Бони джонстауне. Бойня в джонстауне. Коммунизм в отдельно взятом городе

Среди погибших было 270 детей, в том числе и младенцы. До событий 11 сентября 2001 года это была самая крупная единовременная гибель среди американских граждан. Массовая гибель сектантов взбудоражила мировое сообщество и подняла волну отрицательного отношения к различного толка религиозным общинам, отколовшимся от официальной религии. Но до сего дня остаются в этой трагедии неясности и белые пятна.

Джим Джонсон

«Храм народов» был основан в 1955 году в Индианаполисе, США, неким Джимом (Джейсом) Уорреном Джонсом. Он родился в этом же штате в г.Крит в 1931 году. С детства мальчика привлекала предлагаемая церковью помощь обездоленным и гонимым, он рано принял решение что станет священником. В 1930-1940-х годах в штате Индиана, как в прочем и других, проводилась политика сильной расовой сегрегации, но юношу расовая нетерпимость возмущала. Начавшаяся в конце 40-х годов антикоммунистическая компания, известная как «охота на ведьм», заинтересовала Джима марксистскими идеями. И, постепенно, он начал разделять основные коммунистические принципы, не отходя от постулатов христианства.

С 1954 года молодой человек проповедует на улицах Индианаполиса за крупнейшую конфессию протестантов- пятидесятников в США, «Собрания Господни». Но административному совету церкви не пришлись по нраву постоянные упоминания в проповедях о равенстве белых и чернокожих людей. И Джонс, вместе с рядом его единомышленников, принял решение об организации собственной церкви, не делающей различий между людьми по цвету кожи или социальному статусу. Так 4 апреля 1955 была основана «Церковь Слова Христова», которая через год была переименована в «Храм народов».

История «Храма народов»

В 1960 году Джонс получает сан священника, а его церковь становится официальным членом «Церкви Христа» в Индианаполисе. «Храм народов» сразу становится заметной церковью, так как в те времена было невозможно представить приход со столь разнообразным этническим составом. На проповедях молодой священник не делил паству по национальному и расовому принципу. Консервативные жители Индианы весьма недоброжелательно относились к деятельности организации. В конце концов Джонс и его церковь были что называется выжиты из Индианы, и в 1965 году «Храм народов» переезжает в долину Редвуд близ Сан-Франциско, Калифорния. В этот период община насчитывала приблизительно 80 человек. В ее составе были, в основном, маргиналы: бездомные, проститутки, наркоманы, представляющие многие национальные и расовые меньшинства. Этих людей привлекали разнообразные социальные программы «Храма народов». Были организованы бесплатная столовая для бедняков и детский сад, работала программа заботы о пожилых людях, существовали бесплатная медицинская помощь, а так же юридическая помощь в получении пособий. Постепенно организация «Храм народов» разрослась настолько, что имела шесть школ, девять домов престарелых, печатала ежемесячный журнал тиражом в 30 тысяч экземпляров.

Но в то же время Джонс начал ужесточать правила внутренней жизни общины, он требовал от своих последователей большей концентрации на делах церкви и практически полного разрыва с родственниками и друзьями, к этой церкви не примкнувшими. Это дало повод навесить на Джонса ярлык сектанства со стороны других христианских групп, в ответ «Храм народов» замкнулся внутри себя еще больше.

С увеличением численности организации возникли проблемы и с родственниками членов общины. Все больше появлялось судебных исков против «Храма народов», обвинявших секту и ее главу в насильственном удержании членов коммуны, их зомбированию, а так же вымогании у них денежных средств обманным путем. В ответ на растущее давление, Джонс требовал от членов организации все большей строгости и дисциплины, что породило недовольство некоторых из них. Из общины вышло восемь адептов, обвиняя Джима Джонса в применение психологических средств подавления воли членов организации, в эксплуатации их труда с целью получения прибыли.

Упоминались применение жестких наказаний за провинности и нарушения внутреннего устава общины. Произошел серьезный публичный скандал, подхваченный прессой, он перерос в мощную информационную кампанию против организации. «Храм народов» получил ярлык «деструктивного культа». Родственники объединялись в организации и требовали серьезного расследования деятельности «Храма народов» федеральным правительством. Эти обстоятельства вынудили Джонса принять решение покинуть пределы США.

«Храм народов» в джунглях Гайаны

Еще в 1974 году несколько членов «Храма народов» основали поселение в джунглях Гайаны (ранее Британская Гвиана). Ими был арендован участок вблизи Порт-Кайтума площадью около 15,6 квадратных километров, поселение назвали по имени главы церкви — Джонстаун. Именно туда в 1977 году переехал Джонс вместе со своими последователями, которых насчитывалось тогда более 900 человек.

В Джонстауне новопоселенцы занялись расчисткой и облагораживанием территории, строительством жилого поселка, а затем и выращиванием сельскохозяйственных культур, таких как ананасы, сахарный тростник, картофель, огурцы, капуста, тыква и многие другие. Были построены свиноферма, скотный двор, птицеферма. Работали лесопилка, мебельный цех, ремонтная база. Для детей были построены школа, детский сад, ясли. Поскольку в коммуне было достаточно преподавателей, то образование давалось на очень высоком уровне, известно что библиотека общины насчитывала более 10 тыс. книг, среди которых полные собрания сочинений Маркса и Ленина.

Жители поселка проводили в работе целый день, по 11 часов в сутки, а по вечерам проводились собрания общины или обучающие занятия, для массовых мероприятий был построен клуб. В поселке существовала больница, считающаяся лучшей в регионе, оснащенная оборудованием для выполнения флюорографии, рентгенографии, снятия ЭКГ, мог выполняться полный перечень анализов. Там работали терапевт, хирург (нейрохирург по образованию), педиатр, диетолог, штат дипломированных медсестер и фармацевт с опытом преподавательской работы. Внутри коммуны не существовало денежных отношений, но был «бесплатный магазин», в котором можно было взять необходимые товары, на всех посетителей заводилась учетная карточка.

Чистый доход от деятельности коммуны составлял около четверти млн. долларов в год. Интересно что сведения о том, что происходило в тот период внутри секты, рознятся диаметрально: среди родственников сектантов ходили слухи о том, что Джонс насильно удерживает людей, заставляя их батрачить под присмотром надсмотрщиков за колючей проволокой, полностью изолирует членов общины от связей с внешним миром, запугивает их угрозой нападения извне и навязывает идеи массового самоубийства. Сам Джонс является алкоголиком и наркоманом и заставляет сожительствовать с собой сразу нескольких женщин. Несогласные подвергаются физическим наказаниям. Но большинство посещавших коммуну Джонса, а это было более пятисот (!) визитеров - гайанских и иностранных граждан - чиновников, журналистов, политиков, сотрудников посольств, аккредитованных в Гайане, позитивно отзывались об атмосфере в Джонстауне.

Советский консул в Гайане Тимофеев Ф. М. говорил, что читая толстенную книгу отзывов был поражен: «В этих записях часто встречалось слово «рай»- люди писали о возникшем у них впечатлении, будто они побывали в раю и видели счастливых, одухотворенных людей, живущих в гармонии между собой и дикой, первозданной природой».

Политика и «Храм народов»

Но коммуна не была единственной деятельностью «Храма народов». В целом число прихожан церкви Джонса достигло к середине 70-х 20 тыс. человек. Организация была сильным раздражающим фактором для правительства США. Джонс не скрывал, что находится в состоянии войны с правительством США по вопросам гражданских прав, расовой справедливости. Он объявил себя врагом системы, для которой моральные ценности менее важны нежели материальные. «Любовь к деньгам - корень всякого зла», утверждал Джонс.

На выборах Джонс оказывал поддержку либерально-прогрессивным политикам, левым партиям и их лидерам с помощью избирательных голосов членов своей организации. Так не без его помощи пришли к власти мэр Сан-Франциско Д.Москун, районный прокурор Д.Фрейтас, вице-губернатор Калифорнии М.Дималли. Возглавляемая Джонсом религиозная организация издавала и распространяла бесплатную газету «Народный форум» тиражом доходившим до миллиона экземпляров, которая по сути была агитационной листовкой, которая затрагивала критикой вопиющие темы — от расовой дискриминации до темных делишек Рокфеллера и Киссинджера.

«Храм народов» осуществлял моральную и материальную поддержку всех, пострадавших в результате борьбы с недостатками правящей власти. Из известных это были все члены «Уилмингтонской десятки», лидер американских индейцев Д.Бэнкс, Анджела Дэвис, Бен Чейвис, Лаура Альенде. По инициативе организации Джонса часто устраивались многодневные и многотысячные демонстрации протеста по различным поводам. Понятно, что в результате своей деятельности «Храм народов » и лично Джонс подвергались как информационному так и силовому давлению. В один из автобусов организации была подложена бомба, Дом собраний в Сан-Франциско был взорван и сгорел дотла. Были избиты и убиты несколько членов общины, в том числе помощник Джонса Льюис. Постоянно предпринимались попытки подкупа людей, для того что бы они свидетельствовали против «Храма народов». Известно что была раскрыта попытка подкупа вышеупомянутого индейского лидера Д.Бэнкса. В обмен на клеветническое выступление в адрес Джонса ему пообещали закрыть уголовное дело на него. Отказавшись, Д.Бэнкс обвинил ФБР в этой провокации через СМИ.

Американские официальные источники стараются замалчивать серьезный момент в истории секты. В марте 1978 г. на общем собрании коммуны было принято решение об эмиграции в СССР в полном составе и передано в советское посольство официальное прошение о предоставлении советского гражданства ее членам и переводе на счета в Госбанке СССР денежных средств организации «Храм народов ». Джонс и его окружение никогда не скрывали симпатии к Советскому Союзу, даже выбор Гайаны при переезде из США они объясняли тем, что это страна социалистической ориентации.

В декабре 1977 года советский консул Тимофеев Ф. побывал в Джонстауне с дружественным визитом, а Джонс и его ближайшие соратники стали частыми гостями в советском консульстве. Федор Тимофеев в своих воспоминаниях отмечал, что посещавшие его адепты упоминали о непрекращающемся, даже после выезда из США, преследовании Джонса и других членов организации, что в Америке против «Храма народов» начата настоящая травля. «Все эти люди подробно рассказали мне, что борьба секретных служб против «Храма народов » в США приняла угрожающие размеры: физически уничтожен был ряд членов «Храма», многие арестованы. В гонениях на общину участвуют ФБР и ЦРУ… Перлюстрируется вся корреспонденция… американская таможня задерживает без оснований грузы, направляемые из США в Джонстаун . Используются экономические рычаги давления на гайанское правительство, чтобы добиться принудительной репатриации членов общины США…».

Для решения о предоставлении политического убежища коммуне официальная Москва пригласила для начала делегацию от «Храма народов», о чем 27 ноября 1978 года консул Тимофеев Ф. приехал оповестить лично. Но переезду в Советский Союз, в возможность которого уже поверили члены общины, помешала разразившаяся трагедия.

Американский конгрессмен Лео Райан решил посетить Джонстаун в Гайане для того чтоб разобраться насколько верна информация о бесчинствах, творимых в секте и как живет поселение американских граждан. К этому визиту его подтолкнуло бесконечное давление «Озабоченных родственников», так назвал созданное движение некто Тим Стоун, который ранее служил адвокатом в «Храме народов » и был изгнан оттуда за связи с ЦРУ. Для объективности конгрессмена сопровождали несколько журналистов и представителей организации родственников. 17 ноября 1978 года Райан приехал в Джонстаун и два дня инспектировал порядки в коммуне. Жители поселка выглядели довольными и счастливыми, конгрессмен не нашел ничего предрассудительного. Но за время его пребывания Райану тайно передали, что некоторые члены общины хотят вернуться на родину. Тогда конгрессмен решил обстоятельно пообщаться с людьми и выяснил что около шестнадцати человек хотят покинуть коммуну.

Этот факт может и разозлил Джонса, но не встретил никакого сопротивления с его стороны. Расследование так же установило факт, что в Джонстауне Л. Райан подвергся нападению одного из членов общины Дона Слая. Хоть никаких серьезных повреждений сенатор не получил, но, чтоб не подвергаться реальной опасности, группа визитеров приняла решение об отъезде. Назад возвращалось на 16 человек больше, Джонс выдал всем желающим вернуться паспорта и сумму денег на проезд домой. Для увеличившейся группы сенатор вызвал дополнительный шестиместный самолет. Во время посадки на самолет один из уезжающих членов секты, некто Лэйтон, достал ружье, спрятанное под одеждой, и начал стрелять в пассажиров. Прежде чем его удалось разоружить, он успел троих ранить. Во время инцидента, на взлетную полосу въезжает трактор с прицепом и выскочившие из него люди открывают стрельбу. В результате сенатор Лео Райан, трое журналистов и один бывший член коммуны оказались убиты. Среди погибших журналистов был оператор NBC, снимавший происходившее на камеру до последней своей минуты, эта видеозапись сохранилась. Так же в деле есть фотографии, сделанные на месте событий оставшимся в живых журналистом Райтерманом. В ходе нападения один из самолетов получил повреждения, и улететь смогли не все. Остальных членов группы позже эвакуировали самолетом гайанских ВВС.

Гибель «Храма народов»

Шокированные происшедшим, коммунары вечером провели собрание, запись которого сохранилась и являлась одной из основных улик ФБР в этом деле. Официальная версия гласит так: Джим Джонс объявил о смерти конгрессмена и сказал что после случившегося жизнь коммуны уже не будет прежней и единственный выход из ситуации - это совершить «революционный акт самоубийства». Не все согласились с лидером, некоторые предлагали связаться с русскими и настаивать на немедленной отправке общины в Россию. Но большинство поддержало Джонса, и по его указанию был приготовлен бак с виноградным напитком, в который добавили цианид и валиум. Сначала отравили детей, ну а затем и взрослые, глядя на умирающих своих детей не колебались и приняли яд. Официальная версия также допускает, что не все принимали яд добровольно, и что, возможно, многих заставили выпить отравленный напиток силой. В результате коллективного самоубийства членов организации «Храм народов» в Гайане 18 ноября 1978 года погибло 918 человек. Кстати в их число входит и находившаяся в то время в столице Гайаны Ш. Амос, которая по официальной версии перерезала горло троим своим детям, а затем сама покончила с собой при помощи ножа. Сам Джим Джонс был обнаружен застреленным.

: 32-я годовщина гибели

18 ноября 1978 года 918 американских граждан, включая около 260 детей (из них 83 младенца) якобы совершили массовое самоубийство в затерянном в джунглях Гайаны поселке-коммуне под названием Джонстаун (Коммуна «Храм народов» - «Peoples Temple»), названном в честь основателя и духовного лидера Коммуны - Джима Джонса.

Американская пресса быстренько объявила это событие самым массовым самоубийством в истории США XX века, а власти США признали организацию «Храм народов» деструктивным культом и официально запретили ее.

При этом не нашлось никого «лейтенанта Коломбо», которого заинтересовали бы такие факты, как:

Коммуна специально переехала в 1975 году в Гайану (Ю.Америка) из США, потому, что в США ее стали преследовать спецслужбы США - убивать, поджигать, взрывать, о чем Коммуна неоднократно писала в своей газете «Peoples Temple».

Уже находясь в Гайане, Коммуна неоднократно официально информировала, что ей угрожает опасность со стороны спецслужб США: «Испытав на себе злобность реакционных сил в США, мы и здесь, в отдаленном районе, не закрываем глаза на возможность того, что нас могут буквально физически уничтожить».

В сентябре 1977 года, за 14 месяцев до «самоубийства» ЦРУ посылало в Джонстаун специальный отряд вооруженных наемников с целью похитить всех детей Коммуны и вернуть их в США. В течение двух дней наемники следили за поселком и пытались понять, что там происходит. Они не увидели ни колючей проволоки, ни вооруженных охранников, ничего такого, к чему их готовили. Наоборот, они услышали полные оптимизма народные американские песни, негритянские гимны-спиричуэлы, которые хором пели переселенцы. Они видели, как родители отводили детей в школу, а сами шли работать на поля, фермы, в мастерские. Лидер наемников Мэйзор признался членам Коммуны, что эти картины настолько поразили его самого и его «компаньонов», что они не смогли выполнить возложенную на них миссию, явились в поселок и чистосердечно признались в том, что замышляли сделать.

За все время существования Коммуны ее многократно посещали официальные и неофициальные делегации из США, Гайаны, других стран. Ни одна делегация не обнаружила какого-либо насилия, зомбирования, запугивания членов Коммуны.

Из телеграммы в госдепартамент о визите консула США Ричарда Мак-Коя в Джонстаун 11 февраля 1978 года: «На основании своих личных наблюдений и бесед с членами «Храма народов» и гайанскими правительственными чиновниками консул убежден в невероятности сообщений, что кого-либо удерживают в Джонстауне против воли. Во время бесед с членами «Храма народов» он ни разу не ощущал, что люди испытывают страх, принуждение или давление. Они выглядели достаточно сытыми и выражали удовлетворение своей жизнью. Некоторые занимались тяжелой физической работой, ремонтировали технику и расчищали поля, но это обычная работа на фермах... Люди, с которыми он говорил с глазу на глаз (некоторые из них были теми, кого якобы удерживали против их воли), свободно и непринужденно вели беседу и отвечали на его вопросы. Местные правительственные чиновники, часто без предварительного уведомления посещающие поселок, говорили консулу, что они никогда не замечали каких-либо странных явлений в поселке.»

Американский адвокат Чарлз Гэрри, посетивший Джонстаун 6 ноября 1977 года: «Я побывал в раю. Я видел общину, где нет такого явления, как расизм...»

Коммуна не была религиозной организацией. «Мы не религиозная, а вполне светская организация. Слово «секта» к нам неприменимо. Мы употребляли его для маскировки нашей деятельности, когда были в Штатах. Без этого мы просто не могли бы существовать, не говоря уж о том, чтобы все вместе выехать из Соединенных Штатов», - говорил Джим Джонс советскому консулу Федору Михайловичу Тимофееву 27 сентября 1978 года, когда тот вместе с доктором Н.М.Федоровским приехали в Джорджтаун для ознакомления с Коммуной.

Джим Джонс не был каким-то одиозным фанатиком, каким его попытались представить после убийства. Его поддержки в свое время добивались в Калифорнии многие политики. В 1976 году он помог Джорджу Москуну избраться в мэры Сан-Франциско, который в ответ предложил Джонсу войти в городскую комиссию по правам человека, а затем назначил его председателем комиссии по жилищному строительству. В том же 1976 году будущий вице-президент США Уолтер Мондейл в время предвыборной поездки по Калифорнии пригласил Джима Джонса на борт своего самолета и имел с ним продолжительную беседу. В 1977 году Джим Джонс организовал для «первой леди США» Розалин Картер грандиозный митинг-встречу с цветным населением Калифорнии. «Мне доставило большое удовольствие быть вместе с Вами в период избирательной кампании», - писала Розалин Картер Джиму Джонсу в письме от 12 апреля 1977 года.

Все члены Коммуны два раза в год проходили обязательное медицинское обследование.

Главная улица в поселке называлась улица Ленина.

Члены Коммуны учили русский язык, читали в оригинале Пушкина, Льва Толстого, изучали Конституцию СССР, советские законы.

В марте 1978 года, за 7 месяцев до «самоубийства» члены Коммуны единогласно проголосовали на общем собрании за переселение на постоянное жительство в СССР, о чем подали официальное прошение в советское консульство в Гайане.

Непосредственно перед своей гибелью, опасаясь за свою судьбу, Коммуна передала советскому консулу в Гайане Ф.Тимофееву все свои финансовые средства - наличные, чеки, финансовые поручительства. Члены Коммуны, имеющие право подписи в банках составили завещание, по которому все вклады «Храма народов» в банках следовало передать Советскому Союзу через советского консула (все это было потом передано Тимофеевым властям Гайаны).

На конец ноября 1978 года была запланирована первая поездка делегатов Коммуны в СССР для выбора места возможного проживания...

18 ноября 1978 года жизнь этих, возможно в чем-то наивных, людей неожиданно оборвалась...

17 ноября, за день до убийства в аэропорт столица Гайаны - Джорджтауна (не путать с Джонстауном!) прибыла группа «туристов» из США - 50-60 человек, все мужчины 20-30 лет, хорошего физического сложения. Они арендовали несколько местных самолетов, вылетели из аэропорта и дальнейшая судьба их неизвестна.

С 18 ноября в аэропорту столицы Гайаны стали приземляться военно-транспортные самолеты США. Такого не наблюдалось с тех пор, как был аннулирован договор «Аткинсонфилд», по которому ВВС США имели право использовать аэродром в Джорджтауне (Гайанское правительство денонсировало этот договор после того, как в 1977 году агенты ЦРУ взорвали над Барбадосом кубинский авиалайнер, вылетевший из Гайаны).

Военнослужащие США блокировали место трагедии и двое суток(!) не допускали туда правоохранительные органы Гайаны.

Все трупы лежали лицов вниз, примерно в одинаковых позах. Это невозможно при самоотравлении каким бы то ни было веществом, тем более цианидами, после принятия которых смерть наступает практически мгновенно. Позы трупов и их расположение были изменены кем-то после смерти людей, что возможно только в первые 2-4 часа после смерти.

Обязательное по правилам США вскрытие криминальных трупов не проводилось.

США предложили властям Гайаны похоронить все трупы в специально вырытом большом рве без опознания трупов и без взятия образцов тканей. Гайанское правительство с этим не согласилось.

Только на третьи сутки, когда трупы уже начали разлагаться от тропической жары, на место трагедии были допущены представители властей Гайаны и главный патологоанатом Гайаны доктор Лесли Муту произвел вскрытие части трупов и обнаружил у умерших следы инъекций цианистого калия.

На трупах были обнаружены уколы в местах, недоступных для инъекций собственной рукой.

Для того, чтобы покончить жизнь самоубийством с помощью цианистого калия достаточно просто выпить этот яд. Никакой необходимости делать себе инъекции этого яда нет.

После долгих проволочек трупы были вывезены на Доверскую военно-воздушную базу (США, Пенсильвания). Было произведено только семь вскрытий (15 декабря 1978 года, т.е. почти месяц после гибели), после чего все трупы были сожжены в обстановке строжайшей секретности.

По поводу гибели этих людей не было проведено никакого судебного расследования.

18 ноября, одновременно с «самоубийством» в Джонстауне, в столице Гайане (более 200 км от места трагедии) были убиты работающие там сотрудники «Храма народов».

Через 3 дня, 21 ноября, в США, в своем рабочем кабинете был убит друг Джима Джонса мэр Сан-Франциско Джордж Р. Москун. Предположительно он собирался выступить с заявлением, относительно «самоубийства» Джима Джонса.

13 марта 1979 года 32-летний Майкл Прокс (бывший агент ЦРУ, внедренный в «Храм народов», позднее раскаявшийся в этом и перешедший на сторону Джима Джонса) организовал пресс-конференцию в номере 106 мотеля 6 на Каназ-Авеню г. Модесто (Калифорния), раздал собравшимся репортерам свое заявление на 42 страницах, вышел в ванную и застрелилcя. В заявлении Прокса говорилось: «Правда о Джонстауне скрывается потому, что правительственные органы США принимали самое активное участие в его уничтожении. Я уверен в этом потому, что когда вступал в «Храм народов», то сам был тайным осведомителем...»
...

Что тут добавить? Обыкновенный капитализм, ничего удивительного...

Защитники капитализма иногда говорят сторонникам социализма: «Зачем вы насильно хотите свергать капитализм? Если ваш коммунистический метод хозяйствования более эффективен, организуйтесь в коммуны, работайте, показывайте большую эффективность своего труда, побеждайте нас экономически...»
Но вот, что происходит в реальной жизни с теми, кто пытается мирно, ненасильственно выйти из под власти Капитала:

Использованы материалы книги «Гибель Джонстауна - преступление ЦРУ».
Авторы: С.Ф.Алинин, Б.Г.Антонов, А.Н.Ицков
Москва, «Юридическая литература», 1978 1987 /опечатка исправлена 19.11.13/.

20 ноября 1978 года мир был потрясен резней в Джонстауне. С 18 на 19 ноября в этой колонии на территории Гайаны (Южная Америка) были расстреляны, зарезаны и отравлены 918 граждан США. Однако и сейчас мало кто знает, что фактически эти люди уже не были американцами. De facto убитые были гражданами СССР.

Умалчивая о том, что все факты свидетельствовали об убийстве, основные СМИ США («Нью-Йорк Таймс», «Ассошиэйтед пресс» и др.) немедленно назвали трагедию «массовым самоубийством». Официальная версия трагедии, изложенная в американских, а затем и мировых СМИ, хорошо известна.

По ней, некий Джим Джонс объявил о своей пророческой способности исцелять и произвел себя в Иисусы. Это привлекло в организованную им общину «Храм народов» множество членов. Всякое инакомыслие здесь пресекалось. Вступивший в «Храм народов» не мог добровольно покинуть его. Ренегатство наказывалось смертью и проклятием. Будучи тоталитарной, община нуждалась в самоизоляции, железном занавесе.

Именно это послужило причиной эмиграции «Храма народов» в Гайану. Там была основана колония Джонстаун - город Джонса. Колония имела систему подчинения. У подножия находились рядовые члены общины, над ними стояла «Комиссия храмового планирования» - последователи Джонса, отмеченные заслугами. Еще выше находились «12 ангелов». Венчал пирамиду сам Джим Джонс. Он имел «личную охрану», «эскадрон смерти» и «службу порядка».

Культ Джонса процветал, но потом у него началось помутнение рассудка. В этот момент в Гайану приезжает конгрессмен Лео Райан с группой журналистов, чтобы на месте посмотреть, как обеспечиваются права американских граждан в колонии. Во время посещения он раскрывает изуверскую подоплеку, пытается бежать и вывезти группу колонистов, но Джонс посылает погоню, которая расстреливает и беглецов, и конгрессмена. Затем Джонс приказывает всем сектантам покончить с жизнью. Тех, кто не хотел умирать, убивали. Американская армия и ЦРУ попытались спасти сектантов, но появились слишком поздно.

Эта история и была предложена миру в качестве объяснения шокирующих кадров, где среди тропической растительности лежали сотни трупов мужчин, женщин и детей.

Как их убивали. 7 ноября 1978 года в советском посольстве в Гайане состоялся прием в честь годовщины Октябрьской революции. Среди 300 приглашенных были и шесть человек из «Храма народов». Их присутствие вызвало возбуждение среди американских дипломатов. Причина озабоченности - намерение руководства «Храма народов» переселиться всей общиной в СССР.

Через четыре дня функционер «Храма» Шерон Амос приехала в советское посольство, находясь в сильном волнении, и сообщила о скором визите к ним американского конгрессмена Лео Райана. От его визита в Джонстауне ожидали неприятностей. Она поинтересовалась, отправлена ли в Москву их просьба о переселении в СССР, и получила заверение, что все было отослано немедленно. Консул Федор Тимофеев передал ей анкеты для оформления виз и ходатайств на получение советского гражданства. Шерон уехала успокоенная.

17 ноября во время следующего визита в советское посольство Шерон радовалась, что первый день визита Райана в Джонстауне прошел очень хорошо. Конгрессмен заявил, что никогда не видел более счастливых людей, чем здесь, в джунглях Гайаны. Шерон также сообщила русским, что вместе с Райаном прибыла группа журналистов и родственников - всего 18 человек. Однако, кроме них, в этот же день в Гайану приехали около 60 туристов из США, все мужчины. Они остановились в отелях «Парк» и «Тауэр» и арендовали для своих целей самолеты.

Внедренная в «Храм» агентура ЦРУ и «группа туристов» стали первым эшелоном в акте ликвидации людей, подавших прошение о получении советского гражданства. Первые организовали ряд провокаций и обеспечили действия вооруженных агентов. Вторые занимались непосредственно ликвидацией.

18 ноября конгрессмен Райан и журналисты прибыли в аэропорт Порт-Кайтума для отлета в США, где произошло следующее: «Взлетную полосу переезжали грузовик и трактор с платформой. Тем временем к самолетам приближались трое неизвестных. Боб Браун и Стив Санг нацелили свои камеры. И вдруг началась стрельба. Раздались крики».

По словам Чарльза Краузе (журналиста «Вашингтон пост»), одного из немногих выживших свидетелей, дело было так: «Я побежал вокруг самолета, миновал группу NBC, ведущую съемки, и спрятался за колесо. Кто-то упал на меня и скатился. Я понял, что ранен. Еще чье-то тело упало на меня и скатилось. Я лежал беспомощно, ожидая выстрела в спину. Стрелявшие хорошо делали свое дело, добивая раненых в упор. Как я миновал смерти, никогда не пойму».

По свидетельству сотрудников советского посольства, вечером 18 ноября в разгар трагедии радиостанция Джонстауна транслировала свою передачу с помощью кода, зафиксированного впервые. Какой ключ использовал шифровальщик и кому адресовались послания, неизвестно.

За четыре часа до того, как конгрессмен Райан с журналистами покинул Джонстаун, из Джорджтауна вылетел самолет, арендованный американскими «туристами» якобы для осмотра Порт-Кайтума. По свидетельству местных жителей, из самолета вышли около двух десятков молодых мужчин и отправились осматривать окрестности. Очевидно, часть именно этих людей участвовала в нападении на конгрессмена. Журналисты фотографировали нападавших, но никто не смог опознать убийц. А ведь жители Джонстауна знали друг друга в лицо…

В это же время с аэродромов Панамы и Дэлавера взлетели транспортные самолеты с морпехами США и взяли курс на Гайану. В окрестностях Джонстауна был выброшен авиадесант.

Двумя часами позже с территорий Венесуэлы и частных миссий «Нуэвос Трибос» и «Резистенсия» («крыши» баз ЦРУ) стартовали три вертолета. Подлетное время составляло 1 час 10 минут.

Кольцо вокруг Джонстауна захлопнулось. Спецгруппа ЦРУ одним из первых убила Джима Джонса. По свидетельству Марка Лейна, давшего пресс-интервью в Джонстауне 20 ноября, он лично насчитал 85 выстрелов. «Джонс закричал: «О, мама, мама, мама!» - вспоминает Лейн, - и затем прозвучал первый выстрел».

Началось массовое истребление людей. Когда выстрелы смолкли, в живых осталось не более половины деморализованных жителей коммуны, в основном женщины, дети и старики. Их собрали вокруг центрального павильона, затем разделили на группы по 30 человек и под конвоем рассредоточили по поселку. Каждую группу выстроили в очередь для приема «успокоительного», которое было смесью транквилизаторов и цианистого калия. После появления первых же скрученных в судорогах жертв опять началась паника, вновь раздались выстрелы. Детям вливали яд насильно, зажав нос. Оставшихся положили на землю и кололи шприцами с этим же «коктейлем» прямо через одежду в спины. Затем трупы были сложены штабелями для предполагаемого массового сожжения…

Двое суток армия и спецслужбы США занимались «непонятно чем» в Джонстауне. Лишь 20 ноября гайанские чиновники и три журналиста (в том числе и раненный в бедро Краузе) были допущены в поселок.

Из показаний советского консула в Гайане Федора Тимофеева: «Около 20:00 (18 ноября) меня вызвал из зала сотрудник посольства, и я увидел Дебору Тушет и Паулу Адамс (членов «Храма народов»). Я попросил полицейского пропустить их на территорию посольства. Все были крайне взволнованы. Дебора сказала, что она получила сообщение из Джонстауна: «Там творится что-то ужасное. Я не знаю подробностей, но жизнь всех членов коммуны в опасности.

Поселок окружен вооруженными людьми. Что-то стряслось с Райаном. Кто-то напал на него, когда он возвращался в Джорджтаун. Прошу вас взять на хранение это». И Дебора протянула мне увесистый кейс. Я спросил, что в нем. «Здесь очень важные документы нашего «Храма», деньги и записи на магнитофонных кассетах», - отвечала она. Я поинтересовался, сколько денег.

Она ответила, что точно не знает, так как там и наличные, и чеки, и финансовые поручительства. Ввиду чрезвычайных обстоятельств они просят взять их на хранение, так как не исключено, что на штаб-квартиру в Джорджтауне может быть совершено нападение, а может, ее уже разгромили. Я не мог отказать этим людям и взял то, что они принесли. Позднее кейс был передан гайанскому правительству. Когда я вернулся, жена сказала, что звонила Шерон Амос.

Это было примерно в то же время, когда меня разыскали Паула и Дебора. Шерон плакала и говорила, что Джонстаун окружили вооруженные люди. Несмотря на помехи, она приняла радиограмму, в которой сообщалось, что над поселком кружат вертолеты. «Помогите, Джонстаун гибнет! - кричала она.

Они не пощадят никого! Кто-то ломится в мою квартиру! Сделайте все, чтобы спасти нас!». Линия разъединилась. Моя жена тут же позвонила в полицию, но ей ответили, что к дому Амос уже выслан усиленный наряд. Однако Амос и трое ее детей погибли. Их зарезал агент ЦРУ, бывший морпех Блейки, внедренный в организацию Джонса. Потом его объявили умалишенным, и он скрылся из поля зрения. Итак, в ту ужасную ночь с 18 на 19 ноября в Джонстауне шла чудовищная резня. США совершили одно из наиболее страшных своих преступлений - они расстреляли, зарезали, отравили 918 своих граждан...».

Храм коммунистов. Все имевшие отношение к «Храму народов» организации СССР и США прекрасно знали, что «религиозная секта» в Джонстауне не была религиозной. Джим Джонс в молодости действительно был проповедником, но со временем разочаровался в религии и стал атеистом, более того, социалистом-марксистом, что не было секретом для его соратников. Для чего же он назвал свою организацию «Храмом»?

Причины просты: Джонс, будучи практичным человеком, воспользовался преимуществами в налогообложении, даваемыми американским законодательством религиозным организациям. И, наконец, он решил использовать авторитет церкви: тот, кто приходил «просто в церковь», под воздействием проповедей Джонса часто становился убежденным социалистом.

Кстати, в этом Джонс был не одинок. За месяц до трагедии в Гайане кардинал Войтыла, архиепископ Кракова, стал Папой Иоанном Павлом II. Правда, этот руководитель церкви был убежденным антикоммунистом.

Джонс под церковной крышей позволял себе на проповедях сморкание в государственный флаг США, топтание библии с высказываниями, мол, как можно молиться такому богу, который благословляет угнетение бедных, и т. д.

Джонс с женой усыновили и удочерили восемь детей всех рас (имея собственного сына). Жил он подчеркнуто аскетично: одевался только в секонд-хэнде, для экономии отказывался передвигаться на самолетах, используя только автобусы, принадлежащие организации, никогда не останавливался в дорогих гостиницах и ресторанах.

Все решения «Храма народов» принимались путем голосования на общих собраниях, причем бывало, что решение не совпадало с мнением Джонса. Число его прихожан к середине 70-х годов достигло 20 тыс. человек, «совет» насчитывал 50 постоянных членов. За время существования коммуны в Гайане ее посетило более 500 визитеров - гайанских и иностранных граждан - чиновников, журналистов, политиков, сотрудников посольств, аккредитованных в Гайане. В толстенной книге отзывов, по словам советского консула Тимофеева, все отзывы были положительными, «я обратил внимание на то, что в этих записях часто встречалось слово «рай». Люди писали о возникшем у них впечатлении, будто они побывали в раю и видели счастливых, одухотворенных людей, живущих в гармонии между собой и дикой, первозданной природой».

«Среди тех, кто, по словам некоторых бывших последователей Джонса, получал от него политическую поддержку, были мэр Сан-Франциско Джордж Москоун и сотрудник городского управления Харви Милк. Они оба застрелены в своих рабочих кабинетах три недели назад «неизвестными лицами».

Иосиф Григулевич, членкор АН СССР, профессор: «Первая тысяча инакомыслящих американцев в джунглях Гайаны была лишь головным отрядом огромной армии потенциальных политических беженцев из США. Такого массового бегства из «капиталистического рая» никак не ожидали власти Вашингтона, и нужны были «экстраординарные средства», чтобы пресечь этот прогрессирующий процесс. Бойня в Джонстауне была частью крупного комплекса мероприятий карательных органов США, цель которых состояла в ликвидации движений политического протеста: «Черных пантер», «Везерменов», «Новых левых» и др. Участников объявленных «террористическими» организаций «Черных пантер» и «Везерменов» убивали прямо на улицах и в квартирах, открывая стрельбу без предупреждения. Таким образом, радикальные движения политического протеста были полностью разгромлены».

Доктор Николай Федоровский, врач посольства СССР в Гайане: «Все, что написано о Джиме Джонсе и его общине в американской прессе и перепечатано затем на страницах других западных газет, - сплошной и злонамеренный вымысел. «Самоубийцы», «религиозные фанатики», «сектанты», «депрессивные маньяки» - это ярлыки, которые пропагандисты усердно наклеили на мечтателей-энтузиастов, начавших строить в джунглях Гайаны пусть в чем-то наивный, но честный, бескорыстный и благородный мир для всех обездоленных и исковерканных жизнью американцев.

Помню, Джим Джонс рассказывал, что у членов кооператива было два судна, куда могли бы поместиться все участники коммуны с их движимым имуществом. Джим Джонс хотел вместе со своими единомышленниками пуститься в дальнее плавание и добраться до нашей страны, которая стала его идеалом. Он чувствовал, что тучи над его общиной сгущаются, что «кто-то» планирует заговор и готов осуществить его в любой момент. Так оно и случилось…»

Возникает закономерный вопрос: почему же правительство СССР согласилось замять эту кошмарную историю? Главная причина на поверхности - убийство карателями из США около тысячи человек, de facto уже ставших советскими гражданами, могло повлечь лишь одну адекватную реакцию: ультиматум, вслед за которым неизбежно следовало начало Третьей мировой войны.

А дряхлеющий Брежнев панически боялся ее. Документы о том, что члены «Храма народов» собирались эмигрировать в СССР, были опубликованы лишь во времена гласности в книге «Гибель Джонстауна - преступление ЦРУ» (С. Ф. Алинин, Б. Г. Антонов, А. Н. Ицков, «Юридическая литература», 1987). Однако раздувать эту историю руководителям СССР в конце 80-х опять было не с руки. В советской прессе уже начались отработка нового политического мышления и обсуждение концепции общечеловеческих ценностей. Формированию образа «цивилизованного мира» на Западе вся эта история не способствовала.

Обращение на имя посла СССР в Гайане Ричарда Д. Тропа, генерального секретаря Джонстауна, одного из руководителей «Храма народов»

Сделали свои выводы из этой истории и в правительстве США. В Штатах входят в моду у молодежи футболки с надписью «Убей комми для мамми». До капитуляции СССР в холодной войне осталось всего 10 лет…

Воля убитых. «Сельскохозяйственная миссия «Храм народов», Джонстаун, Порт-Кайтума, Северозападный район, Гайана, почтовый ящик 893, Джорджтаун, Гайана, Южная Америка, 17 марта 1978 года

Его Превосходительству Послу Советского Союза.

Настоятельная просьба. «Храм народов», социалистический сельскохозяйственный кооператив по советскому образцу, в составе более 1000 эмигрантов из США, живущих в Гайане, подвергается жестоким преследованиям со стороны американских реакционеров, решивших уничтожить его. Наши средства находятся под угрозой. Мы обращаемся к Советскому Союзу через Ваше Превосходительство с настоятельной просьбой помочь нам открыть специальный банковский счет для сельскохозяйственного кооператива «Храм народов» в советском банке, чтобы обеспечить сохранность наших средств и в случае, если наша организация будет уничтожена, оставить их под советским контролем…»

«Почтовый ящик 893, Джорджтаун, Гайана (Южная Америка), 18 сентября 1978 года, Его Превосходительству послу Советского Союза

Джорджтаун, Гайана.

Уважаемый сэр! В интересах безопасности нашего кооператива, которому угрожают американские реакционеры, ибо он представляет собой успешно развивающийся социалистический коллектив с марксистско-ленинской перспективой и полностью поддерживает Советский Союз, мы заявляем от имени общины (группы американцев, прибывших в Гайану, чтобы оказывать помощь в строительстве социализма) о своем желании направить делегацию членов нашего руководства в Советский Союз для обсуждения вопроса о переезде наших людей в вашу страну в качестве политических эмигрантов.

Информация о населении кооператива. всего населения:

1200 (включая 200 жителей США, которые вскоре должны прибыть в Гайану). До 18 лет - 450 человек; от 18 и старше - 750 человек…

…Основания для этой просьбы: под руководством товарища Джима Джонса «Храм народов» активно боролся против несправедливости за гражданские права в течение 25 лет в Соединенных Штатах.

«Храм народов» всегда испытывал глубокое уважение к Советскому Союзу. Ваши впечатляющие успехи за 60 лет строительства социализма, победа в полной жертв войне, которую перенес советский народ, защищая родину (и тем самым весь мир) от фашизма, решительная и постоянная поддержка Советским Союзом освободительной борьбы во всем мире были неиссякаемым источником великого вдохновения для нас. Во всех своих публичных выступлениях товарищ Джонс заявляет о полной солидарности с Советским Союзом. На каждом митинге исполняется гимн СССР…

В течение многих лет и в особенности после того, как «Храм народов» пожертвовал несколько тысяч долларов в фонд защиты Анжелы Дэвис, нас преследовали агенты правительственных учреждений, и в первую очередь разведывательных служб. Нам удалось тогда выяснить, что Федеральное бюро расследований (ФБР) решило наказать «Храм народов» и планировало покончить с товарищем Джонсом, как оно это сделало с Мартином Лютером Кингом…

С братским приветом Ричард Д. Тропп, генеральный секретарь.

«Храм народов» - сельскохозяйственная община в Джонстауне».

В 1950-х года Джим Джонс создал свою церковь, которую назвал «Народный храм». Задачей церкви была забота о бедных, раздача бесплатных обедов. Одной из основных отличительных особенностей «Народного храма» был смешанный этнический состав — и белые, и чернокожие с радостью принимались в организацию. Церковь призывала к расовой терпимости, поддерживая движение за гражданские права. В то время белые и чернокожие принадлежали к разным приходам, и практика Джима Джонса стала причиной недовольства общественности.

К середине 1970-х годов у «Храма» было девять домов престарелых, шесть бесплатных школ. Кроме того, он выпускал ежемесячный журнал тиражом 30 тысяч экземпляров. Члены организации работали в молодежном колледже Санта-Роса.

Ядерная война, паранойя и зомби

В это же время Джонса начинает тревожить перспектива ядерной войны, и он задумывается о перемещении своих прихожан за границу, где, по его мнению, можно спастись от ядерного взрыва, Однако это была не единственная причина покинуть Штаты. Против «Народного храма» стали выдвигаться судебные иски, обвиняющие Джонса в зомбировании людей, В прессе появляются публикации, называющие организацию деструктивным культом, утверждается, что люди насильственно удерживаются в ее рядах, что их воля подавляется, вымогаются денежные средства, а провинившиеся жестоко наказываются.

Большие трудности пришлись на долю прихожан на новом месте. Оказалось, что Джонс страдает паранойей и всецело зависит от наркотиков. Тем не менее фортуна улыбнулась ему. В результате сотрудничества с более влиятельной религиозной организацией «Ученики Христа» он открывает новые церкви в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе и становится влиятельной политической фигурой.

Визит конгрессмена

В 1973 году Джонс начинает работать над воплощением своей мечты — переезда общины в Гайану, В 1974 году в гайанских джунглях, на участке площадью 16 квадратных километров, несколько членов «Народного храма» основали поселок, названный в честь Джима Джонса Джонстаун. Сначала туда переехали всего 50 членов церкви. Но уже к концу 1978 года население поселка составляло более тысячи человек. Это была межрасовая община. Прихожане много работали, чтобы обеспечить себя всем необходимым, а по вечерам проводили собрания.
Однако скоро в СМИ просочилась информация, что не все в Джонстауне так чудесно. 13 ноября 1977 года в журнале San Francisco Examiner появилась статья, рассказывающая историю о Бобе Хьюстоне. Его отец был уверен, что сына убили, когда тот попытался покинуть «Народный храм».

Местного конгрессмена Лео Райана заинтересовала эта история. В июне 1978 года Райан заслушал показания Деби Блейки, беглеца из Джонстауна. По словам Деби, Джим Джонс проводил с населением поселка массовые репетиции самоубийства. Конгрессмен решил разобраться, что же на самом деле происходит в Джонстауне. 14 ноября 1978 года он вылетел в Гайану вместе со своими сотрудниками, журналистами и некоторыми родственниками прихожан.

Джонс был уверен, что у посетителей сложится прекрасное мнение о единстве общины, но во время визита сенатору тайно сообщили, что некоторые члены общины хотят покинуть поселок. Райан взялся им помочь. Известие о том, что кто-то собирается покинуть поселение, разозлило Джонса, но он не подал виду.

Вооруженное нападение

На следующий день, в субботу, Райан собрал около 20 беженцев на взлетно-посадочной полосе неподалеку от города Порт-Кайтум. Два самолета должны были забрать их и отвезти в столицу Гайаны Джорджтаун.

Одного из беженцев звали Лэрри Лэйтон, это был человек Джонса. Во время посадки в самолет Лэрри достал из-под одежды пистолет и начал стрелять в своих «братьев». Его удалось разоружить, но троих пассажиров он ранил. В это же время на взлетно-посадочной полосе неожиданно появились грузовик и трактор, принадлежащие «Народному храму». Несколько вооруженных людей вышли из грузовика и открыли огонь по людям. Через пять минут трактор и грузовик скрылись. Лео Райан, трое журналистов и один бывший член коммуны погибли. Боб Браун, оператор NBC, снимал нападение на камеру до тех пор, пока не получил пулю в голову. Видеозапись нападения сохранилась. Журналист Тим Райтерман, который находился на взлетной полосе, сделал ряд фотографий, запечатлевших последствия атаки. Один из самолетов получил значительные повреждения и не мог лететь. Второй улетел в столицу, пилот сообщил диспетчеру по радио о случившемся. Оставшиеся члены группы добрались до Порт-Кайтума.

Сок с цианистым калием

В тот же день Джонс провел собрание, объявив, что конгрессмен убит и после случившегося жизнь общины уже не будет такой, как раньше. Единственным выходом из ситуации, по словам Джонса, могло быть только самоубийство. Его поддержали многие члены общины, сохранившаяся аудиозапись собрания это подтверждает. Джонс убеждал людей, что смерть — это всего лишь шаг в следующую жизнь. Некоторые возражали, что дети не должны умирать, но их никто не слушал.

Затем был приготовлен бак, заполненный виноградным напитком, в который добавили цианистый калий. Детей отравили первыми. Глядя на то, как умирают их малыши, взрослые не колебались и принимали яд сами. Некоторые пытались спастись, но сталкивались с вооруженными охранниками, которые расстреливали беглецов. Но более ста человек все же смогли убежать в джунгли. В результате акта коллективного суицида погибли более 911 человек, включая 270 детей. Джима Джонса нашли с пулей в голове. Предполагают, что это было самоубийство.

Контроль над разумом

Так что же случилось в Джонстауне? Эпидемия безумия, гибель тоталитарной секты по классическому сценарию или массовое уничтожение людей, ставшее результатом зловещего заговора?

Сразу же после трагедии в прессе появились указания на то, что конгрессмен Лео Райан во время своего визита в Джонстаун обнаружил неоспоримые доказательства того, что Джим Джонс штатный агент ЦРУ, участвовавший в длительном эксперименте над контролем сознания. И чтобы скрыть реальные факты (мертвые молчат), был организован массовый суицид. Истинной целью произошедшего в Гайане было убийство Лео Райана, а массовое самоубийство — всего лишь хитрый маневр для отвлечения внимания. Убить 911 человек, чтобы скрыть убийство одного — почему бы и нет, если нависла угроза рассекречивания бесчеловечного эксперимента, проводимого американским правительством?

В коллективный суицид никто не верит

В 1980 году Постоянный специальный комитет Сената по разведке провел расследование массового самоубийства в Джонстауне и объявил, что никаких доказательств, подтверждающих причастность ЦРУ к этому событию, не обнаружено. Тогда почему большинство документов, касающихся расследования этой трагедии, было засекречено правительством США? Почему из более чем 900 тел вскрытию подверглись только шесть? Этот факт вызвал массу подозрений, ведь правительственные органы США, согласно закону, были обязаны провести вскрытие каждого тела! По словам доктора Муту, проводившего обследование тел погибших в Джонстауне, у некоторых взрослых на спинах были обнаружены следы от инъекций, свидетельствующие о том, что цианид им вводили против их воли…
Общественность пытаются убедить, что произошедшее было коллективным безумием. Но кто всерьез поверит в то, что такое огромное число людей могло совершить коллективный суицид?! Именно поэтому Джонстаунская трагедия по-прежнему занимает одно из первых мест в списке всемирных заговоров.

Три дня в Джонстауне

Фильм про Джима Джонса и его коммуну, что тогда было принято называть. Он организовал в штатах религиозное течение Народный Храм, куда собрались более тысячи человек. Но позже его начали доставать, и часть этого храма переехали в Гайану в 78м году (Южная Америка). Там посреди леса построили поселение и назвали в честь основателя коммуны Джонстаун. Тем временем на родине росло недовольство родственников требовавших разбирательств у властей.

В конце концов, конгресс США решил отправить туда своего представителя и нескольких журналистов. По ходу выяснялось, что в коммуне применяются пытки и жестокие наказания. Часть людей считала Джима Джонса святым, а другую часть просто держали против воли. По началу, когда конгрессмен прибыл на место, их ожидал теплый прием. Но, позже люди стали просить забрать их. А предводитель решил отпустить их. И тогда все больше людей начали выходить к нему с просьбой забрать. И около 15-20 человек уехали с ними. В итоге уехавших неподалеку расстреляли люди Джонса. А сам Джонс с приближенными приготовили сосуды с цианидом смешанным в виноградном соку. Выпили или заставили выпить всех, включая детей. Когда люди прибыли на место, то обнаружили 909 тел, более 270 из них дети.

Самое интересное, до этого самого места они пошли добровольно. Их никто не призывал в коммуну, никто не принуждал. Они хотели просто лучшей жизни, пусть не материальной, но моральной. А всего один человек, стал причиной добровольного ухода из жизни почти тысячи человек, всего один.

Осенью 1978 года в джунглях Гайаны при загадочных обстоятельствах погибли почти тысяча американцев - последователей культа «Храм народов».

18 ноября 1978 года в 13:00 из Джорджтауна, столицы Гайаны, вылетел самолет, арендованный двадцатью американцами. В 14:00 он приземлился в Порт-Кайтума, где располагалось поселение религиозной общины «Храм народов», и неизвестные, покинув борт, скрылись. Обратно в Джорджтаун ни один гайанский самолет эту группу не перевозил: то были наемники ЦРУ, которые вместе с другими бандитами в 19:30 начали истребление беззащитных жителей коммуны Джонстаун. Людей расстреливали в упор, травили цианистым калием. Всего было уничтожено 918 человек, - сообщал о трагедии жителям СССР первый в стране цветной еженедельный журнал «Собеседник» в 12-м номере в марте 1987 года.

По официальной версии, озвученной ЦРУ, трагедия была коллективным актом суицида религиозных фанатиков, которые не пощадили собственных детей. Независимые наблюдатели, не отвергая версии суицида, указывают на то, что расследование инцидента было проведено из рук вон плохо, а ряд, казалось бы, безобидных документов строго засекречен.


Статья в «Собеседнике» за 1987 год.

Храм для всех

Новое религиозное движение «Храм народов», впоследствии признанное американскими властями тоталитарной сектой, в 1955 году основал человек по имени Джим Джонс. Главным отличием общины Храма от множества подобных ей было отсутствие расовой сегрегации: белые, чернокожие, латиноамериканцы, азиаты, индейцы - Джонс принимал всех и проповедовал равенство. В то время это было нонсенсом. Неприязни к его учению добавляло уже самое название - «апостольский социализм». Тогда в США ко всему, что даже опосредованно было связано с коммунизмом, относились враждебно.

Расцвет организации пришелся на середину 70-х. В распоряжении «Храма народов» находились шесть школ, девять домов престарелых и еженедельник тиражом 30 тысяч экземпляров. Джонс начал вращаться в высших политических кругах, его принимали вице-президент США Уолтер Мондейл и первая леди страны Розалин Картер. Обеды в его честь посещали губернаторы и политики федерального уровня.

Однако деятельностью «Храма народов» были озабочены не только расисты и антикоммунисты, но, главное, родственники его членов. Они утверждали, что прихожан храма «зомбируют», и требовали от властей тщательного расследования. Тучи сгустились над головой Джима Джонса в 1977 году после серии разгромных публикаций в прессе. Тогда он принял решение уехать в Гайану, где еще в 1974 году «Храм народов» приобрел участок земли площадью более 1,5 тысячи гектаров. За ним последовали более 900 человек. Поселение назвали Джонстауном.


Отец «Храма народов» Джим Джонс

Социализм в отдельно взятых джунглях

Жители коммуны работали по 11 часов в день, организовали детский клуб, лесопилку, ясли, каждый вечер проводили собрания. Однако ползли мрачные слухи о пытках, телесных наказаниях за малейшие провинности и повальной наркомании в Джонстауне.

Их подхватывала и активно распространяла организация «Озабоченные родственники», где первую скрипку играл бывший адвокат «Храма народов» Тимоти Стоун, изгнанный по подозрению в связях с ЦРУ. Частично эти сведения подтверждали и другие бывшие члены секты.

Вдобавок представители храма наладили контакты с советскими дипломатами в Гайане, включая консула Федора Тимофеева. В марте 1978 года делегация коммуны попросила у Советского Союза политического убежища и сообщила о намерении разместить свои (немалые) средства в советском Внешторгбанке. Для обсуждения деталей переезда общины в Советский Союз Джонса пригласили в Москву - встреча была назначена на конец ноября.


Будни Джонстауна

Кровавая проверка

Однако в середине ноября по настоянию «Озабоченных родственников» в Джонстаун отправился конгрессмен Лео Райан. Для объективности оценки происходящего в джунглях Гайаны он взял с собой несколько журналистов и представителей организации родственников. Примечательно, что Райан был приверженцем леволиберальных позиций и выступал за ограничение операций ЦРУ за рубежом.

Тем не менее члены коммуны восприняли новость о предстоящем визите американской делегации в штыки, но все же решили принять Райана и его спутников 17 ноября. Конгрессмен остался ночевать в коммуне и в целом остался удовлетворен увиденным. И это несмотря на то, что один из сектантов напал на него с ножом, но был обезоружен другими членами «Храма народов». Политик заверил Джонса, что данный инцидент не повлияет на общую картину.

Конгрессмен Лео Райан

Перед отъездом Райан предложил пастве Джонса уехать с ним в США. Свое согласие дали 16 человек, что было воспринято остальными как предательство. Для их перевозки в аэропорт Порт-Кайтума был вызван дополнительный самолет. Во время посадки произошло непредвиденное.

На взлетную полосу выехали грузовик и трактор с прицепом, полные вооруженных людей. В тот же момент с другой стороны появились трое неизвестных, обезоружили полицейских и открыли огонь на поражение. В результате были убиты конгрессмен Лео Райан, корреспондент NBC Дон Харрис, оператор NBC Боб Браун, фотограф San Francisco Examiner Грег Робинсон (журналисты вели съемку происходящего до последних секунд жизни) и член «Храма народов» Патриция Паркс.

Когда началась стрельба, самолет с представителями «Озабоченных родственников» и представителями «Храма народов», которые решили покинуть Джонстаун, попытался взлететь. В этот момент один из «храмовников» Ларри Лейтон достал пистолет и начал убивать. Оружие заклинило, и стрелка удалось обезвредить. Для двоих прихожан храма было уже слишком поздно.

Бак яда

Когда весть о случившемся достигла коммуны, Джим Джонс созвал собрание. Он сообщил, что теперь от «Храма народов» точно не отстанут и единственный выход - совершить «революционный акт самоубийства». Он приказал приготовить большой бак виноградного напитка Flavor Aid и добавить туда цианистого калия и валиума.

Первыми яд приняли дети, а за ними последовали и взрослые. Примечательно, что самого Джонса и его коллегу Энн Мур нашли застреленными. В общей сложности погибли 909 человек, включая 270 детей.

Позже в своей квартире в Джорджтауне - столице Гайаны - была найдена мертвой член коммуны Шарон Амос и ее четверо детей. Так гласит официальная версия.


Так выглядел Джеймстаун 19 ноября 1978 года

Кое-что не сходится

Поскольку большая часть информации об инциденте засекречена, вокруг произошедшего в Джонстауне родилось множество конспирологических теорий. Большинство из них сводятся к тому, что так или иначе к трагедии причастны американские спецслужбы. Одни говорят, что массовую гибель спровоцировали внедренные агенты ЦРУ, другие - что военные просто-напросто перебили сектантов.

Подозрения возникли практически сразу, поскольку данные о числе погибших росли день ото дня: 346, 405, 775, 800, 869, 910, 912 и 913, хотя окончательной стала цифра в 909 человек. Каким образом первоначальная цифра выросла почти втрое? Вопреки американским законам (а все погибшие, напомним, были гражданами США) вскрытию подвергли всего 7 тел, включая застреленного Джонса. Главный патологоанатом Гайаны господин Муту, работавший на месте трагедии, пришел к выводу, что не менее 700 человек были убиты - он обнаружил следы инъекций на спинах умерших. Да и все документы были сразу и строго засекречены.

На наш взгляд, немалый интерес представляют воспоминания консула СССР в Гайане Федора Тимофеева. Еще 11 ноября Шэрон Амос сообщила ему, что в Джонстауне опасаются визита американской делегации и ждут провокаций. В день трагедии представитель «Храма народов» Дебора Тушет передала ему кейс с ценными бумагами организации и сообщила: «Там (в Джонстауне. - Прим. „Ридус“ ) творится что-то ужасное. Я не знаю подробностей, но жизнь всех членов коммуны в опасности. Поселок окружен военными людьми. Что-то стряслось с Райаном. На него напали неизвестные люди».


Чуть позже он узнал, что примерно в это же время его жене звонила Шэрон Амос.

Шэрон плакала и говорила, что Джонстаун оцепили вооруженные люди. Несмотря на помехи, она приняла радиограмму о том, что над поселком кружатся военные вертолеты. „Помогите, Джонстаун гибнет! - кричала она. - Они не пощадят никого! Кто-то ломится в мою квартиру. Сделайте все, чтобы спасти нас!“. Телефон разъединился, - вспоминает Тимофеев.

Советский дипломат прямо возлагает вину за случившееся на американские спецслужбы.

Однако не менее интересен тот факт, что задолго до трагедии Джим Джонс несколько раз инсценировал массовое самоубийство. Причем именно в том самом виде: пастве раздавали стаканы с соком и сообщали, что в них яд, который подействует через 45 минут. Якобы таким жестоким способом «Отец» проверял лояльность членов «Храма народов».

Как бы то ни было, во всей этой истории был найден только один виноватый - Ларри Лейтон, тот самый, что открыл стрельбу в самолете. Власти Гайаны его оправдали и экстрадировали в США, где он получил срок и был досрочно отпущен в 2002 году.