.Е.Малов говорит: “...Когда раньше приезжали в Казань из-за границы антропологи, то они удивлялись, что в некоторых уездах бывшей Казанской губернии, по их измерениям, население состояло из марийцев. Но эти ант­ропометрические марийцы были в то же время по языку и быту совер­шенно татарами… В данном случае мы имеем отатаривание марийцев”.

Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чуваш­ского происхождения казанских татар. Оказывается, луговые мари и теперь называют татар “суас”. Это обстоятельство Н.И.Ашмаринсчитает одним из дока­зательств булгарского происхождения чувашей на том основании, что название господствующего народа в булгарский период марийцы будто бы автоматически перенесли на новых, прибывших из Золо­той Орды покорителей. Это не особенно убедительно. Напрашивает­ся другое более достоверное и простое объяснение.

Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно вначале, каких-либо изме­нений у соседей в результате появления у них еще одного бога – Аллаха – и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей – русских – с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары – это те же, оставившие о себе у русских печальную память татаро-монголы.



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 Формирование
  • 2 Культура
    • 2.1 Свадебные обряды
    • 2.2 Погребальный обряд
    • 2.3 Национальная одежда
  • 3 Антропологические типы казанских татар
  • 4 Теория этногенеза казанских татар
  • 5 Районы расселения
  • Литература
    Примечания

Введение

Казанские татары. Фото 1885 года

Казанские татары - одна из основных групп, составляющих татарский народ. Говорят на среднем диалекте татарского языка кипчакской группы тюркских языков. Этническую основу казанских татар составили волжские булгары и другие тюркские, а также отчасти финно-угорские племена волго-уральского региона.


1. История

1.1. Ранняя история

После завоевания в 1236 году Волжской Булгарии монголами и ряда булгарских восстаний 1237 и 1240 годов Волжская Болгария входит в состав Золотой Орды. Позже после распада Золотой Орды и возникновения на ее месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство. В результате консолидации булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.


1.2. Формирование

В XV-XVI веках происходит формирование казанских татар. Казанские татары, как наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса казанских татар занималась земледелием, сильно развито среди казанских татар было ювелирное искусство, происходившее от булгарского, а также кожевенное, деревообрабатывающее ремесла и многие другие. Значительная часть татар была занята в различных кустарно-ремесленных производствах. Материальная культура татар, складывавшаяся в течение длительного времени из элементов культуры булгар и местных племён, испытала также влияние культур народов Средней Азии и других регионов, а с конца XVI века - русской культуры.

[Казанские и оренбургские татары]

С того времени, как Казанское царство российскою силою побеждено и к российскому государству присовокуплено, рассеялись многие татара в продолжение сей войны, а остальные переселились от части толпами в непобежденные тогда ещё татарские области: вот по чему и сделано было в казанском царстве гораздо больше перемен, нежели в прочих завоеванных местах...

При сем [российском] правлении многие казанские татара, с дозволения оного, перешли с прежних своих мест на жилище в другие страны, которые показались им привольнее: вот по чему и умножилось число рассеянных станиц и селений сих татар в пограничных с Казанскою губерниях, а именно в Оренбургской, Тобольской, а от части также в Воронежской, и в некоторых других... однако они в житейских своих обрядах вере сообразны казанским татарам: почему и не примену, говоря об оных, и на сих ссылаться.

Оренбургских казанских татар отнюдь не должно смешивать с перекочевавшими в сию [Оренбургскую] губернию ордами, как то с киргизцами, а от части и уфскими татарами. Прямые оренбургские татара живут в Оренбурге т по крепостям оренбургской линии по реке Урале частию рассеяно, а частию в особливых слободах, в собственных слободах и городке Каргале на реке Сакмаре, в 18 верстах от Оренбурга... Уфские городские и деревенские татара суть древние древние беглецы казанские, и они многолюдны. В Оренбургской исешской провинции ведется уже с лишком сто лет селение, состоящее из некоторых деревень, и прозывается по Ичкинскому ручью...

Все оренбургские казанские татара числом превосходят настоящих казанских, да и прочих, в рассеянии живущих, наберется не меньше, как и казанских. Казанские татары получили свое название от главного города Казани... В прочем, по собственным преданиям, не особливого колена, но произошли от оставшихся тут [в Казани] на поселении разных поколений ратоборцов и от привлеченных в Казань иностранцов, а особливо ногайских татар, которые все чрез соединение свое в единое общество составили особый народ.

Миллер Карл Вильгельм. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов,..» Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.


2. Культура

2.1. Свадебные обряды

У казанских татар были своеобразные способы приобретения невесты, как остаток глубокой старины в Поволжье. Как способы приобретения невесты, так и свадебные обычаи казанских татар представляют резкие отличия от обычаев и обрядов прочих их соплеменников и имеют большое сходство с обрядами соседних инородцев (чуваш, черемис, мордвы и вотяков), что указывает на близкое их соседство с древнейших времен и взаимное влияние. У казанских татар существовали три способа приобретения невесты: 1) Похищение путем насильственным, то есть против воли как самой девушки, так и ее родных; 2) Добровольный уход девушки из родительского дома к жениху - по обоюдному с ним согласию, но без ведома и согласия родителей сторон; 3) В порядке обыкновенного сватовства, по воле и предварительному соглашению родителей сторон. Все эти способы практикуются и у прочих народов Поволжья .


2.2. Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар, на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует,что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII–XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .


2.3. Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой - стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.


3. Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырех основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.


4. Теория этногенеза казанских татар

См. раздел «Теории этногенеза» в статье Татары .

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них :

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

5. Районы расселения

Казанские татары (казанлы), являются основной частью татарского этноса в Татарстане, уступая лишь в нескольких районах мишарам (в Дрожжановском, Нурлатском, Чистопольском, Буинском и Черемшанском районах). Основной ареал расселения казанских татар - так называемое Заказанье и Вятка (Арский, Балтасинский, Атнинский, Высокогорский, Сабинский, Тюлячинский, Кукморский, Зеленодольский, Пестреченский, Лаишевский районы), а также Закамье, восток и юго-восток республики, где они известны в том числе под названием тептяри (Заинский, Актанышский, Мензелинский, Агрызский, Сармановский, Азнакаевский, Муслюмовский, Тукаевский, Бавлинский, Ютазинский, Бугульминский районы) и Горная сторона (Зеленодольский, Верхнеуслонский, Камскоустьинский, Апастовский, Кайбицкий, районы). Также доминируют в Мамадышском, Камско-Устьинском, Тетюшском, Рыбно-Слободском, Елабужском, Менделеевском, Нижнекамском, Спасском районах. В ряде районов соотношение казанских татар и мишар равное, либо они относительно преобладают. В основном на юге республики (Аксубаевский, Алькеевский, Спасский, Алексеевский, Ново-Шешминский, Лениногорский, Альметьевский районы).

Татары, проживающие в Самарской, Кировской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областях, Пермском крае и Республиках Башкортостан и Марий Эл в массе своей также являются казанскими татарами и доля мишар среди них мала, но следует также рассматривать и татарскую ассимиляцию марийцев. Что касается Башкортостана, то в некоторых районах (Кармаскалинский, Аургазинский, Кушнаренковский, Чекмагушевский, Балтачевский, Бураевский, Кигинский, Чишминский, Благоварский и Буздякский) татары в большинстве своем имеют мишарские корни. Казанскотатарские/тептярские корни имеют татары проживающие в Илишевском, Янаульском, Дюртилинском, Татышлинском, Аскиновском, Шаранском, Бакалинском, Ермекеевском, Миякинском, Нуримановском, Иглинском, Салаватском и др. районах северо-запада Башкортостана.


Литература

  • Петр Знаменский. Казанские татары.
  • Гайнутдин Ахмаров. Свадебные обряды казанских татар.
  • Косач Г.Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Каариайнен К., Фурман Д.Е. (отв. редакторы). Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. М., Институт Европы РАН, Институт Евангелической Лютеранской церкви Финляндии, 2007.

Примечания

  1. Гайнутдин Ахмаров- Свадебные обряды казанских татар - nevesta-kazan.narod.ru/text/tatar-ahmerev.htm
  2. «Современные остатки языческих обрядов чуваш». Казань. 1879. С.16
  3. Дроздова Галина Ивановна ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД НАРОДОВ ВОЛГО-КАМЬЯ XVI-ХIХ ВЕКОВ (ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ И ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ) - www.tataroved.ru/publicat/Drozdova.doc
  4. Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии. // Происхождение казанских татар. Казань, 1948 C.30-34.
  5. , Татары , Буджакские татары , Заболотные татары .